СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одной из актуальных проблем педагогики, на сегодняшний день, является проблема разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий в практику школы.
Здоровьесберегающие технологии принято рассматривать как:
- систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на его здоровье;
- систему мер, включающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития [1,14].
Как показывают многочисленные исследования, в период школьного обучения происходит активное формирование базисных качеств личности. Особую значимость в становлении личности имеет младший школьный возраст [2,85]. В связи с этим необходимо отметить, что в период обучения в начальной школе большое значение приобретает такое понятие как социально-психологический климат, имеющее непосредственное отношение к здоровьесберегающим технологиям. Именно от социально-психологического климата в классе зависит и качество обучения, и процесс формирования личностных качеств ребёнка в целом.
Социально-психологический климат в психолого-педагогической литературе рассматривается как качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе [3,77]. В детском коллективе психологический климат проявляется, в общем, эмоционально окрашенном отношении детей к происходящему в классе, в активности обучающихся, их отношении к образовательному процессу, в доброжелательных или недоброжелательных отношениях со сверстниками и взрослыми.
С позиций компетентностного подхода в образовании необходимо отметить, что начиная с периода обучения в начальной школе педагогу необходимо простраивать соответствующую работу по формированию у учащихся здоровьесберегающей компетенции [4].
- прежде всего, в качестве когнитивного компонента, необходимо формировать у ребенка знания о том, что необходимо проявлять заботу о здоровье других, быть внимательным к другим детям и взрослым, стараться не расстраивать их плохим поведением;
- в качестве коммуникативного компонента здоровьесберегающих компетенций формировать у учащихся умение простраивать бесконфликтное конструктивное общение, умение слушать и слышать других людей.
Как показывают исследования, в процессе общения в классе складывается ситуация либо психологического комфорта, которую можно характеризовать как благоприятный социально-психологический климат, либо психологического дискомфорта, которую можно характеризовать как неблагоприятный социально-психологического климат:
Благоприятный социально-психологического климат имеет следующие характеристики:
1) в классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравиться участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями;
2) в классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем детям и взрослым, всегда поддерживают слабых учащихся, выступают в их защиту, помогают новичкам;
3) в классе высоко ценят такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие;
4) учащиеся класса активны, полны энергии, быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, добиваются высоких показателей в учебе и досуговой деятельности;
5) успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех детей;
6) в отношениях между группами внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
Создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогического процесса, поскольку благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала, и полноценному развитию личности ребенка – первоклассника.
Как показывают исследования, ребенок в условиях благоприятного психологического климата демонстрирует такие качества как доброжелательность, открытость к общению с одноклассниками и с учителем, мобильность, креативность, оптимизм, инициативность, работоспособность [5, 80].
В условиях же неблагоприятного психологического климата первоклассник демонстрирует агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.
В связи с вышесказанным необходимо отметить, что решая задачу формирования здоровьесберегающей компетенции, работая над формированием благоприятного психологического климата в классе, педагогу необходимо внимательно отслеживать процессы формирования взаимоотношений учеников в классе.
Анализируя психолого-педагогическую литературу в рамках данной проблемы, можно выделить наиболее значимые педагогические условия формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в первом классе:
1) поскольку социально - психологический климат представляет собой результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
2) находить общие интересы, которые объединили бы детей класса, и, на их основе, организовывать общие дела;
3) формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах; в свободное время необходимо привлекать ребят к совместным делам на общее благо;
4) создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка, для чего очень важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
5) привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять открытость, доброжелательность, конструктивные способы разрешения конфликтов, умение не навязывать друг другу свое мнение;
6) создавать условия для повышения комфортности социального самочувствия детей в школе и сохранения стабильно-положительных отношений между учителем и учащимися;
7) развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
8) развивать эмпатийные способности учащихся в классе, умение и потребность в познании других людей, толерантное отношение к ним [6].
Таким образом, проводя педагогическую работу по формированию благоприятного социально-психологического климата в группе первоклассников, педагог будет создавать условия для успешного процесса обучения и формирования значимых качеств личности.
Список литературы:
© 2024, Кривонос Дарья Владимировна 99