СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Школьное сочинение столетней давности обнаружили муромские педагоги, штудируя архив одного из учреждений. Коллекцию музея народного образования пополнила тетрадь с домашней работой одной из гимназисток. Символично, что находка была обнаружена именно сейчас, когда в школьную программу возвращается сочинение. Коллекцию музея пополнили снимки воспитанниц Муромской женской гимназии II разряда, подлинный аттестат с восковой печатью, сведения об успеваемости одной из учениц гимназии и свод правил поведения. Но особую ценность архива составили две тетради, купленные в известном до революции писчебумажном магазине Мурома. Одна – для арифметики, другая – для домашнего изложения. Обе подписаны: «ученицы четвертого класса, Тагуновой А.». Имя девочки неизвестно, но из восьмистраничного сочинения об авторе можно узнать немало. ЛЮДМИЛА ФИЛОНЕНКО, ДИРЕКТОР МУЗЕЯ ИСТОРИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: "«Мои любимые мечты» - само название говорит за себя. Девочка мечтает о том, как будет проводить новогодние рождественские праздники, как пригласит на эти праздники крестьянских детишек. Затем она вспоминает о том, что ее брат ушел на войну, и она не может сегодня пойти на вокзал провожать других, потому что ей грустно, что люди уходят на войну". Передо мной всплывает самая любимая и никогда не покидающая меня мечта: вот я кончила гимназию, поступила в учительницы, учу маленьких детей грамоте, приучаю их к чистоте, опрятности и послушанию. Чтобы бегло прочесть отрывки из сочинения 1914 года, девятикласснице Насте пришлось его переписать. Слишком уж слог и начертание знаков отличаются от современных. Некоторых букв давно нет в русском алфавите. Разительны и перемены в нормах орфографии: глагол «идти» написанный через две «т» красные чернила не тронули. За грамотность гимназистка поймала «двойку». Изложение преподаватель оценила на «три с плюсом». Что говорит об уровне школьных требований в дореволюционной России, считает Татьяна Неверова. Потому что работу отличает глубина, стройность и выразительность мыслей. ТАТЬЯНА НЕВЕРОВА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ: "Это как раз то, чего многим современным детям, детям нашей эпохи не хватает. Я не про духовный мир говорю, а про умение высказать свои внутренние мысли, желания, мечты. Им не хватает слов и, к сожалению, эпоха в этом не способствует детям". Школьное сочинение в стране упразднили семь лет назад и вот теперь вводят заново. Учителя говорят, просто вернуть экзамен – полдела. Нужно увеличить объем литературных занятий, дети должны больше читать. Лауреат нескольких престижных конкурсов, девятиклассник Даниил Саплин искренне надеется, что с возвращением сочинения в школьную программу, его сверстники, наконец, ощутят всю прелесть этого нескучного занятия. ДАНИИЛ САПЛИН, УЧЕНИК 9 КЛАССА: "Нет таких чувств, которые нельзя было бы высказать русским языком. Для меня сочинение, как и для любого человека, это возможность высказать свое мнение, свое отношение к чему-либо, высказать свои эмоции, оставить какое-то хоть и самое маленькое слово в истории". Приблизительные темы декабрьского сочинения уже известны. Первые пробы пера в школах намечены на конец ноября. Очевидно, не все работы заслужат хорошую оценку преподавателей. Но ведь и гимназистка Тагунова А. в портфеле принесла «тройку», а сочинение перечитывают и сто лет спустя.
© 2015, Хамуева Екатерина Владимировна 827