СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование творческих технологий в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

По данным ООН в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья). В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается рост числа детей с ограниченными возможностью здоровья. К этой категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) заключается в его связи с окружающим миром, ограничение в контакте со взрослыми и сверстниками, порой недоступна культурная значимость, и даже самое элементарное – доступ к образованию.

Ребенок с ОВЗ – часть и член всего общества, он желает и хочет принимать участие в разносторонней жизни.

Дети с ограниченными возможностями могут иметь способности и талант, как его сверстники, которые не имеют проблем со здоровьем, но выявить свои дарования, развивать их не всегда бывает возможно.

Творческая деятельность, имеет огромное значение в жизни каждого человека, но она имеет особую значимость в жизни детей с ОВЗ. У детей в процессе творческой деятельности увеличивается ощущение собственной ценности как личности, интенсивно строятся индивидуальные контакты с социумом, проявляется чувство контроля и порядка. Помимо этого, творческая деятельность помогает справиться с внутренними трудностями, личными переживаниями, которые кажутся неразрешимыми для ребенка.

Все личные чувства и эмоции, а также знания, умения и отношение ребенку легче выразить с помощью визуальных образов, чем вербально, но хочется отметить, что есть дети, которые ограничены или вообще лишены способности слышать или говорить, тогда невербальное выражение своего отношения ко всему окружению, является единственным инструментом, через которое он может прояснить свои чувства и убеждения. Если ребенок застенчив и боязлив, а также не может быть уверен в своих возможностях, для него более чем целесообразно творческая работа, независимо от сюжета, продуктивная деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния скованности.

Дети с ОВЗ имеют большое количество стеснений и ограничений в разных видах деятельности. Они не могут быть самостоятельными и всегда нуждаются в постоянной поддержке и сопровождении взрослого. Эти дети лишены возможности брать пример и перенимать опыт от своих ровесников, которые есть у обычного ребенка. Трудность в изучении мира, который окружает, приводит к образованию эмоциональных проблем у таких детей (испуг, страх, неуверенность, тревожность и т. д.). Иногда, окружающий мир для них кажется грозным, пугающим, опасным и тревожным.

Продуктивная деятельность индивидуальна, а ее организация и развитие умений, навыков у детей с ОВЗ является актуальной проблемой.

В настоящее время значительно меняется содержание образовательного процесса, в котором выявляется и раскрывается способность каждого ребенка, развитие его индивидуальной особенности, создаются наиболее благоприятные условия для обогащения опыта и роста, как личность.

В творческой работе ребёнок, наиболее полно и значительно, чувствует свою индивидуальность. В продуктивной деятельности задатки у всех детей неодинаковые. Всё зависит от особенности нервной системы, эмоций, чувств, темперамента ребёнка, а также большое влияние имеет наследственность. Особое влияние на развитие творческих способностей имеет влияние окружающая среда ребенка. В процессе творческой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья усиливаются чувство ценности, как личность и значимость, активно выстраиваются индивидуальные контакты с окружающими сверстниками, возникает чувство самоконтроля, порядка и умение довести дело до конца.

Деятельность дошкольников во время занятия творческой работой вызывает положительные чувства. Они на одном дыхании включаются в продуктивную деятельность, выполняют оригинальные индивидуальные, а также коллективные работы. Овладев основами умения изображать нетрадиционно предмет, осваивая разнообразные художественные материалы и техники, дошкольники со всей серьёзностью принимают действительность, получают важные умения и навыки.

На первое место ставится задача формировать способности в развитии творчества, существенно необходимые не только для продуктивной деятельности, но и для формирования всесторонней, уникальной, увлекательной личности, способной работать и изобретать в любом виде деятельности.

Задачи для достижения цели:

- развивать художественные, творческие, индивидуально выраженные способности, познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, мышления, воображения, таланта и фантазии, во время изобразительной деятельности;

- формировать умения и навыки, важных для правильного управления работой;

- активизировать заинтересованность к творческой деятельности;

- воспитывать личностные нравственные качества.

