СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В развитии ребенка уделяется большое место игре, которая так важна для полноценной жизни ребенка, поскольку она вносит немалый вклад в его умственное и социальное развитие.
Игровой характер многих изобразительных упражнений и техник позволяет обеспечить иную систему координат, отличную от той, что используется в реальной жизни.
Используя в работе художественно-творческие игры, следует учитывать, что в них обязательно должно присутствовать два начала: познавательное и занимательное. Можно применять такие разнообразные игры, как разрезные картинки, лото, интеллектуальные игры и т.п. Они могут быть составлены с целью развития наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета и формы, для освоения детьми композиционных закономерностей, изучения способов передачи движения в рисунке, для отработки технических навыков и др.
Как известно, классифицировать игры можно, например, по наличию в них, следующих признаков:
Организуемые игры и упражнения можно разделить на следующие группы:
Например: игры с линией (спокойные линии, радостные, веселые и хитрые и т.д.); игры с пятном (кляксография, монотипия и др.); игры с шаблонами (метаморфозы); игры с манипулятивным рисовальным конструктором (несуществующее животное); словесные игры (небылицы, загадки, пословицы).
К достоинствам нетрадиционных художественных техник относится и простота исполнения выразительного образа, яркость и фактурность материала, использование доступных для понимания и воспроизведения ребенком изобразительных средств.
Важное место в развитии образного мышления занимает педагогическое рисование — выполнение рисунков педагогом. Эффективность этого способа бесспорна и подтверждается как практикой, так и психолого-педагогическими исследованиями [9,11,13].
К сожалению, в специальной школе это дидактическое средство используется недостаточно. Между тем, каждому учителю, а тем более учителю-дефектологу важно уметь правильно и быстро рисовать мелом на классной доске. Выполняемый на доске рисунок не только поясняет мысль учителя, но и, что самое главное, действует одновременно на ребенка через группу рецепторов: зрительных, слуховых, кинестетических. Систематическое выполнение рисунка учителем приучает школьников не только смотреть, но и действительно видеть, понимать и лучше запоминать конкретное содержание изучаемого материала.
Слабое использование этого вида рисования в учебном процессе объясняется тем, что его методика применительно к условиям специального обучения фактически не разработана.
Сочетание слова, наглядности и практической деятельности является основой развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта.
Развивающее обучение, связанное с искусством, предоставляет ребенку с проблемами практически неограниченные возможности для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах. Это обеспечивает умственное развитие ребенка и адаптацию его в социальной среде.
Изобразительное искусство дает детям с ограниченными возможностями здоровья увидеть мир иначе. Именно в школе наряду с социализацией начинается активно развиваться воображение данной категории детей, а значит, любому педагогу, психологу необходимо знать законы развития воображения и условия, необходимые для его развития. Необходимо так выстраивать занятия по изобразительному искусству, чтобы они стимулировали детей к творческой деятельности, которая в свою очередь будет развивать и творческое воображение.
Учитывая, какое значение имеет изобразительная деятельность во всестороннем воспитании и развитии детей, очень важно не только включение всех предметов этой деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) в содержание образования, но и преемственность всех этапов обучения изобразительному искусству с целью повышения эффективности овладения детьми этой деятельностью и их развития.
По результатам коррекционно-развивающей работы мы отмечаем динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений-стереотипов, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательны успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.
Основные методы рисования в нетрадиционном стиле
«Бумажная пластика» и «Обрывная аппликация». Данное направление работы помогает расширить представления детей о различных материалах, используемых в пластике. Бумага — хороший пластичный материал, работа с которым формирует у детей устойчивый интерес к творчеству. Бумажную пластику считают синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги, коллажа. Основными средствами выразительности здесь, как и в других видах изобразительной деятельности, являются форма, цвет, композиция.
«Пластилинография». Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: первый — «пластилин» — подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. А «графия» — создавать, изображать. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
«Рукотворное чудо». Данное направление знакомит детей с особым видом декоративно-прикладного искусства — пластикой из соленого теста. Доступность материалов и инструментов, легкость в обработке материала позволяют заняться изготовлением художественных изделий каждому ребенку.
«Цветная вата», «рисование ватной палочкой». Принцип первой техники заключается в создании изображения способом аппликации с использованием белых и/или цветных ватных шариков. Принцип второй техники заключается в использовании при рисовании вместо кисточки ватных палочек.
«Веселая акварель». Данное направление знакомит детей с разнообразными нетрадиционными техниками рисования: раздувание краски, монотипия, шаблонография и другие.
Рисование ладошками.
Рисование по трафарету, шаблону с помощью валика или поролоновой губки, рваной бумаги.
ИСТОЧНИК: https://psy.su/feed/8920/
© 2021, Евдокимова Антонина Александровна 171