СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы с мотивированными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Макарова Т.П.,

учитель математики

высшей категории

Из опыта работы с мотивированными детьми

 

Уважаемые коллеги!

Обучение учащихся в современной школе будет успешным только тогда, когда обеспечена тесная взаимосвязь двух основных участников этого процесса: ученика и учителя. Любой педагог, стремящийся развивать свой учительский потенциал, не может не работать над развитием личности учащегося и поддерживать талантливых и мотивированных детей при обучении математики. Анализируя и планируя развитие ученика, обычно ищешь оптимальные и эффективные способы достижения определенных целей путем использования новых технологий, нетрадиционных форм занятий.

Не сомневаюсь, что в каждой школе выработана своя система работы с талантливыми детьми. ГОУ СОШ №618 не является исключением. Это и предметы по выбору, и работа школьного научного общества «Эрудит», и участие в олимпиадах и конкурсах различных уровней.

Как же помочь способным ребятам в их самореализации? Не потерять одаренных и мотивированных детей!

Работа школьника особенно значима, когда он видит здесь и сейчас результаты своего труда, то есть предоставить ему возможность проявить себя. Для этого продумывается и выполняется годовой маршрут школьника:

в сентябре – октябре:

  • отбор ребят начинаю с проведения классных предметных олимпиад. Это дает мне возможность выявить своих «звездочек», начать с ними работу как можно раньше, проследить рост ребят. В классной олимпиаде принимают участие все ученики класса. Не секрет, что часто результаты бывают неожиданными, те ребята, которые не являются отличниками, а просто хорошо справляются со школьной программой, в нестандартной ситуации могут проявить себя с лучшей стороны.  После проведения классного тура отбираю группу ребят из 6-8 человек, с которыми веду дополнительную работу по подготовке к олимпиадам и конкурсам.
  • провожу математические игры, конкурсы. Математические игры на уроках - прекрасная школа мастерства и профессионализма для мотивированных детей. Кроме того, участвуя в этих соревнованиях, они приобретают опыт работы в команде.
  •  принимаем участие в Ломоносовском турнире, Турнире Городов; школьном туре олимпиады, Интернет - карусели.

в ноябре – феврале:

  •  веду математический кружок; принимаем участие в окружных и городских олимпиадах, математическом празднике в МГУ.

в марте – мае:

  •  провожу интеллектуальные игры. Система интеллектуальных соревнований, является важнейшим компонентом педагогических систем работы с мотивированными и одаренными учащимися.
  • проектная деятельность. Обычно я к урокам обобщения и систематизации знаний предлагаю учащимся выполнить  проектные и творческие работы: компьютерные презентации или веб – странички. В своей проектной работе целью обучения считаю, прежде всего, развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, дети учатся проводить исследования, а, действуя за компьютером, вынуждены чётко и кратко излагать свои мысли в письменном виде и прибегать к математическому моделированию, получать и перерабатывать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать эту информацию и представлять новые идеи и проблемы. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.

В 5-6 классе помимо математики, ввожу элементы логики, геометрии, веду факультатив «Решение олимпиадных задач».

          В средней и старшей школе веду элективный курс: «Решение нестандартных задач» по математике.

Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и способствует более глубокому усвоению материала.

Мною используются следующие методические приемы работы с учащимися:

  1. 5 класс а) математические игры; б) магический квадрат; в) задачи-шутки; г) знакомство с кубом; д) геометрические задачи. е) оригами
  2. 6 класс а) принцип Дирихле; б) комбинаторика; в) логические задачи; г) сказки, сочинения, стихи, рисунки на математические темы; д) математические ребусы
  3. 7 класс а) метод графов; б) решение задач несколькими способами; в) задачи на построение; г) ГМТ; д) логические задачи; е) математические олимпиады;  
  4. 8 класс а) системы уравнений; б) решение более сложных задач; в) делимость чисел; г) игры; д) комбинаторика; е) геометрические задачи;

ж) уравнения в целых числах

з) неравенства с параметрами;  

  1. 9 класс а) задачи на составление систем уравнений и неравенств; б) тождественные преобразования; в) логика; г) уравнения, системы уравнений и неравенства с параметрами; д) планиметрия;  

Кроме системы внеклассных занятий на каждом уроке должна быть своя изюминка. Презентационное сопровождение, игровые моменты, создание ситуации успеха для каждого ребёнка – всё это мотивирует обучающихся к изучению математики.