Творческая работа позволяет перестроить проблемную ситуацию, и найти решение через новую форму. Помогает детям снять переживания, понять собственные чувства, повышается самооценка, через творческую и продуктивную деятельность. Сотворчество детей сближает и помогает устранить внутренние трудности и переживания. Свои эмоции и чувства, а также знания и взаимоотношения детям ребенку проще проявить при помощи зрительных характерных образов, чем на словах, необходимо отметить, что часть детей ограничены или вообще не имеют возможности разговаривать или слышать, тогда жестовая речь (невербальная) является исключительным инструментом, поясняемая чувства и мировоззрение.

В процессе использования предложенных сочетание педагогических и творческих технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ решаются задачи:

  • воспитательные: происходит расширенное понимание самого себя, своего внутреннего и духовного мира; доверительные, доброжелательные и открытые отношения между детьми и педагогом и окружением;
  • коррекционные: регулируют образ «Я» у ребёнка, поднимается самооценка, формируются тактичные нормы поведения;
  • психотерапевтические: эффект обеспечивается благодаря тому, что создана атмосфера добра и теплоты, доброжелательности, ребёнок признается, как личность, происходит забота о нем и его переживаниях, чувствах, возникают чувства психологического благополучия и защищенности, успеха и радости;
  • диагностические: деликатный способ наблюдения за детьми в самостоятельной деятельности, выяснение интересов, ценностей, анализ внутреннего мира, неповторимости, отличительных черт, а также обнаружение проблем, которые подлежат коррекции;
  • развивающие: устанавливаются условия, где ребенок переживает успех, принимает решение в трудной ситуации, развиваются желание в творческой работе, регулирует чувства и поведение, развивается речь.

В нашем детском саду осуществляет свою работу группа компенсирующей направленности для детей с 3 до 7 лет, с целью предоставления профессиональной коррекции недостатков в речевом развитии и детей с ОВЗ. В первую очередь в группу компенсирующей направленности принимаются дети, которые имеют сложные нарушения речи, что препятствует их успешному познанию образовательных Программ. Уровень сформированности речи у детей очень низкий, и на помощь приходит творческая технология. Из составляющих элементов художественного творчества есть возможность в значительной степени улучшить речевое развитие дошкольников, что позволяет в будущем успешно подготовить к школьному обучению. Создавая руками свою индивидуальную и оригинальную работу в любом направлении, дети развивают мелкую моторику рук. Кисти и пальчики получают хорошую гибкость, подвижность, исчезает зажатость в движении. Дети способны повысить умения произносить много звуков, а значит и при этом развиваться речь.

Формирование творческих навыков можно рассматривать как средство интеллектуального развития. Как средство коррекции познавательной деятельности, как метод обучения и, наконец, как средство эмоционально – эстетического воспитания.

Развивая творческие способности, применяю разные техники: традиционные (лепка, аппликация) и нетрадиционные (рисование свечкой, пластилином, восковыми мелками; составление коллажей с применением семян, крупы, бусинок, пуговиц, листья; рисование пластилином, тестопластика, монотипия на пене для бритья, тычкование и т.д экспериментирование с бросовым и художественным материалами, дидактические игры, прорисовки элементов росписей). Материал для продуктивной деятельности подбираю с учетом определённой тематики, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Эти техники интересны и привлекательны уникальной художественной выразительностью и многозначимостью, они содержат элементы оригинальности и новизны, стимулируют индивидуальные способности детей, дают возможности без ограничения для детской фантазии в сочетании самых различных материалов.

В процессе продуктивной деятельности применяю словесное сопровождение, поощрение, положительную оценку для стимулирования выполнения работы.

Необычная деятельность разными видами техники и материалом побуждает желание у детей к художественной деятельности и является главным условием развития творчества, личности ребенка.

Опыт работы показывает, что при работе нетрадиционной техникой у ребенка пробуждается интерес к самостоятельному творческому процессу, к экспериментированию, он раскрепощается.

