СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение написанию сочинения на литературную тему

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал подготовлен на основе выступления «Обучение написанию сочинения на литературную тему», которое состоялось в «День учителя литературы» на Педагогическом марафоне учебных предметов-2017. Эксперт: Елена Ленвладовна Ерохина, доктор педагогических наук, профессор МПГУ, автор учебниковпо литературе издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА».

Ключевые вопросы: Как учить школьников создавать школьные речевые произведения?

Суть: Наконец-то снова центральную роль в процессе изучения литературы стали играть сочинения. Многие проблемы, связанные с тем, что наши ученики подчас не могут создать текстовое произведение, связаны с некоторыми особенности письменной речи, которые мы не учитываем на уроках.

Прежде всего, решим для себя, влияет ли форма итоговой аттестации на принципы преподавания литературы? Нужно ли менять методику, чтобы дети успешно написали сочинение? Есть три формы аттестации: ГИА и ЕГЭ, сочинение на литературную тему, а еще — дополнительный устный экзамен в форме публичной защиты проекта/исследования (эта форма через несколько лет станет вполне активной). Для всех трех форм основные оцениваемые компетенции везде одинаковы: читать, осмысливать и анализировать текст; сопоставлять тексты и фрагменты; формулировать позицию-ответ; доказывать тезисы; давать развернутый и связный ответ на вопрос.

Примерная программа по литературе для 11 класса гласит: мы должны сформировать читательскую культуру ученика. Выпускник должен суметь прочитать незнакомый текст, понять его, дать оценку. Это естественный итог нашей деятельности: подготовить самостоятельного читателя.

Мы возвращаемся к идее культа выпускного сочинения: кстати, он прекратился всего лет семь назад. И через 7-8 лет мы вряд ли изобретем какую-то другую форму аттестации, кроме сочинения.

Что на практике?

Нет ничего сложнее, чем научить ребенка писать. Выготский называл письмо алгеброй речи. Это осознанный и волевой процесс, мотивы письменной речи всегда лежат в рамках интеллектуальной деятельности человека. Деятельность начинается с потребности. Речевая деятельность реализует потребность в общении: мы читаем, пишем, говорим и слушаем, потому что хотим общаться. Чтобы написать хорошую работу, нужно захотеть высказаться.

У текста всегда есть адресат. Хорошо, когда мы самое обычное сочинение кому-то адресуем. Например, пишем не просто рецензию, а письмо автору учебника. Дети сразу просят взять словарь: вдруг читатель увидит наши ошибки? Вы сами тоже можете быть адресатом сочинения: напишите ребенку ответ, хотя бы две строчки: общайтесь с учеником, дайте ему обратную связь. Не реагируйте на письмо только оценкой.

Хорошо ли мы понимаем, что такое текст? Это точно не последовательность грамматически связанных между собой предложений. В тексте всегда есть соответствие теме и глубина раскрытия проблемы — в этом вся суть. Если довольствоваться последовательностью предложений, то мы так и будем дальше читать каждое лето тысячи никудышных сочинений со всей России.

Сочинение — не средство контроля, а обучения. Как получается у нас на уроках? Написали, сдали, не перечитывая, потом получили отметку и в лучшем случае сделали работу над ошибками. И в чем тут обучающий эффект?! Самое главное должно начаться после того, как сочинение написано.

Когда я даю ученикам или студентам письменное задание, сажусь и пишу вместе с ними. Иногда даже не боюсь сказать, что у меня не очень получилось. Так мы становимся для учащихся тем, с кем хочется общаться. Дети будут приятно удивлены, когда увидят, что вы не постоянно проверяющая машина, а человек, открытый и заинтересованный в контакте.

Готовьтесь к написанию сочинения правильно! Не нужно постоянно заставлять детей писать сочинения: это неэффективная форма подготовки. Лучше использовать специальные упражнения.

Задачи аналитического характера по готовому тексту: играем в экспертов. Читаем сочинения учеников прошлого года, позволяем оценить чужую работу по каждому критерию. Не нужно давать сразу все критерии —начните с соответствия теме.

Аналитико-синтетические задания: берем небольшое сочинение, отрезаем ножницами тему. Раздаем детям и даем восстановить. Это то же самое, что раскрыть тему самостоятельно. Как вариант, берете хороший текст с выраженными тезисами и аргументами, вырезаете тезис, просите восстановить его по имеющемуся тексту. Это эффективнее, чем вновь и вновь писать ребенку: опять не сформулировал тезис!

Задачи на переработку готового текста: поиск ошибок, в котором точно есть лишние части или ошибки. В основном фактические и логические: убрать лишний аргумент, найти нарушение логики.

Задания на создание нового текста на основе готового: даем текст, просим написать вступление и заключение. Или: разрезаем текст на абзацы и просим составить текст — при этом желательно аргументировать, почему склеиваешь именно так. А текст может и не составиться — особенно если идет речь о пустых, бессмысленных сочинениях.

Задания сопоставительного характера. Рассматриваем два сочинения на одну и ту же тему. Обязательно задайте параметр сопоставления: что сравниваем?

Создание собственного текста. Это — последняя стадия, только после того как все остальные задачи решаются легко, логика написания собственного сочинения усвоена.

Категория: Русский язык
24.05.2017 19:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!