СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КОНСПЕКТ
КОМПЛЕКСНОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«Путешествие к Эколятам»
Учитель-логопед ВКК: Семенова О.В.
Цель: Обобщение знаний по разделам программы: «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать фонематический процесс, речевой слух, выразительность речи; общую и мелкую моторику.
Систематизировать навыки звуко-слогового анализа слова и умений работать со схемой и определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук» в словах.
Совершенствовать грамматический строй речи: согласование местоимения с существительным в роде и числе; существительного с числительным и соотнесение глаголов и прилагательных с существительным.
Коррекционно – воспитательные задачи:
Совершенствовать внимание, память, мышление;
Воспитывать: желание помочь ближнему, взаимопомощь; способность к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
Методы и приёмы:
Наглядный (пособия, картинки);
Словесный (совместная речевая деятельность);
Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы);
Практический (выполнение заданий, упражнений).
Игры: Сюрпризный момент (Письмо от Лесовичка.), психологическая гимнастика «Здравствуй», разминка. «Весёлый язычок», дыхательная гимнастика «Весенний перезвон», игры: «Подбери словечко» (подбор глаголов к слову солнышко), «Полянки» (Звуки), Д/и «Чей? Чья? Чьи?», «Сосчитай от 1 до 5», «Рассели птиц» (слоги), «Звуковички» (Звуковой анализ слова ЛИС), «Пчела и цветок» (Придумайте предложений с предлогами и составление схемы предложения), «Какой» (подбор прилагательных), физминутка «Цветы», пальчиковая гимнастика «Почки, листики, цветочки» и с шариком СуДжок «Весенние приметы», составление рассказа «Весна», рефлексия «Грустная и весёлая Планета Земля»
Оборудование: Письмо от Лесовичка, Аудиозапись «Звуки леса», колонка, дорожки здоровья. Солнце (грустное и весёлое) и Земля (грустная и весёлая), лучики, цветок Колокольчик и пчела, 3 полянки (красная, синяя, зелённая), 4 гнезда и перелётные птицы, мнемосхема «Весна», мяч, массажный шарик СуДжок. Картинки: лис, цветы, эколята, лес. Раздаточный материал на каждого ребёнка: коробочки с фишками, картинки на звуки (согласные твёрдые, согласные мягкие, гласные).
Ход занятия
I. Организационный момент:
Логопед: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Поздороваемся друг с другом и поприветствуем все живое.
Психогимнастика «Здравствуй»
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка - Земля
Здравствуйте мои друзья.
Логопед: Молодцы! Давайте вспомним наше правило:
Мы спокойны, мы спокойны.
Говорим всегда красиво.
Правильно, неторопливо, Всё чётко и внятно,
Чтоб всем было понятно.
Сюрпризный момент. Письмо от Лесовичка
Логопед: Здравствуйте, ребята!
Я старичок – Лесовичок житель волшебного леса!
Я в своем лесу живу, охраняю здесь траву,
Все деревья и кусты, берегу жучков, цветы,
Каждой птичке и зверку помогаю, чем могу!
У меня есть помощники – друзья Эколята. Но Злая ведьма заколдовала Эколят и превратила их в цветы. Помогите мне ребята, я один он не справлюсь с чарами злой ведьмы.
Логопед: Поможем Лесовичку? (На доске прикреплены цветы разного цвета. С обратной стороны каждого цветка нарисован Эколёнок. Дети выполняют задание, логопед переворачивает цветок – появляется эколёнок.)
Но с начало нам нужно размяться.
Разминка. «Весёлый язычок» - Упражнения для языка Сосулька тает. Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка. Лужи. Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону. Капель стучит по крыше. Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд». Лопаются почки на деревьях. Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать.
Дыхательная гимнастика «Весенний перезвон» (Вдох через нос, на выдох «Песенка гласных звуков»)
Пальчиковая гимнастика «Весенние приметы» (с шариком СуДжок)
Шарик дружно мы катаем
Пальчики мы разминаем
Приметы весны называем:
Солнце, проталина, капель, ручей,
Гнездо, птицы и жуки
Почки, листики, цветы.
II. Основная часть.
Логопед: Ну вот, можно отправляться в лес. (Ходьба по дорожкам здоровья) По тропинке шагаем и волшебные слова повторяем «Только в месте, только дружно помогать природе нужно». Закройте глаза повернитесь вокруг себя, глаза открываем. (Картина Лес и печальное солнышко)
- Мы с вами оказались в лесу. Посмотрите как темно в нём и солнце какое-то печальное, совсем не улыбается…Чего, не хватает у солнца? ( Не хватает лучей.)
Логопед: Давайте соберем все солнечные лучи, и солнце вновь заулыбается.
Игра «Подбери словечко» (Глаголы)
Логопед: Про солнышко расскажите
И лучики получите.
