© 2023, Карасева Эвелина Витальевна 1013
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
НАИБОЛЕЕ ЯРКИЕ ДЕЯТЕЛИ В ОБЛАСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ
Наиболее плодотворной из ранних попыток воспитания и обучения слабоумных была деятельность французского врача-педагога Эдуарда Сегена (1812—1880). Кроме того, он был одним из тех, кто сумел проанализировать, обобщить и оформить в виде целостной медико-педагогической системы собственную практику воспитания слабоумных. Задача воспитания глубоко отсталых, по мнению Сегена, заключается в том, чтобы вывести их из инертного состояния, поставить в связь с внешним миром. Конечная цель воспитания — развить способности, дать навыки производительного труда для того, чтобы глубоко отсталые могли своим заработком окупить свое содержание и перестали быть бременем для общества, были бы людьми полезными. В США Сеген работал в разных штатах, последние 30 лет в Нью-Йорке. Им был создан особый тип школ для слабоумных, которые получили название «физиологические школы Сегена».
В широкой пропаганде в странах Европы дела призрения, воспитания и обучения глубоко отсталых детей большую роль сыграл швейцарский врач-педагог И. Гуггенбюль (1816—1863). Начало деятельности Гуггенбюля в области воспитания слабоумных совпадает со временем начала деятельности в этой же области Сегена. В 1841 году Гуггенбюль открыл в Швейцарии на склоне горы Абендберг школу-приют для кретинов и идиотов (Абендбергский приют).
Те несомненные успехи, которые были достигнуты Итаром, Сегеном и Гуггенбюлем в области воспитания и обучения слабоумных (глубоко отсталых), дали свои плоды. Общество поверило в то, что и у идиотов можно воспитать такие человеческие качества, которые способны сделать их в какой-то мере полезными людьми.
ГЕРМАНИЯ
Широкие общественные и государственные мероприятия по воспитанию и обучению умственно отсталых детей в Германии стали осуществляться только со второй половины XIX века.
Немецкий историограф лечебной педагогики Франц Трензель указывал на то, что в 1803 году в школе для бедняков города Зайтца был создан особый класс для умственно ограниченных детей. В этом классе проводились (кроме субботы и воскресенья) специальные одно-двухчасовые дополнительные занятия по чтению, письму и арифметике с теми детьми, которые не справлялись с программой в обычных условиях.
Некоторое время в добавочном классе школы в г. Зайтце работал учителем Иоганн Трауготт Вайзе (1793—1859). Воспитание слабоумных он рекомендует начинать с 3—5 лет, т. е. после появления всех молочных зубов и связанного с этим нормального произношения. Вайзе рекомендует воспитателю указывать пальцем на окружающие предметы, называть их и требовать того же от ребенка. Затем надо учить ребенка выполнять указания — словесные команды: «Подними правую руку вверх», «Посмотри направо», «Положи правую руку на левое колено» и т. д. Вся педагогическая система Вайзе направлена на пробуждение и развитие духовных сил слабоумных. Эта система нашла в дальнейшем последователей в первых учреждениях для слабоумных в Германии.
Одновременно с чисто педагогическими мероприятиями, в отношении которых Германия опередила все другие страны, здесь возникают учреждения, основанные на филантропическо-христианских принципах. Это приюты для слабоумных, организуемые обычно пасторами с целью призрения глубоко отсталых детей.
В 1835 году пастор Хальденванг (1803—1862) открывает приют в Вильдберге.
В 1852 году пастор Йозеф Пробст (1816—1884) после посещения учреждения Гуггенбюля открывает приют в Эксберге. Занялись воспитанием слабоумных пасторы Диссельхофф (1827—1896) и Карл Бартхольд (1829—1904).
Упомянутые выше факты из истории воспитания и обучения умственно отсталых детей в Германии были этапами, которые подготовили общественное мнение к признанию возможности воспитания и обучения этих детей и определили некоторые педагогические принципы этой деятельности.
Борьба со второгодничеством и отсевом привела к восстановлению того опыта, который уже имел место в Зайтце в начале XIX века, т. е. к созданию так называемых добавочных классов для отстающих детей, а в дальнейшем к появлению вспомогательных классов при начальных школах и самостоятельных школ для умственно отсталых детей. В 1859 году такие добавочные классы были созданы в Галле по предложению ректора начальных школ Гаупта.