Дети приступают за работу смелее и увереннее, несмотря от степени развития способностей. Представление, что изобразительная деятельность доступна не всем, а только одаренным и талантливым детям, теряет закономерность.

Рассмотрим некоторые техники, применяемы в практике работы с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Пластилинография

Лепка – это самый ощущаемый вид художественной деятельности. Дети не только видят, то, что смогли создать, но и пользуется, берут в руки материал и при необходимости могут изменить. Пластилин очень пластичен, имеет большой выбор цветов и их оттенков, что дает возможность изобретать разноцветные поделки, а также и композиции.

Понятие «пластилинография» имеет две смысловые части «графил» — создавать, рисовать, «пластилин» предполагает материал, с помощью которого выполняется замысел работы.

Пластилинография – новая разновидность декоративно – прикладного искусства. Это представление созданных лепных картин с выпуклым изображением объектов на горизонтальной плоскости. Основной материал – пластилин. Можно использовать и комбинированные техники. Поверхность можно украсить нарезанными кольцами коктейльных трубочек, крупой, семенами различных растений, бросовым материалом и т. д.

У детей во время работы в технике пластилинографии, развивается общая и мелкая моторика рук, при которой происходит стимуляция мозговой деятельности ребенка. Чем эффективнее ребёнок действует пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше и правильно начинает говорить и думать. С какой целью для детей так важно развитие мелкой моторики рук? Происходит связь между развитием движений руки и речью детей.

Развитие мелкой моторики оказывает влияние на развитие речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Во время работы в технике пластилинографии решаются не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, и это позволяет развиваться ребёнку, как личность.

На занятии пластилинографии у детей развиваются и психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение, ориентировка в пространстве, координация, то есть те первостепенной важности функции, которые необходимы для дальнейшего в школе, а также творческие способности. Ребёнок учится планировать и рассчитывать свою работу и доводить начатое дело до конца. У детей воспитываются культура поведения и общения, а также формируется интерес к познанию, умение работать в сотворчестве с другими детьми, развивается самостоятельность, индивидуальность.

«Пластилиновое» искусство способно иметь признание как особенная техника в лепке. Дети с восхищением выявляют и самостоятельно смешивают цвета, создавая новые оттенки. Ценность пластилинографии перед лепкой больших по объёму фигур состоит в том, что на горизонтальной плоскости можно изобразить интересный и эффектный сюжет, а пластилина уйдет намного меньше.

Монотипия

Нетрадиционные техники рисования многим дошкольникам труднодоступны. На выручку приходит монотипия – это техника необычного рисования, название которой переводится, как «один отпечаток».

Слово «монотипия» происходит от двух греческих слов: «моно» — один, «типос» — отпечаток. Монотипия — один из невероятных видов изобразительного искусства. Эту технику в рисовании замечательно могут освоить даже дети младшего возраста, не имеющие навыков и подготовки. Работая с красками, совершенствуется у дошкольников технические навыки и умения, развивается фантазия и воображение.

Это нетрадиционное направление живописи – замечательный способ выразить себя и проявить свои индивидуальные способности. Несложная техника позволяет сделать свой рисунок оригинальным. Принцип работы: рисунок выполняется на ровной и гладкой горизонтальной поверхности, а затем переносят его на чистый лист бумаги, придавливая руками либо валиком. В результате появляется оттиск, близко похожий на очертания какого-либо предмета, например, облаков, цветов, водорослей.

Консистенция красок создает различный эффект. Необычный результат дает применение фактурной бумаги для изображения на рисунке с последующим переносом на гладкий лист. И образовавшийся отпечаток всегда будет единственным и уникальным, возможно дополнение его деталями для того, чтобы получить знакомый предмет.

Дошкольников в значительной степени привлекают нетрадиционные техники рисования. Такого типа рисование содействует развитию воображения, творческого мышления, расширению знаний об окружающем мире и т. д. И, как и обычном рисовании, развивается мелкая моторика рук, тренируется мышцы кистей рук, идёт подготовка руки к письму.

