СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Из опыта работы
«Оптимизация адаптационного процесса младших школьников»
Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что только совместными усилиями семьи и специалистов психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях школьного обучения можно добиться существенных результатов в коррекционной работе с ребенком.
Совместная работа (педагога с родителями, психолога с педагогом, родителей с детьми, педагога с детьми, психолога с детьми) должна быть направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для развития позитивных качеств ребенка. Одним из важных аспектов работы, как в семье, так и в школе, является охрана физического и психического здоровья ребенка; решение его медицинских проблем, организация охранительного режима.
Родители – это «профессия» педагогическая, но очень часто родителям не хватает элементарных психолого-педагогических знаний, они не знают, как себя вести в той или иной ситуации. На помощь родителям должны прийти школы. Установив доверительные отношения с родителями, они наладят конструктивное взаимодействие с ними, помогут им освоить родительскую «профессию»:
Система этой работы поможет родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи и, возможно, пересмотреть систему взаимодействия со своим «трудным» ребенком. Не менее важная роль в сопровождении развития ребенка принадлежит группе продленного дня, в которой ребенок проводит большую часть своего времени, где у него появляются первые школьные друзья, где он учится жить в большом классном коллективе.
В школах работают специалисты, но наука и практика психологии и педагогики школьного воспитания бурно развиваются, предлагают новые коррекционные технологии работы с «трудными» детьми, которых становится все больше, а характер их «трудностей» все разнообразнее. Педагог не может стоять на месте в своем профессиональном совершенстве.
Имеющиеся у педагогов-профессионалов знания особенностей и закономерностей детского развития необходимо пополнять знаниями по тем проблемам, с которыми педагог (воспитатель) сталкивается в работе с разными группами детей. Опираясь на эти знания, педагог сможет грамотно выстроить свою работу, улучшить взаимоотношения с ребенком и, в свою очередь, оказать ему помощь в кризисных ситуациях. А поэтому одно из направлений работы психологического сопровождения – повышение научно-методического уровня педагогов.
Самым главным в сопровождении развития ребенка является составление и реализация индивидуальной коррекционной программы. На основе комплексной диагностики и анализа его проблем целенаправленного воздействия специалистов и родителей, т. е. определение индивидуального маршрута его воспитания и обучения.
Важной целью работы с детьми детей «группы риска» является, в первую очередь, осуществление воздействия на стиль взаимоотношений взрослых с ребенком, что позволяет:
1.
2.
Основные направления работы (системное сопровождение) с детьми различных «групп риска» выстраиваются в следующей последовательности:
В системном психологическом сопровождении каждой из групп риска реализуется личностно-ориентированный подход к ребенку. Но чаще всего проблема ребенка — это комплекс трудностей, имеющих разную природу и прогнозы для коррекции.
Поэтому на фоне общеразвивающей направленной работы со всей группой для некоторых детей необходимо разработать программу индивидуального сопровождения (индивидуальный маршрут) с учетом личностных и потенциальных возможностей каждого.
Алгоритм последовательных действий при проектировании(составлении) целевых программ.
1. Работа начинается с выделения актуальных (приоритетных) проблем и целей, для предупреждения и/или коррекции которых и проектируется программа. Обычно ряд актуальных проблем в системной работе выносится на педагогический совет, который и определяет среди них приоритетную. Кратко, четко и понятно сформулированная проблема дает название программе.
Например, программу сопровождения гиперактивных детей можно назвать «Непоседы». Коррекционная программа «Раз — словечко, два — словечко.» проектируется для детей с общим недоразвитием речи. Программа сопровождения ослабленных детей «Малышок-здоровячек» направлена на оздоровительную работу с детьми и др.
2. В любой программе должна быть четко сформулирована ее конечная цель и ожидаемый результат, который соотносится с:
3.
4.
5. При составлении программ целесообразно ее реализацию разбить на «шаги» («ступеньки»), определив, какова цель каждого шага, промежуточный результат и функции каждой службы и исполнителя. Разработать программу индивидуального сопровождения поможет «целевая матрица» Дж. вам Гига.
Матрица проектирования целевых программ сопровождения детей в системе дошкольных образовательных учреждений
(адаптированный вариант Дж. ван Гига)
Кто действует? Что делает? |
Теоретическое изучение проблемы |
Диагностика |
Сбор информации |
Выработка плана |
Учитель |
||||
Педагог-психолог |
||||
Учитель-логопед |
||||
Социальный педагог |
||||
Воспитатель |
||||
Врач |
||||
Старшая медсестра |
||||
Инструктор ЛФК |
||||
Представитель администрации |
По горизонтали отражены ведущие цели каждого этапа в реализации программ, а по вертикали – ее исполнители (сопровождающие). Целевой подход к планированию и реализации программы системного сопровождения даст возможность:
При матричном планировании индивидуального сопровождения программа комплексной психолого-педагогической медико-социальной помощи заключается в коррекции проблемы конкретного ребенка «командой» необходимых специалистов. Алгоритм составления программы тот же, но ориентирована она только на одного ребенка со всеми его радостями и бедами.
