СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ MБОУ СОШ № 23 Г. БИРОБИДЖАН КАМЕНЕВОЙ НАТАЛЬИ ИВАНОВНЫ Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность в 1 классе в условиях перехода на ФГОС НОО.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Сегодня важно правильно понимать – что есть Стандарт. Министерство образования и науки РФ обращает внимание педагогической общественности на то, что современный стандарт – это, с одной стороны, гарантированное предоставление ученику, студенту, семье качественных образовательных услуг, а с другой – гарантий работнику сферы образования.

Значительной составляющей образовательного процесса современной школы, в рамках нового Стандарта, является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность».

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Считаю, что основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Работая много лет учителем начальных классов, я пришла к выводу, что внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Итак, каковы же направления и формы работы внеурочной деятельности в нашей школе, и как они применяются конкретно в 1-б классе, классным руководителем которого я являюсь в данный момент?

В образовательном плане нашей школы направлениями внеурочной деятельности являются:

- физкультурно-оздоровительное,

- художественно-эстетическое,

- научно–познавательное,

- духовно-нравственное,

- общественно-полезная деятельность,

- проектная деятельность

- экологическая

Надо отметить, что внеучебная деятельность обучающихся начальной школы на всех мероприятиях реализуется в основном в коллективных формах.

Возникает вопрос: Какие формы работы по основным направлениям содержит план внеучебной деятельности?

Духовно-нравственное

Формы деятельности в 1-б классе:

Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

Проведение совместных праздников детей и родителей.

Использование аудиозаписей и технических средств обучения.

Экскурсии, целевые прогулки (по городу).

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

Детская благотворительность.

В этом учебном году обучающиеся 1-б класса принимали участие в благотворительных акциях «Спешите делать добрые дела», «Живи книга!», «Птицы – наши друзья!».

Научно-познавательное

Ведущие формы деятельности:

Викторины, познавательные игры и беседы;

Детские исследовательские проекты;

Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся);

Предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы.

Ученики 1-б класса участвуют в различных викторинах, познавательных играх, беседах. Хотя они еще и малы, но уже пробуют свои силы и в исследовательской работе. Пусть это только первые шаги в науку, но они уже имеют место быть.

Не остаются без внимания первоклассников и различные конкурсы познавательной направленности: «Смекалка», «Почемучка».

Во многих конкурсах ребята заняли призовые места. А самые первые школьные награды ведь не могут не радовать.

Проектная деятельность

В этом учебном году мои первоклассники с огромным интересом и удовольствием участвовали в научно-практической конференции.Темы такие «Почему снег белый?», «Почему портятся продукты?»

Мы получили дипломы за 1 и 3 место.

Физкультурно-оздоровительное

Первоклассники, как все знают, очень подвижны. Поэтому формы работы этого направления детям очень нравятся. В школе проходят спортивные соревнования. С учащимися 1-б класса и родителями ходим в походы в лес, на водоемы.

Расширяю знания детей о здоровом образе жизни, внушаю, что здоровье – главная ценность человека.

Утренняя зарядка, физкультминутки, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе во время группы продленного дня – все это по душе первоклассникам.

В конце этого учебного года планируем совместный с родителями туристический своем классе, и в параллели с 1-ыми классами. Получали грамоты (2 место).

Многие мои первоклассники активно занимаются плаванием(Силкина Вика, заняла 2 место в соревнованиях), самбо, легкой атлетикой в ЦДТ.

Художественно-эстетическое

Ведущие формы деятельности:

Культпоходы в театры, музеи, библиотеки, выставки;

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы;

Художественные выставки;

Кружки художественного творчества;

Мы устроили собственными силами концерты в классе, посвященные Осени, Дню Матери, празднику 23 февраля и 8 Марта, выставляли свои работы-рисунки на выставки.

Всегда активно участвуем в праздничном оформлении школы и своей классной комнаты.

В этом учебном году мы с удовольствием посетили областной краеведческий музей.

Посещаем школьную и городскую библиотеку, где принимаем участие в театральном кружке, в котором пробуют себя в качестве актеров, играют различные роли, инсценируют русские народные сказки и знакомятся с историей театрального искусства.

В классе я веду кружок «Любители сказок», где тоже инсценируем различные сказки.

Кружок «Разноцветный мир» в ЦДТ учит их тонкостям изобразительного искусства, умению видеть и ценить красоту окружающего мира.

Общественно-полезная деятельность

В 1-б классе организовано дежурство. Каждый ученик в классе выполняет закрепленное за ним поручение. Проводим мы и трудовые десанты.

В течение года планируются беседы и встречи с представителями разных профессий из числа родителей.

Итак, все перечисленные разнообразные виды внеурочной деятельности, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности педагогов, учащихся и родителей, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребенка.

На основании приведенных примеров организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы можно сделать следующие выводы:

- наша школа имеет собственные ресурсы для организации этой работы;

- но помощь школе могут оказать и учреждения, предприятия, общественность, родители, заинтересованные в повышении качества образования подрастающего поколения.

Наиболее продуктивной, конечно же, представляется схема ведения внеучебной деятельности совместно педагогами ОУ и привлеченными специалистами учреждений дополнительного образования.

Таким образом, каждый ученик в течение года может принять участие в нескольких мероприятиях, попробовать свои силы в разных сферах деятельности.

Но главное, надо помнить, что участие детей во внеурочной деятельности строится только на добровольной основе. Нельзя заставить, но можно заинтересовать. Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

В течение всего я прослеживаю эффективность внеурочной деятельности, которая определяется индивидуальными образовательными достижениями ребёнка в избранном виде деятельности и фиксируется согласно требованиям Стандарта в портфеле достижений, который отражает уровень освоения образовательной программы, особенности развития познавательных процессов, личностные характеристики (мотивация, ценностные ориентации, самооценка), результаты участия в фестивалях, смотрах, конкурсах. В наполнении портфолио принимают участие воспитанники, педагоги, родители.

Диагностическое сопровождение внеурочной деятельности ребёнка предполагает изучение результативности

12.11.2015 13:48


Рекомендуем курсы ПК и ПП