СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы «Оптимизация адаптационного процесса младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы

«Оптимизация адаптационного процесса младших школьников»

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что только совместными усилиями семьи и специалистов психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях школьного обучения можно добиться существенных результатов в коррекционной работе с ребенком.

Совместная работа (педагога с родителями, психолога с педагогом, родителей с детьми, педагога с детьми, психолога с детьми) должна быть направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для развития позитивных качеств ребенка. Одним из важных аспектов работы, как в семье, так и в школе, является охрана физического и психического здоровья ребенка; решение его медицинских проблем, организация охранительного режима.

Родители – это «профессия» педагогическая, но очень часто родителям не хватает элементарных психолого-педагогических знаний, они не знают, как себя вести в той или иной ситуации. На помощь родителям должны прийти школы. Установив доверительные отношения с родителями, они наладят конструктивное взаимодействие с ними, помогут им освоить родительскую «профессию»:

  • просветить по психолого-педагогическим проблемам воспитания, организовав лекторий, школу или университет для родителей, рекомендовать для чтения специально подобранную литературу;
  • научить приемам и методам конструктивного взаимодействия с ребенком;
  • консультировать по проблемам, возникающим у родителей в процессе внутрисемейных отношений, и проблемам ребенка;
  • составить коррекционную программу совместных действий родителей и специалистов по коррекции проблем ребенка;
  • поддержать родителей в кризисных ситуациях.

Система этой работы поможет родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи и, возможно, пересмотреть систему взаимодействия со своим «трудным» ребенком. Не менее важная роль в сопровождении развития ребенка принадлежит группе продленного дня, в которой ребенок проводит большую часть своего времени, где у него появляются первые школьные друзья, где он учится жить в большом классном коллективе.

В школах работают специалисты, но наука и практика психологии и педагогики школьного воспитания бурно развиваются, предлагают новые коррекционные технологии работы с «трудными» детьми, которых становится все больше, а характер их «трудностей» все разнообразнее. Педагог не может стоять на месте в своем профессиональном совершенстве.

Имеющиеся у педагогов-профессионалов знания особенностей и закономерностей детского развития необходимо пополнять знаниями по тем проблемам, с которыми педагог (воспитатель) сталкивается в работе с разными группами детей. Опираясь на эти знания, педагог сможет грамотно выстроить свою работу, улучшить взаимоотношения с ребенком и, в свою очередь, оказать ему помощь в кризисных ситуациях. А поэтому одно из направлений работы психологического сопровождения – повышение научно-методического уровня педагогов.

Самым главным в сопровождении развития ребенка является составление и реализация индивидуальной коррекционной программы. На основе комплексной диагностики и анализа его проблем целенаправленного воздействия специалистов и родителей, т. е. определение индивидуального маршрута его воспитания и обучения.

Важной целью работы с детьми детей «группы риска» является, в первую очередь, осуществление воздействия на стиль взаимоотношений взрослых с ребенком, что позволяет:

1.

2.

Основные направления работы (системное сопровождение) с детьми различных «групп риска» выстраиваются в следующей последовательности:

  • описание феномена проявлений проблем ребенка;
  • комплексная диагностика;
  • методические рекомендации к работе ДОУ;
  • рекомендации родителям в работе с «трудным» ребенком.

В системном психологическом сопровождении каждой из групп риска реализуется личностно-ориентированный подход к ребенку. Но чаще всего проблема ребенка — это комплекс трудностей, имеющих разную природу и прогнозы для коррекции.

Поэтому на фоне общеразвивающей направленной работы со всей группой для некоторых детей необходимо разработать программу индивидуального сопровождения (индивидуальный маршрут) с учетом личностных и потенциальных возможностей каждого.

Алгоритм последовательных действий при проектировании(составлении) целевых программ.

1. Работа начинается с выделения актуальных (приоритетных) проблем и целей, для предупреждения и/или коррекции которых и проектируется программа. Обычно ряд актуальных проблем в системной работе выносится на педагогический совет, который и определяет среди них приоритетную. Кратко, четко и понятно сформулированная проблема дает название программе.

Например, программу сопровождения гиперактивных детей можно назвать «Непоседы». Коррекционная программа «Раз — словечко, два — словечко.» проектируется для детей с общим недоразвитием речи. Программа сопровождения ослабленных детей «Малышок-здоровячек» направлена на оздоровительную работу с детьми и др.

2. В любой программе должна быть четко сформулирована ее конечная цель и ожидаемый результат, который соотносится с:

  • возрастными и психологическими особенностями сопровождаемой группы детей;
  • возможностями исполнителей программы — коллектива ОУ;
  • условиями работы каждого конкретного ОУ.

3.

4.

  • дает максимальный эффект при минимальных затратах;
  • не будет противоречить общей системе работы и принципам жизнедеятельности ОУ;
  • не явится причиной появления более сложных проблем, чем те, которые решаются данной программой;
  • носит комплексный характер и оказывает коррекционное воздействие на группу проблем.

5. При составлении программ целесообразно ее реализацию разбить на «шаги» («ступеньки»), определив, какова цель каждого шага, промежуточный результат и функции каждой службы и исполнителя. Разработать программу индивидуального сопровождения поможет «целевая матрица» Дж. вам Гига.

Матрица проектирования целевых программ сопровождения детей в системе дошкольных образовательных учреждений

(адаптированный вариант Дж. ван Гига)

Кто действует?

Что делает?