6. Целевая программа системного сопровождения группы детей со- ставляется рабочей группой службы сопровождения и утверждается на педагогическом совете ОУ. Анализ результатов ее реализации может быть проведен на методических советах и вынесен на обсуждение всего педагогического коллектива.
Работа по профилактике школьной тревожности
Предлагаемая программа представляет собой разработку психопрофилактических занятий, предназначенных для «проблемных» уча- щихся первого класса. Она построена с учетом «точек наименьшего сопротивления» учащихся данного возраста, то есть наиболее вероятных сложностей, связанных с особенностями социально-педагогической ситуации.
Программа включает в себя разработки мероприятий, затрагивающих не только самих учащихся, но и всех остальных участников образовательного процесса (педагогический коллектив и родителей):
Такая «комплексность» психопрофилактической работы связана с тем, что школьная тревожность является симптомом нарушения процесса школьной адаптации. Соответственно, «стратегическая» цель психопрофилактической работы – это содействие школьной адаптации учащихся.
Классные часы, направленные на профилактику школьной тревожности у учащихся, нацелены на создание условий для успешной школьной адаптации учащихся с учетом наиболее вероятных с точки зрения возраста «факторов риска». Особенностью программ классных часов является тот факт, что зачастую их проведение можно доверить учителю — классному руководителю. Это особенно актуально в тех ситуациях, когда в школе работает единственный психолог на семьсот, а зачастую и полторы тысячи детей.
Кроме того, что данная форма работы позволяет школьному психологу более рационально использовать рабочее время, его сотрудничество с учителями способствует эффективности психологической работы, а также повышает статус психолога в глазах педагогического коллектива. С другой стороны, успешное проведение классных часов в собственном классе помогает учителю лучше узнать детей, установить с ними более доверительные отношения. Однако, при всех преимуществах данной формы взаимодействия психолога с педагогами, следует отметить и весьма существенное ограничение. Оно заключается в том, что для проведения психолого-педагогической работы с учащимися учителю необходимо четко понимать цели такой работы.
Поэтому учитель получает от психолога не только методическую разработку – программу тематических классных часов, но и четкие инструкции о том, как ее нужно проводить. Желательно, чтобы «инструктирование» учителей происходило в режиме семи пара-тренинга, на котором присутствовали бы те педагоги, которые будут осуществлять реализацию программы в той или иной параллели. Краткий план такого семинара-тренинга представлен ниже.
Циклы психопрофилактических классных часов
Предлагаемые программы классных часов неоднократно апробировались на практике. Ниже приведена программа «Я – школьник» (для первоклассников);
Цель программы: содействие школьной адаптации учащихся по средством проработки потенциально проблемных для той или иной параллели сфер школьной жизни.
Продолжительность программы: 5-6 занятий по 40 – 45 минут (1, 2 раза в неделю).
Сроки реализации программы:
1-ые классы – начало учебного года (предпочтительно провести все занятия в сентябре);
Основные методы: в работе используются, прежде всего, психолого-педагогические методы; предлагаются только те упражнения и задания, которые может провести человек без специального психологического образования. Преобладает метод дискуссии, оформленный в соответствии с психологическими возможностями учащихся разных возрастов.
Общий план работы предполагает соблюдение всех правил поведения на уроке: работа проходит за партами, отвечает только ученик, поднявший руку и спрошенный учителем и т. д. Необходимые материалы перечислены в программе для каждого занятия отдельно. Кроме того, каждому первокласснику понадобится тетрадь в клетку. Многие занятия заканчиваются созданием «итогового продукта»: памятки по теме, плаката, коллажа. Важно, чтобы получившиеся работы оставались в классном кабинете и были доступны всеобщему обозрению.
Таким образом достигается эффект закрепления материала: каждый учащихся по мере необходимости или интереса может обратиться к материалу прошедших занятий, еще раз обратить свою внимание на ту или иную проблему. Кроме того, опыт работы показывает, что такого рода «коллективные творения» сами по себе вызывают у ребят позитивные эмоции, способствуя поддержанию положительного отношения к школе, развитию групповой сплоченности в классе.
Роль психолога: психолог обучает педагогов работе по предлагаемым программам, консультирует по возникающим у них вопросам в процессе работы, анализирует результаты, ориентируясь на записи в «дневнике классных часов», сделанные педагогом.
© 2015, Фролова Галина Юрьевна 1571