СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Задача:
Определить соотношение мотивов учебной деятельности подростков.
Материалы и оборудование:
Специальный бланк для ответов, перечень вопросов (суждений) по учебной деятельности.
Методика:
В основе методики лежит моделирование ситуации выбора между двумя побуждениями. Испытуемому нужно оценить предложенные ему парные суждения, выбрать одно из них, приемлемость которого следует оценить в четырёхбальной шкале, от «0» до «3». Высший бал «3» означает полное согласие с суждением, нулевой балл — отсутствие какого бы то ни было согласия, не допускается оценивание парного суждения одинаковым баллом: 3-3, 2-2,1-1, кроме оценки суждений 0-0. При оценивании необходимо иметь ввиду факт согласия испытуемого с данным суждением, а не привлекательность последнего. Испытуемому предлагается:
а) набор карточек, в которых представлены два суждения (всего 36 карточек);
б) набор карточек, в которых представлено по одному суждению (всего в наборе 9 карточек). При выполнении теста необходимо самому составить из данных карточек парные варианты.
Пример одной из 36 карточек варианта а):
1. Учиться мне нравится. Сама учёба доставляет мне удовольствие. Но если предмет не интересен, то заниматься им не хочется. |
9. Я привык хорошо работать над уроками, старательно выполняю все задания. Просто иначе не могу. |
Пример карточек варианта б): см. перечень суждения по учебной деятельности.
№ п/п |
Перечень суждений, характеризующих мотивы учебной деятельности. |
Смысловая характеристика мотива. |
1. |
Учиться мне нравится. Сама учеба доставляет мне удовольствие. Но если предмет не интересен, то заниматься им не хочется. |
Мотив эмоционального восприятия процесса действия. |
2. |
Учиться меня заставляют. Если откажешься, то все равно заставят. Уж лучше я буду учиться сам, пока это необходимо. |
Мотив приемлемости принуждения (ориентация на необходимость действия вопреки желанию). |
3. |
Того, кто хорошо учится, хвалят и уважают. Это организованные и умные ребята. Я стараюсь быть таким же. |
Мотив самоутверждения (честолюбия, самолюбия), повышения самооценки |
4. |
Учиться хорошо лучше, чем учиться плохо. Образование дает возможность получать хорошую зарплату и приличное место в жизни. |
Мотив прагматической выгоды делового плана |
5. |
Я стараюсь учиться, чтобы не потерять уважения в глазах учителя. Неприятно, если он будет во мне разочарован. |
Мотив социальной идентификации с педагогом, ориентации на его мнение. |
6. |
Я стараюсь учиться, чтобы мой класс был не хуже других по успеваемости. В нашем классе уважают тех, кто умеет учиться. |
Мотив социальной идентификации с группой сверстников (товарищей, друзей, одноклассников). |
7. |
Я стараюсь учиться, чтобы мои родители были довольны мной. Их мнение и оценка для меня много значат. |
Мотив социальной идентификации с родными (ориентация на позицию сесби). |
8. |
Я стараюсь учиться, потому что только знающий человек нужен людям. |
Мотив общественной значимости (ориентация на пользу незнакомым людям). |
9. |
Я привык хорошо работать над уроками, старательно выполнять все задания, просто иначе не могу. |
Мотив принципиальной добросовестной исполнительности. |
Обработка результатов:
1. Подсчитать сумму баллов для каждого мотива (по 9 мотивам).
2. Получить показатели значимости по девяти мотивам учебной деятельности в диапазоне от 0 до 24 баллов (максимальное количество баллов — 24 = 3 (высший бал оценивания)* 8 (число сочетаний)).
3. Полученные данные использовать для составления:
а) сводной таблицы;
б) индивидуальной диаграммы для каждого испытуемого;
в) кривой распределения величин каждого из мотивов.
Для получения кривой значение каждого из мотивов выписываются в убывающем порядке, а затем накладываются на ось координат, где ось абцисс -шкала в 24 балла, ось ординат - число участников выборки. Для получения кривой распределения выделяются отрезки - число высокомотивированных испытуемых (от 16 до 24 баллов), число среднемотивированных в данной деятельности (от 8 до 16) и число низкомотивированных испытуемых ( от 0 до 8 баллов).
Анализ индивидуальной мотивационной структуры деятельности может производиться по принципу выявления типа этих структур. При этом сравниваются максимальные показатели индивидуальных мотивов (2 - 4), групповых (5 - 7) и общественных (8 - 9). Результаты сопоставления отражаются формулой: И. Гр. О, где И (индивидуальные мотивы), Гр (групповые мотивы), О (общественные мотивы) в своих сочетаниях образуют индивидуалистическую мотивационную структуру:
И>Гр>0;
Групповую мотивационную структуру:
И<Гр>0;
Индивидуально-общественную мотивационную структуру
И>Гр<0;
Коллективистическую мотивационную структуру:
И<Гр<0.
Таким образом, можно, пользуясь формулами, характеризовать направленность действий отдельного испытуемого или целой группы.
Сводная таблица
После подсчёта баллов для каждого испытуемого целесообразно занести все данные по группе в сводную таблицу; выделить среднее арифметическое по каждому мотиву (сумму баллов по мотиву разделить на количество испытуемых).
Ф.И.О. |
Мотивы |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Индивидуальная диаграмма мотивации учебной деятельности
24 Количество баллов
23
22
21
20
19
18
17
16
15
14
13
12
11
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 мотивы
индивид. мотивы груп. м. общ.м.
24 Количество баллов
23
22
21
20
19
18
17
16
15
14
13
12
11
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 количество испытуемых
Бланк для ответов (заполнен предполагаемым испытуемым, просуммировано количество баллов по каждому из мотивов)
1/2 1-0 1/3 2-1 1/4 1-2 1/5 0–1 1/6 1-3 1/7 3-2 1/8 2-1 1/9 1-0 |
2/3 2-1 2/4 1-3 2/5 2-3 2/6 2-3 2/7 3-0 2/8 1-2 2/9 2-1 |
3/4 1-3 3/5 2-1 3/6 1-2 3/7 3-1 3/8 1-3 3/9 2-3 |
4/5 3-0 4/6 1-0 4/7 2-1 4/8 1-0 4/9 0-0 |
5/6 1-2 5/7 0-1 5/8 2-3 5/9 3-2 |
6/7 2-0 6/8 0-1 6/9 1-2 |
7/8 0-0 7-9 0-0 |
8/9 1-2 год рождения – школа, класс – фамилия, имя – дата заполнения – 3 – да 2 – скорее да, чем нет 1 – скорее нет, чем да 0 - нет |
1 мотив – 11 баллов, 2 мотив – 13 баллов, 3 мотив – 12 баллов, 4 мотив – 12 баллов, 4 мотив –15 баллов, 5 мотив – 11 баллов, 6 мотив – 13 баллов, 7 мотив - 5 баллов, 8 мотив – 11 баллов, 9 мотив – 10 баллов.
Влияние преобладающих категорий мотивов на реальное поведение личности неоднозначно. Поэтому та или иная мотивационная структура даёт лишь общее направление тенденции развития мотивации. Так, групповые, преобладающие над индивидуальными и общественными, могут при определённых условиях отражать корпоративную тенденцию, замкнутость группы, а преобладание индивидуальной группы мотивов может свидетельствовать не только о тенденциях к индивидуализму. Она может отражать высокую значимость самоутверждения, отсутствие в личном опыте субъекта дружеского общения со сверстниками.
© 2017, Шулинина Елена Евгеньевна 289