СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучаем исторические понятия в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специалисты считают, что “обучение понятиям - первейшее дело, касающееся почти всех учителей”.

“Цель формирования большинства научных понятий состоит в том, чтобы научить человека ориентироваться с помощью этих понятий в соответствующей области действительности: распознать явления, сопоставлять их, обнаруживать свойства, характерные для объектов данного класса и т.д.”.

Понятие - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определённым признакам.

Психологи доказали, что понятия могут усваиваться только в определённой последовательности: от наглядных представлений - к первоначальным понятиям, от менее сложных к более сложным.

Формируемые понятия находят выражения в словах - терминах. Термины - это слова и словосочетания, обозначающие конкретные и абстрактные предметы. Термин - это то, что означает данное слово. Терминология - совокупность терминов, употребляемая в какой-либо области знаний.

Необходимость постоянной работы учащихся над исторической терминологией обусловлена рядом причин.

Во-первых, полным незнанием сущности терминов исторической направленности. Уже в первый год изучения истории учащиеся встречают такие термины, как вече, баскаки, пищаль и многие другие, непонятные для современного человека.

Во-вторых, знания о терминах, полученные учащимися в первые годы изучения истории, довольно быстро утрачиваются, а потому требуют периодического возвращения. Кроме того, представления о целом ряде понятий и терминов с самого начала носят у школьников искажённый, ненаучный характер.

В-третьих, содержание отдельных терминов в зависимости от времени, исторической обстановки может основательно меняться. Ещё В.О. Ключевский отмечал “необыкновенную быстроту, с какой в книжном употреблении у нас менялись значения слов, переходящих от одного смысла к другому” (3). Исторический язык постоянно обогащается новыми терминами. В-четвёртых, в современной литературе редко употребляются термины, широко используемые авторами прошлых веков.

Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимает рассказ учителя потому, что невысок уровень владения историческими терминами, которые использует учитель. Некоторые учащиеся не понимают зависимости глубины приобретаемых ими исторических знаний от их терминологической грамотности. Следовательно, учитель должен создавать мотивацию необходимости владеть терминами, т.к. не научившись владеть терминами, невозможно познать предмет, даже если заучивать наизусть все параграфы.

Требуется специально продуманная система работы по переводу терминов из пассивного словаря ученика в активный. Эта работа называется словарной. Цель словарной работы – выработать умения правильно и активно пользоваться историческими терминами, употреблять их в прямом и переносном смысле, отбирать для выражения мысли наиболее точные слова, научиться пользоваться словарями. Термины объясняются по-разному. Выделим способы объяснения новых терминов. Если они обозначают предмет (копьё, топор, меч, щит), то учитель просто демонстрирует их изображение. Возможно генетическое объяснение терминов, по происхождению: крепостной - крепок, прикреплён. Часто учитель даёт разъяснения этимологии слова: так, слово “город” возникло от слов “городить”, “огораживать”. Объяснить термин можно, разобрав его по составу: летопись, летописец. Ученик может обратиться к учебной книге, самостоятельно найти пояснение слов в тексте или в сноске. В ряде случаев учитель называет термин и даёт ему определение.

На уроках не следует применять термины, не созвучные эпохе. Говоря о ранней истории нашего государства, нельзя называть его Россией, употреблять термины “солдаты”, “офицеры” и другие, относящиеся к более поздней эпохе. “Словарная работа должна вестись систематически. Термины и их объяснения желательно записывать в тетрадь. Целесообразно это делать не на уроке, а дома. Это связано с тем, что учащиеся 8-10 лет ещё много времени тратят на запись, не могут быстро писать” (4). В начальной школе возможна замена точного определения некоторых терминов описанием их признаков.

Упражнения и задания на формирование понятия:

Вставьте пропущенные буквы и объясните термины: б__яре, п_ мещики, кр__стьяне,.

Составьте предложения со словами: басма, князь, дань; летопись, пергамент, монахи; фрески, собор, мозаика.

Выберите определение понятия, которое покажется вам наиболее верным: бояре - а) богатые жители Новгорода, б) крупные землевладельцы, в) приближённые князя.

Исключите лишнее (“третий лишний”), объясните, почему: береста, басма, пергамент; баскаки, вече, дань; бояре, помещики, крестьяне.

Подберите синонимы: князь, архитектура, купцы.

Выберите слова, относящиеся к теме: а) монголо-татары, б) казаки: баскаки, басма, вече, войлок, гетман, дань, рыцарь, рада, юрта, пищали.

Объясните смысл выражения: “Работать спустя рукава”, “Писать с красной строки”.

Подберите слова и выражения, помогающие охарактеризовать исторического деятеля: Ивана Грозного, Петра I, Екатерину Великую.

Объясните смысл прозвища характеризующего исторического деятеля: Ярослав Мудрый, Александр Невский, Иван Грозный.

Объясните образное выражение: “злой город”, “святое ремесло”.

Отгадайте кроссворд.

Опишите иллюстрацию (“Сергей Радонежский”, художник С. Кириллов), используя новые исторические термины: монастыри, монахи, игумен, келья, икона, молитва …

Подберите правильные пары: зодчество, кольчуга, типография, игумен, монахи, редуты, купол, литеры.

Предложенные упражнения и задания предусматривают систематическую работу с учебным материалом через наращивание информации. Учащимся необходимо учить слова, учить и неоднократно возвращаться к ним, чтобы они становились окончательно понятными.

Примечания:

1 – Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М., 1984. С. 280

09.08.2023 16:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!