Теоретическое изучение проблемы

Диагностика

Сбор информации

Выработка плана

Учитель

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Социальный педагог

Воспитатель

Врач

Старшая медсестра

Инструктор ЛФК

Представитель администрации

По горизонтали отражены ведущие цели каждого этапа в реализации программ, а по вертикали – ее исполнители (сопровождающие). Целевой подход к планированию и реализации программы системного сопровождения даст возможность:

  • четко вычленить проблему и конкретную задачу, над которой работает служба по данной программе; включить весь педагогический коллектив и родителей в процесс сопровождения в режиме поступательного развития;
  • целенаправленно подбирать кадры и обеспечивать рост их профессиональной компетентности в решении детских проблем;
  • создавать в ОУ новые структурные подразделения, укрепляя и расширяя тем самым базу образовательного учреждения службы сопровождения в целом и базу проектирования и реализации целевых программ.

При матричном планировании индивидуального сопровождения программа комплексной психолого-педагогической медико-социальной помощи заключается в коррекции проблемы конкретного ребенка «командой» необходимых специалистов. Алгоритм составления программы тот же, но ориентирована она только на одного ребенка со всеми его радостями и бедами.

6. Целевая программа системного сопровождения группы детей со- ставляется рабочей группой службы сопровождения и утверждается на педагогическом совете ОУ. Анализ результатов ее реализации может быть проведен на методических советах и вынесен на обсуждение всего педагогического коллектива.

Работа по профилактике школьной тревожности

Предлагаемая программа представляет собой разработку психопрофилактических занятий, предназначенных для «проблемных» уча- щихся первого класса. Она построена с учетом «точек наименьшего сопротивления» учащихся данного возраста, то есть наиболее вероятных сложностей, связанных с особенностями социально-педагогической ситуации.

Программа включает в себя разработки мероприятий, затрагивающих не только самих учащихся, но и всех остальных участников образовательного процесса (педагогический коллектив и родителей):

  • классные часы, направленные на профилактику школьной тревожности непосредственно у учащихся;
  • семинары для учителей и родителей, в рамках которых создаются «средовые» условия для успешной школьной адаптации учащихся.

Такая «комплексность» психопрофилактической работы связана с тем, что школьная тревожность является симптомом нарушения процесса школьной адаптации. Соответственно, «стратегическая» цель психопрофилактической работы – это содействие школьной адаптации учащихся.

Классные часы, направленные на профилактику школьной тревожности у учащихся, нацелены на создание условий для успешной школьной адаптации учащихся с учетом наиболее вероятных с точки зрения возраста «факторов риска». Особенностью программ классных часов является тот факт, что зачастую их проведение можно доверить учителю — классному руководителю. Это особенно актуально в тех ситуациях, когда в школе работает единственный психолог на семьсот, а зачастую и полторы тысячи детей.

Кроме того, что данная форма работы позволяет школьному психологу более рационально использовать рабочее время, его сотрудничество с учителями способствует эффективности психологической работы, а также повышает статус психолога в глазах педагогического коллектива. С другой стороны, успешное проведение классных часов в собственном классе помогает учителю лучше узнать детей, установить с ними более доверительные отношения. Однако, при всех преимуществах данной формы взаимодействия психолога с педагогами, следует отметить и весьма существенное ограничение. Оно заключается в том, что для проведения психолого-педагогической работы с учащимися учителю необходимо четко понимать цели такой работы.

Поэтому учитель получает от психолога не только методическую разработку – программу тематических классных часов, но и четкие инструкции о том, как ее нужно проводить. Желательно, чтобы «инструктирование» учителей происходило в режиме семи пара-тренинга, на котором присутствовали бы те педагоги, которые будут осуществлять реализацию программы в той или иной параллели. Краткий план такого семинара-тренинга представлен ниже.

Циклы психопрофилактических классных часов

Предлагаемые программы классных часов неоднократно апробировались на практике. Ниже приведена программа «Я – школьник» (для первоклассников);

Цель программы: содействие школьной адаптации учащихся по средством проработки потенциально проблемных для той или иной параллели сфер школьной жизни.

Продолжительность программы: 5-6 занятий по 40 – 45 минут (1, 2 раза в неделю).

Сроки реализации программы:

1-ые классы – начало учебного года (предпочтительно провести все занятия в сентябре);

Основные методы: в работе используются, прежде всего, психолого-педагогические методы; предлагаются только те упражнения и задания, которые может провести человек без специального психологического образования. Преобладает метод дискуссии, оформленный в соответствии с психологическими возможностями учащихся разных возрастов.

Общий план работы предполагает соблюдение всех правил поведения на уроке: работа проходит за партами, отвечает только ученик, поднявший руку и спрошенный учителем и т. д. Необходимые материалы перечислены в программе для каждого занятия отдельно. Кроме того, каждому первокласснику понадобится тетрадь в клетку. Многие занятия заканчиваются созданием «итогового продукта»: памятки по теме, плаката, коллажа. Важно, чтобы получившиеся работы оставались в классном кабинете и были доступны всеобщему обозрению.

Таким образом достигается эффект закрепления материала: каждый учащихся по мере необходимости или интереса может обратиться к материалу прошедших занятий, еще раз обратить свою внимание на ту или иную проблему. Кроме того, опыт работы показывает, что такого рода «коллективные творения» сами по себе вызывают у ребят позитивные эмоции, способствуя поддержанию положительного отношения к школе, развитию групповой сплоченности в классе.

Роль психолога: психолог обучает педагогов работе по предлагаемым программам, консультирует по возникающим у них вопросам в процессе работы, анализирует результаты, ориентируясь на записи в «дневнике классных часов», сделанные педагогом.

18.04.2015 22:45


Рекомендуем курсы ПК и ПП