Начиная с 60-х годов XIX века в Германии все чаще поднимается вопрос о необходимости организации самостоятельных вспомогательных классов при нормальных школах и школ для умственно отсталых детей.
В развитии вспомогательного обучения в Германии большие заслуги принадлежат Карлу Керну (1814—1868). Он начал свою педагогическую деятельность в качестве учителя в одном из приютов Айзенаха, где совместно содержались глухонемые и слабоумные дети. В 1862 году он завершает медицинское образование и с тех пор руководит рядом учреждений для слабоумных. Керн опубликовал несколько работ по вопросам воспитания и обучения слабоумных. Его педагогическая система предусматривала строгую индивидуализацию обучения, развитие чувств и речи умственно отсталых. Керн выступил против шаблона и схематизма в работе с умственно отсталыми детьми. Он первым в своем докладе о воспитании и уходе за слабоумными детьми в Лейпцигском педагогическом обществе (1863) предложил создать для умственно отсталых детей специальные школы.
В 1894 году прусское Министерство просвещения утверждает положение о вспомогательных школах. В нем окончательно утверждаются «вспомогательные классы» и «вспомогательные школы» как учебные заведения для умственно отсталых детей.
После первой мировой войны начался новый, еще более бурный, чем в первое десятилетие XX века, рост сети вспомогательных школ. Происходило стремительное развитие организационной, педагогической и научно-исследовательской работы в области обучения и воспитания умственно отсталых детей.
АНГЛИЯ
В Англии общественное внимание к слабоумным было проявлено очень рано. Начиная с XVI века были приняты законодательные акты по вопросам наследования имущества слабоумными и душевнобольными и отграничения первых от вторых.
До середины XIX века слабоумных помещали в учреждения для душевнобольных, где они полностью подчинялись режиму этих учреждений. Это приводило к тому, что после нескольких лет пребывания слабоумных в больнице для душевнобольных их состояние значительно ухудшалось, и они становились полностью потерянными для общества людьми.
История первого учреждения для слабоумных в Англии связана с деятельностью доктора Вильяма Твиллинга. Путешествовавший по Швейцарии В. Твиллинг заблудился в горах и случайно оказался в Абендбергском приюте. Увиденное здесь его поразило. По возвращении в Англию Твиллинг изложил свои впечатления об этом приюте в брошюре. С этой брошюрой познакомилась мисс Уайт из города Бата. Содержание брошюры побудило ее открыть в 1846 году в родном городе первый в Англии приют для слабоумных. Вначале в приют было принято всего 3 детей, а через два года он обслуживал 15 воспитанников.
В дальнейшем благотворительные заведения для слабоумных стали открываться и в других городах Англии, однако они обслуживали незначительное количество лиц, нуждавшихся в этой общественной заботе.
В 1891 году Лондонский училищный совет принял решение открыть «школы специального воспитания» для умственно отсталых детей.
При приеме в эти школы дети должны были быть обследованы врачом, педагогом и директором школы. Задача этих школ — стремиться вернуть детей в обычные школы.
В 1899 году в Англии был принят закон об обучении умственно отсталых детей.
Английские специальные школы в первой четверти XX века оставляли самые лучшие впечатления у посетивших их наших соотечественников (Н.В. Чехов, Е.В. Герье, Р.Ландберг и др.). При отборе детей в специальную школу решающее слово принадлежало школьному врачу. В школе учащиеся находились под постоянным медицинским наблюдением. Периодические переобследования позволяли своевременно возвращать в обычную школу детей, способных в ней обучаться.
В январе 1925 года английское правительство издало циркуляр, призывавший соблюдать Закон об обязательном обучении умственно отсталых детей. Однако это распоряжение не имело действенного эффекта. В 30-х годах учреждения для умственно отсталых детей не обслуживали и половины нуждавшихся в них. Под школы начинают отводиться малоприспособленные помещения. Ощущается острый недостаток в учителях.
