СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
По новому закону об образовании деятельность каждой школы должна быть прозрачной. Реализовать это интересно и доступно позволяют школьные газеты. Их в стране — огромное количество. Но далеко не каждую газету в школе ждут и читают. Я много раз сталкивалась с этим, курируя печатные школьные издания Нижегородской области в региональном проекте «Издательское дело в школе». И поскольку наша школьная газета — одна из самых известных и успешных в области, на семинарах и пресс-конференциях мне часто задают вопрос: как вы этого добились?
Честно говоря, методом проб и ошибок. За 15 лет существования нашей школьной газеты мы прошли все мыслимые и немыслимые этапы, прежде чем поняли главный секрет успеха: современно, интересно, ярко, мобильно, кратко, с любовью.
В начале учебного года мы с постоянными участниками редколлегии развешиваем в школе объявления, приходим на Совет лицеистов и заседания классных руководителей с информацией о новом приеме в редакцию газеты. Собирается, как правило, человек 30 новеньких, и на нескольких первых занятиях мы проводим игры на знакомство и сплочение, «старички» организуют веревочный курс. Я выступаю с психологическими тренингами на самопознание, развитие коммуникативных навыков, решительности, смелости, настойчивости. Это всегда очень нравится ребятам и, главное, готовит их к тому, чтобы общаться с респондентами, брать интервью, договариваться о встречах. Тренинги периодически появляются у нас на занятиях в течение года. Их направленность зависит от того, какие качества характера нужно развивать участникам проекта.
Редколлегия собирается 2 раза в неделю. В первой половине учебного года половина каждого занятия посвящена обучению теории журналистики и газетной верстки. Затем мы только пишем, верстаем, ездим на репортажи, интервью, пресс-конференции, мастер-классы, экскурсии. Занятия я провожу по своей сертифицированной программе, созданной на основе личного опыта и учебных пособий по журналистике ведущих вузов страны.
Первое занятие месяца начинается мозговым штурмом: мы придумываем тему номера, «гвоздь номера», обложку, составляем макет, распределяем обязанности. Кто будет писать передовицу, кто отправится фотографировать для обложки, а кто для других материалов, кто пишет новости, кто за какие рубрики отвечает, кто будет главным художником, а кто в помощниках, кому обрабатывать фотографии, проверять ошибки и, наконец, кому быть техническим редактором номера, кому выпускающим — решаем коллегиально. Обычно над выпуском работают по 2-4 верстальщика, фотографа, художника и 7-15 корреспондентов. Еще человек десять помогают набирать текст, отбирать фотографии, проверять опечатки и просто общаются, пьют с нами чай и выполняют мелкие поручения. Кроме того, каждый месяц приходят 1-2 новеньких, обычно со словами «я хочу написать», «я придумал новую рубрику». В редколлегии представлены почти все классы от 1 до 11.
Такое количество желающих работать в газете я объясняю не только тем, что она, по мнению читателей, интересная, но и грамотной подписной политикой. Нас выписывают все. Для этого мы неоднократно рассказывали о проекте на родительских собраниях, раздавали газеты, выступали на классных часах. В результате общешкольный родительский комитет принял решение в начале учебного года организовывать подписку в каждом классе и печатать тираж в городской типографии за счет родителей. Газета пришла в каждую семью. И уже родители, бабушки и дедушки, а также педагоги (а их работа с большой любовью освещается в издании) стимулируют ребят к участию в проекте. Мы любим тех, о ком пишем. Кроме того, мы договорились с Советом старшеклассников, что каждая публикация прибавляет балл в рейтинг класса.
В нашей газете 8 страниц, в номере обычно 20-35 публикаций, 20-25 фото, 10-15 авторских рисунков. Каждая страница имеет заглавие, например: «Лучшие дети лицея», «Нескучно живем!», «Наши малыши», «Очень классные дела», «А вам слабо?», «Поспорим», «Арт-лицей» «Учительская», «Декада науки», «Литературная страница» и другие. Постоянные рубрики: «Вот так урок!», «Любимый учитель», «Мои друзья», «Читалка», «приСМОТРИсь», «Нереальные игры», «Пацанский досуг», «Перлы нашего городка» и другие. Кроме того, каждый номер имеет тематическую направленность: здоровый образ жизни («Здоровым быть модно!»), научная деятельность учащихся («Умники и умницы»), пропаганда чтения («Как хорошо уметь читать!»), добрых дел («Давайте делать добрые дела!») и тому подобное. Тема номера задается в заголовке на первой полосе, проходит через каждую страницу по возрастающей и достигает своей кульминации на странице 7, где печатается главный по значимости материал номера. Последняя, восьмая, страница содержит материалы развлекательного характера из жизни лицея, фоторепортажи, объявления, знакомит с новыми книгами, фильмами, компьютерными играми. Подобное строение делает газету целостной, держит читательский интерес и к последней странице подводит его к вопросу: «А что дальше?». То есть заставляет ждать следующего номера.
У редакции есть свое помещение — компьютерный класс с 8 компьютерами. Конечно, их не хватает. Мы нашли выход — работать дистанционно. Это особенно удобно детям с ограниченными возможностями здоровья. Мы создали группу газеты Вконтакте, куда эти ребята (и все остальные) пишут, общаются, размещают тексты и фотографии для газеты. Мы все их хвалим и любим, делаем ссылки на их работы друзьям, друзьям друзей и т.п. Эти чудесные застенчивые детки также делают сайт газеты, выполняют дома верстку и обработку фотографий для печати, рисуют, выполняют корректуру. Я даю им также задания: оповестить всех, выбрать фото, закачать издания на страницу. И никто ни разу не подвел!
С одаренными детьми мы ведем долгие разговоры в сети и на индивидуальных часах. Они требуют особого внимания, часто недовольны собой и несовершенством мира, пишут чудесные стихи и пронзительные рассказы. Для них мы придумали особый проект — литературный альманах «Вдохновение». Он выпускается каждый год и уже завоевал множество наград регионального и всероссийского уровня. Для них мы устраиваем встречи по обмену опытом с одаренными авторами из других школ и творческие встречи с читателями, после которых светятся от счастья все: и таланты, и поклонники. Направляем их на все возможные конкурсы прозы, поэзии, журналистики (у нас есть победители международного и межрегионального уровня), устраиваем им публикации в городских газетах и книгах, вводим в Клуб молодой интеллигенции и взрослые творческие объединения города.
Но современные школьники, избалованные глянцем и яркими детскими изданиями, даже не взяли бы в руки наши газеты и альманахи, если бы по уровню дизайна они не приближались к профессиональным. Какими бессонными ночами и суматошными выходными мы этого добились — отдельная песня. Скажу только что верстаемся мы в InDesign, каждую фотографию оптимизируем в Photoshop, рисуем на графических планшетах плюс фломастерами и красками (младшая группа). В итоге газета «Лицеист» — многократный победитель областных и межрегиональных конкурсов школьной прессы, факультет журналистики МГУ присвоил нам 2 место во Всероссийском конкурсе «Лучшее школьное издание-2013».
Несколько раз в год мы проводим консультации и мастер-классы для редакций школьных газет города. Коллеги, нас немного, и мы должны помогать друг другу! Если у вас появились вопросы, вы можете задать их мне сюда или по электронной почте:
© 2015, Третьякова Елена Владимировна 945