В процессе обучения на всех уровнях, стараюсь поддерживать интерес к предмету через дифференцированный подход, ведь весь класс не представляет однородную массу. Для разных категорий учащихся ставлю разные цели: одни ученики должны достичь базового уровня математической подготовки, другие, проявляющие интерес к математике и обладающие хорошими математическими способностями, должны добиться более высоких результатов. Таким ученикам нужны разнообразные, нестандартные задания. Во время выполнения заданий тренировочного характера, я всегда даю более сложные задания.     

Используемые мной элементы игровых технологий прекрасно вписываются в учебный процесс, позволяют активизировать деятельность школьников и добиваться быстрого темпа урока. Ведь игра – творчество, игра – труд.

 Так,  в 6 классе в устную работу включаю задания, в которых надо найти ошибку, отгадать зашифрованное слово.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Увлёкшись, дети не замечают, что учатся, познают, работают самостоятельно, пополняют запас представлений. В конце урока вместе с детьми делаем вывод, что узнали, чего добились, какую новую информацию для себя получили.  

При решении задач, имеющих не интересный, тривиальные и не несущие какой - либо информации тексты, часто наблюдается у учащихся быстрое утомление, а вследствие этого – потеря интереса. Это снижает эффективность работы учащегося. Я считаю, что поправить это положение помогает ведение задач, содержание которых связано с материалом, изучаемым по другим дисциплинам. Приведу примеры таких задач, которые я использую на своих уроках.

     1.  Царь построил своих воинов треугольником, и треугольная фаланга двинулась на врага. Каждый воин занимал место площадью 1,7901 кв.м. Основание фаланги составляло 45,9 м; а высота, проведенная к основанию, равнялась 23,4 м. Сколько всего было воинов? Как звали царя? Где произошло сражение, его итоги? (прим. Историко-математическая задача).

      2.    Гуляя после уроков, мальчики и девочки произносят каждый день 11 875  слов по делу, 5316 – со смыслом, 27 981 – не задумываясь, а 379 слов лучше было бы вообще не произносить. Сколько всего слов в день говорится мальчиками  и девочками, гуляя после уроков?

   Накоплен опыт по проведению научно-практических конференций,  выпусков математических газет.

Всё это создаёт комфортные условия обучения, творческую развивающую среду и успешность учащихся. Среди моих учеников: 2 победителя и 1 призер окружной олимпиады 2008 г, призеры (командная игра) Интернет - карусели 2008 г., 2 победителя окружной олимпиады 2009 г, 3 призера LXIX Математического праздника в МГУ, 2 призера 6-ой Городской устной математической олимпиады, призер Российской аэрокосмической олимпиады школьников 2009 г, призер Московской математической олимпиады «Ломоносов» на Мехмате МГУ 2009 г, 3 призера 20-го Математического праздника в МГУ, 2 призера 7-й Городской устной математической олимпиады, 3 призера XXXI Турнира им. Ломоносова М.В.на конкурсе  по математике.

 

День методиста, секция «Математика»

Приложение

Математический кружок. Занятие в 8-м классе (ноябрь)

 

  1. Москва, Тула и Ярославль соединены прямыми дорогами. Один странник прошел из Москвы в Тулу, затем – в Ярославль и вернулся в Москву. В это время другой странник прошел от Ярославля в Москву и обратно. Чей путь длиннее?
  2. Четыре деревни расположены в вершинах выпуклого четырехугольника. В каком месте следует построить школу, чтобы сумма расстояний от нее до всех четырех деревень была наименьшей?
  3. Муравей сидит в середине одной из сторон квадрата. Он хочет побывать на каждой их остальных сторон и вернуться в исходную точку. Как ему сделать это, пройдя наименьшее расстояние?

 

Категория: Всем учителям
30.12.2014 08:09


Рекомендуем курсы ПК и ПП