В течение 2—3 десятилетий, предшествовавших второй мировой войне, дело обучения умственно отсталых детей в Англии было довольно сильно запущено.
Отсутствие должной классификации приводило к затруднениям в дифференциации типов специальных учреждений для умственно отсталых детей. Сеть этих учреждений была мало развита и далеко не соответствовала потребности. Был снижен и уровень учебно-воспитательного процесса в специальных учреждениях для аномальных детей. В годы второй мировой войны все эти недостатки были усугублены.
В 1944 году Министерство просвещения Англии приняло постановление «О дефективных учащихся и об управлении специальными школами». Оно имело целью упорядочить всю систему специального обучения аномальных детей, дефференцировать ее соответственно состоянию дефекта и возможностям детей.
В конце 60-х, начале 70-х годов нашего века в Англии наметилась новая тенденция в организации помощи умственно отсталым детям – интеграция. Практически (организационно) движение за «интеграцию» воспитания и обучения умственно отсталых детей вылилось в тенденцию к свертыванию специализированных учреждений для этих детей, к обучению их в специальных классах обычных школ или в обычных классах.
ФРАНЦИЯ
Франции принадлежит приоритет в осуществлении первых мероприятий по изучению, воспитанию и обучению слабоумных детей. В этой стране, благодаря благотворному влиянию идей Великой французской буржуазной революции, зародились гуманистические взгляды на аномальных и на долг общества по отношению к этим лицам. Французские врачи Пинель и Эскироль провели первое глубокое исследование душевнобольных и слабоумных. Итар осуществил первый опыт воспитания глубоко отсталого. Врачи-Феррю и Лере открыли первые отделения для слабоумных детей при больницах для душевно больных. Вуазен и Сеген открыли первые школы для глубоко отсталых детей. Сеген дал миру первую медико-педагогическую систему воспитания глубоко отсталых детей.
С конца XIX века важную роль в развитии воспитания и обучения слабоумных сыграл французский психиатр Бурневиль (1840—1910). Он поставил цель - возродить и развить лучшие традиции в работе с этими детьми, заложенные Э. Сегеном и Гуггенбюлем. С момента назначения (1880) директором «Убежища для слабоумных» в Биссетре он начал коренную реорганизацию этого учреждения. Учреждение Бурневиля было в конце XIX—в начале XX века самым крупным и передовым в мире по постановке учебно-воспитательной работы.
Бурневиль выступает с докладами о необходимости открытия специальных классов и школ для умственно отсталых детей.
Под настойчивым давлением ряда врачей и педагогов французское правительство решилось создать в 1904 году особую комиссию для изучения вопроса об обучении ненормальных детей.
Исключительно многообразной была работа в этой комиссии психолога А. Бинэ и сотрудничавшего с ним врача Т. Симона. Их исследования были изложены в книге «Ненормальные дети», вышедшей в свет во Франции в 1907 году и в России в 1911 году, а также в книге А. Бинэ «Современные идеи о детях», вышедшей в России в 1910 году, и в других работах.
Большой вклад в изучение ненормальных детей внес директор Лаборатории физиологической психологии в Сорбонне Ж. Филипп совместно с главным врачом медико-педагогического института в Париже Г. Поль-Бонкуром.
Их исследования отражены главным образом в трудах «Психические аномалии среди учащихся» и «Воспитание ненормальных детей». Обе эти работы были изданы на русском языке в 1911 году.
Филипп и Поль-Бонкур возражают против отнесения педагогически отсталых детей к категории психически ненормальных, как это было принято в Бельгии. Они утвердили взгляд на умственно отсталых как на детей, имеющих анатомо-морфологические и функциональные нарушения центральной нервной системы. С причинами детской ненормальности надо, по их убеждению, бороться так же, «как это делают по отношению бронхита или желудочной диспепсии». В связи с этим в предложенной Филиппом и Поль-Бонкуром врачебно-педагогической системе воспитания ненормальных детей особое внимание уделяется физическому воспитанию этих детей, гигиеническим условиям их жизни, а также воспитанию органов чувств. Конечной целью воспитания умственно отсталых детей является подготовка их к трудовой жизни. Многолетняя работа указанной выше комиссии завершилась изданием французским правительством 15 апреля 1909 года закона «Школы и классы усовершенствования для отсталых детей».