- Что делает солнышко весной? (Греет, пригревает, светит, освещает, веселит, улыбается, жжёт, заглядывает, заходит)
Логопед: Молодцы! Солнышко нам будит освещать путь, и мы легко справимся со всеми заданиями.
Задание 1. (Первый Эколёнок - Шалун.)
Игра «Цветочные поляны»
Логопед: Этот эколёнок очень любит цветы - вот они. Разложите цветы по полянкам. На красную полянку цветы с картинками на гласный звук. На синию - цветы с картинками на согласный, твёрдый звук. А на зелёную – цветы с картинками на согласный мягкий звук.
Логопед: Молодцы! Мы с вами расколдовали Шалуна.
(Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован Шалун.)
Задание 2. (Второй - Тихоня)
Логопед: Он немного жадный!
Но, уж очень он забавный!
Его любимые слова:
Мой, мои, моё, моя!
Д/и «Чей? Чья? Чьи?» с мячом (проталины, солнце, ветка, ручей, стрекоза, жук.)
(Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован Тихоня.)
Задание 3. (Третий - Умник)
Логопед: Он ведет веселый счет!
Всё, что видит, он считает.
Ничего не пропускает!
Д/и «Сосчитай от 1 до 5» - гнездо, капель, подснежник. (Отвечают 2 – 3 ребёнка).
Логопед: А еще этот эколёнок умеет считать слоги в словах. А вы умеете?
Д/и «Рассели перелётных птиц по гнёздам». (3 гнезда с цифрами 1-3). Птицы: грач, скворец, Лебедь, кукушка, ласточка.
(Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован Умник).
Логопед: Молодцы! Умника расколдовали!
Физминутка. «Цветы»
Наши алые цветки Плавно поднимают руки вверх.
Распустили лепестки. Соответственно тексту.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. Качание руками влево – вправо.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Головой качают, Движения головой влево – вправо.
Тихо засыпают. Приседают.
Задание 4. (Четвёртый эколёнок - Ёлочка.)
Логопед: Ребята дом птиц и зверей – это ЛЕС. А в лесу живёт проказник ЛИС. Чтобы расколдовать Ёлочку надо зашифровать слово ЛИС. Звуковой анализ слова ЛИС.
(У доски по одному звуку 3 ребенка по очереди.)
- Сколько всего звуков?
- Какой первый звук мы слышим в слове ЛИС?
- Назовите второй звук в слове?
- Назовите третий звук в слове?
(Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисована Ёлочка.)
Логопед: Эколят мы расколдовали.
Эколята: Спасибо, ребята!
Мы, любим придумывать предложения! По играйте с нами.
Игра «Пчела и цветок» Придумать предложение используя предлоги (в, на, за, под).
Логопед: Придумайте предложение и составляем схему одного из предложений – Пчёлка сидит на цветке.
Пальчиковая гимнастика «Почки, листики, цветочки»
На слова: «Почки», дети показывают кулачки, «Листочки» - показывают ладошки со сжатыми пальцами, «Цветочки» - растопыривают пальцы.
Педагог сопровождает слова действиями и иногда показывает неправильное действие, чтобы запутать детей.
Логопед: Ребята, а вы заметили, что все наши задания, так или иначе связаны с одним временем года. Вы догадались, о каком времени года я говорю? ( О весне.)
Логопед: Правильно! Проталины, лужи, подснежники, перелетные птицы… Это все весенние приметы. Давайте расскажем нашим друзьям о весне.
Составление рассказа «Весна»
- Составить рассказа о весне по схеме – рассказы 2 – 3 детей.)
Примерный рассказ: Наступила весна. Солнышко стало ярче и теплее пригревать. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. На земле появляются проталины, и появляются весенние цветы – подснежники. Птицы вернулись из теплых стран, строят гнёзда. В лесу просыпаются Медведи, ежи и насекомые. Люди рады весне.
III. Итог занятия. Аудиозапись «Звуки леса».
Организационный момент.
Логопед: Слышите звуки леса, он ожил, проснулся.
Вы сегодня, молодцы! Хорошо потрудились, выполнили задания и расколдовали всех Эколят. Лесовичок очень рад и приготовил для вас подарки – медальки «Юные Эколята». Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова «Только в месте, только дружно помогать природе нужно», повернитесь вокруг себя и откройте все глаза.
Рефлексия. Вот мы и дома.
- Скажите, вам понравилось наше путешествие?
Посмотрите это «Грустная планета земля, а это - весёлая».
- Какое задание показалось вам самым сложным?
- Какое задание - самым лёгким?
- Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?
Встаньте к весёлой планете «Земля», если вам было легко выполнять все задания, а если вам было трудно - встаньте к грустной планете «Земля».
© 2025, Семенова Ольга Владимировна 8