Рисование пеной для бритья

Это процесс привлекательный и забавный. Пена очень нежная на ощупь, имеет приятный запах, у детей развиваются новые тактильные ощущения. Она легко смывается с рук, одежды и любой плоскости. Творческая деятельность с использованием такой нетрадиционной техники в рисовании, как монотипия вызывает мотивацию к рисованию, пробуждается фантазия, дети получают положительные эмоции! Во время рисования на пене для бритья используется принцип монотипии. Пена для бритья - очень необыкновенная и особенная поверхность для рисования. Краску на ней можно вытягивать, растягивать и закручивать, выполнять красивые завитки и другие узоры. Итак, рисование пеной для бритья –процесс занимательный и интересный

Торцевание

Торцевание – это одна из разновидностей из видов творческой деятельности – техника создания выпуклых и объемных изделий, особый вид конструирования, при помощи которой, наклеивается на шаблон или трафарет скрученные кусочки креповой бумаги или ткани – трубочек (торцовок) создаются объемные махровые поделки: открытки, картины, панно, мозаики, и т.д. Этот метод очень легко можно усвоить, что даже младшие дошкольники в детском саду с первого раза обучаются без труда, а также с интересом и увлечением занимаются творческой работой.

Для чего можно выбрать технику торцевания из разноцветных кусочков ткани или гофрированной бумаги? Эта техника проста и доступна детям, способствует созданию легких, объемных по своей структуре композиций разного размера и на свободную тему.

Многие из окружающих, впервые услышав о таком данном виде творчества, задают вопросом: что такое «торцевание»? Сложного за этим необычным названием не скрывается. Сочетание квиллинга и аппликации в работе с бумагой или тканью.

В свободной деятельности, во вторую половину дня мои воспитанники с огромным желанием занимаются лоскутным сотворчеством. Во время этого вида деятельности у детей развивается мелкая моторика рук, вырабатывает усидчивость, воспитывается интерес к художественному творчеству, чувство цвета, аккуратность. Работа привлекает как детей, так и взрослых. Требуются всего лишь прекрасное настроение, выдумка, терпение и небольшие финансовые затраты.

В технике торцевание возможно простой рисунок превратить в уникальную поделку. Для того, чтоб создать картину в технике торцевания, надо пройти через три этапа:

1) создание шаблона изображения, чаще всего картон, пенопласт;

2) нанесение на шаблон клея ПВА;

3) приклеивание кусочков ткани к поверхности шаблона, разложить приготовленные части ткани как можно плотно и близко друг к другу.

Рисование на манной крупе

Рисование на манной крупе привлекает всех детей, оно открывает возможность использовать хорошо известных предметов в качестве художественных ресурсов. Важно то, что в развитие всех психических процессах рисование имеет важную роль. Ведь превыше всего оказывается не конечный продукт – рисунок, а процесс рисования, который способствует развитию воображения и фантазии ребёнка, формированию уверенности в себе, развитию творческих способностей, стремлению к определённой цели в деятельности.

Перечисленные выше техники интересны и привлекают особенной художественной значительностью и выразительностью, они включают элементы современности, усиливают способности детей, позволяют безграничные возможности для фантазии в сочетании самого разного рода материалов. Учитывая возраст детей, следует расширять, а также совершенствовать возможности и способности у дошкольников, учитывая индивидуальный подход к развитию продуктивной деятельности каждого ребенка.

Чтобы научить детей какому-нибудь приёму, надо иметь большое терпение и работать по принципу «постепенного обучения», который содержит непрерывную работу во время трудового процесса. Очень важно следить за тем, чтобы ошибки не отпугнули ребенка, а его самостоятельная творческая работа над замыслом укрепила уверенность в своих возможностях и содействовала совершенствованию творческих способностей.

Таким образом, познавательная и продуктивная деятельность в сочетании является важным средством в коррекционной работе детей с ОВЗ, а также имеет большое влияние на общее развитие и поведение детей с ограниченными возможностями здоровья

14.04.2024 12:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!