Этот закон разрешает создавать для умственно отсталых детей специальные классы при начальных школах — классы усовершенствования и самостоятельные специальные школы — школы усовершенствования.
ИЗ ИСТОРИИ ПЕРВЫХ МЕРОПРИЯТИИ ПО ВОСПИТАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ В ДРУГИХ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВАХ (КРАТКИЙ ОБЗОР)
В Бельгии организация помощи умственно отсталым детям не стала государственной проблемой до первого десятилетия XX века, пока в этой стране не было введено обязательное начальное обучение.
Особый интерес для истории олигофренопедагогики представляет начальный период развития помощи слабоумным в Бельгии, связанный с деятельностью известного врача-педагога Жана Демора (1867—1941) и педагога-психолога Овида Декроли (1871 — 1932).
В 1901 году по предложению Демора было учреждено «Общество защиты ненормальных детей», которое объединяло все общественные силы, заинтересованные в воспитании и обучении аномальных детей. В 1907 году в Бельгии было всего 7 специальных школ, в которых занимался 791 ученик.
Так было положено начало обучению и воспитанию умственно отсталых детей в Бельгии.
Основное своеобразие бельгийской системы воспитания и обучения отсталых детей заключалось в том, что по предложению Демора с самого начала был взят курс на разделение умственно отсталых детей на две группы в зависимости от природы умственной отсталости: педагогически отсталых и медицински отсталых.
Всеми своими особенностями и успехами бельгийская специальная школа на заре ее развития была обязана деятельности названных выше двух виднейших педагогов и врачей — Демору и Декроли. Им принадлежит заслуга в широкой пропаганде идей вспомогательного обучения в своей стране и за ее пределами, а также в углубленной разработке всех методических вопросов обучения и воспитания умственно отсталых детей.
Преобразующая сила воспитания, по мнению Демора, так важна, что перед ней капитулирует даже наследственность: «.организм не прикован цепями к наследственности, ребенок не является рабом своих предков. Он может изменяться, и изменяться под влиянием воспитания».
Воспитание Демор понимает как организацию деятельности ребенка, как совокупность жизненных условий и функциональных раздражений. Именно деятельность, постоянное функционирование могут обеспечить развитие нервной системы, преодоление ее болезненных состояний. Демор признает исключительную гибкость, пластичность нервных клеток, их податливость воздействиям извне.
Таким образом, в работе бельгийских специальных школ конца XIX — начала XX века можно наблюдать оригинальные поиски методического совершенствования учебно-воспитательного процесса, стремление активизировать учебный процесс, связать обучение с жизнью и подчинить обучение задачам оздоровления психики аномального ребенка.
История воспитания и обучения умственно аномальных детей в Италии связана с деятельностью известного педагога и психолога Марии Монтессори (1870—1952) и известного врача-психолога Санте де Санктиса (1862—1954).
В 1898 году Монтессори создала в Риме Государственную ортофреническую школу для отсталых детей, где она, используя идеи Итара и Сегена, разработала систему сенсомоторного воспитания слабоумного ребенка как фундамент всей лечебной педагогики. Одной из первых Монтессори применила идеи Сегена о сенсомоторном воспитании в процессе обучения детей с легкими формами умственной отсталости.
Санте де Санктис является автором так называемой «Римской системы ухода за слабоумными». Соответственно этой системе из нормальной школы выделяются только подлинно умственно отсталые, т. е. те, которые имеют органическую патологию. Эти дети помещаются в особые самостоятельные учреждения — школы-приюты или полуприюты.
В Швейцарии интерес к судьбе слабоумных был проявлен рано, главным образом вследствие того, что в ее горных районах был очень распространен кретинизм. Кретинизм в течение длительного времени отождествлялся со слабоумием — идиотией. С 1890 года в отдельных кантонах Швейцарии принимаются законы, регламентирующие деятельность по обучению слабоумных. В 1903 году в Швейцарии насчитывалось 53 вспомогательных класса, где занималось 1096 детей.
© 2023, Карасева Эвелина Витальевна 1013