СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как делать школьную газету

Нажмите, чтобы узнать подробности

По новому закону об образовании деятельность каждой школы должна быть прозрачной. Реализовать это интересно и доступно позволяют школьные газеты. Их в стране — огромное количество. Но далеко не каждую газету в школе ждут и читают. Я много раз сталкивалась с этим, курируя печатные школьные издания Нижегородской области в региональном проекте «Издательское дело в школе». И поскольку наша школьная газета — одна из самых известных и успешных в области, на семинарах и пресс-конференциях мне часто задают вопрос: как вы этого добились?

Честно говоря, методом проб и ошибок. За 15 лет существования нашей школьной газеты мы прошли все мыслимые и немыслимые этапы, прежде чем поняли главный секрет успеха: современно, интересно, ярко, мобильно, кратко, с любовью.

В начале учебного года мы с постоянными участниками редколлегии развешиваем в школе объявления, приходим на Совет лицеистов и заседания классных руководителей с информацией о новом приеме в редакцию газеты. Собирается, как правило, человек 30 новеньких, и на нескольких первых занятиях мы проводим игры на знакомство и сплочение, «старички» организуют веревочный курс. Я выступаю с психологическими тренингами на самопознание, развитие коммуникативных навыков, решительности, смелости, настойчивости. Это всегда очень нравится ребятам и, главное, готовит их к тому, чтобы общаться с респондентами, брать интервью, договариваться о встречах. Тренинги периодически появляются у нас на занятиях в течение года. Их направленность зависит от того, какие качества характера нужно развивать участникам проекта.

Редколлегия собирается 2 раза в неделю. В первой половине учебного года половина каждого занятия посвящена обучению теории журналистики и газетной верстки. Затем мы только пишем, верстаем, ездим на репортажи, интервью, пресс-конференции, мастер-классы, экскурсии. Занятия я провожу по своей сертифицированной программе, созданной на основе личного опыта и учебных пособий по журналистике ведущих вузов страны.

Первое занятие месяца начинается мозговым штурмом: мы придумываем тему номера, «гвоздь номера», обложку, составляем макет, распределяем обязанности. Кто будет писать передовицу, кто отправится фотографировать для обложки, а кто для других материалов, кто пишет новости, кто за какие рубрики отвечает, кто будет главным художником, а кто в помощниках, кому обрабатывать фотографии, проверять ошибки и, наконец, кому быть техническим редактором номера, кому выпускающим — решаем коллегиально. Обычно над выпуском работают по 2-4 верстальщика, фотографа, художника и 7-15 корреспондентов. Еще человек десять помогают набирать текст, отбирать фотографии, проверять опечатки и просто общаются, пьют с нами чай и выполняют мелкие поручения. Кроме того, каждый месяц приходят 1-2 новеньких, обычно со словами «я хочу написать», «я придумал новую рубрику». В редколлегии представлены почти все классы от 1 до 11.

Такое количество желающих работать в газете я объясняю не только тем, что она, по мнению читателей, интересная, но и грамотной подписной политикой. Нас выписывают все. Для этого мы неоднократно рассказывали о проекте на родительских собраниях, раздавали газеты, выступали на классных часах. В результате общешкольный родительский комитет принял решение в начале учебного года организовывать подписку в каждом классе и печатать тираж в городской типографии за счет родителей. Газета пришла в каждую семью. И уже родители, бабушки и дедушки, а также педагоги (а их работа с большой любовью освещается в издании) стимулируют ребят к участию в проекте. Мы любим тех, о ком пишем. Кроме того, мы договорились с Советом старшеклассников, что каждая публикация прибавляет балл в рейтинг класса.

В нашей газете 8 страниц, в номере обычно 20-35 публикаций, 20-25 фото, 10-15 авторских рисунков. Каждая страница имеет заглавие, например: «Лучшие дети лицея», «Нескучно живем!», «Наши малыши», «Очень классные дела», «А вам слабо?», «Поспорим», «Арт-лицей» «Учительская», «Декада науки», «Литературная страница» и другие. Постоянные рубрики: «Вот так урок!», «Любимый учитель», «Мои друзья», «Читалка», «приСМОТРИсь», «Нереальные игры», «Пацанский досуг», «Перлы нашего городка» и другие. Кроме того, каждый номер имеет тематическую направленность: здоровый образ жизни («Здоровым быть модно!»), научная деятельность учащихся («Умники и умницы»), пропаганда чтения («Как хорошо уметь читать!»), добрых дел («Давайте делать добрые дела!») и тому подобное. Тема номера задается в заголовке на первой полосе, проходит через каждую страницу по возрастающей и достигает своей кульминации на странице 7, где печатается главный по значимости материал номера. Последняя, восьмая, страница содержит материалы развлекательного характера из жизни лицея, фоторепортажи, объявления, знакомит с новыми книгами, фильмами, компьютерными играми. Подобное строение делает газету целостной, держит читательский интерес и к последней странице подводит его к вопросу: «А что дальше?». То есть заставляет ждать следующего номера.

У редакции есть свое помещение — компьютерный класс с 8 компьютерами. Конечно, их не хватает. Мы нашли выход — работать дистанционно. Это особенно удобно детям с ограниченными возможностями здоровья. Мы создали группу газеты Вконтакте, куда эти ребята (и все остальные) пишут, общаются, размещают тексты и фотографии для газеты. Мы все их хвалим и любим, делаем ссылки на их работы друзьям, друзьям друзей и т.п. Эти чудесные застенчивые детки также делают сайт газеты, выполняют дома верстку и обработку фотографий для печати, рисуют, выполняют корректуру. Я даю им также задания: оповестить всех, выбрать фото, закачать издания на страницу. И никто ни разу не подвел!

С одаренными детьми мы ведем долгие разговоры в сети и на индивидуальных часах. Они требуют особого внимания, часто недовольны собой и несовершенством мира, пишут чудесные стихи и пронзительные рассказы. Для них мы придумали особый проект — литературный альманах «Вдохновение». Он выпускается каждый год и уже завоевал множество наград регионального и всероссийского уровня. Для них мы устраиваем встречи по обмену опытом с одаренными авторами из других школ и творческие встречи с читателями, после которых светятся от счастья все: и таланты, и поклонники. Направляем их на все возможные конкурсы прозы, поэзии, журналистики (у нас есть победители международного и межрегионального уровня), устраиваем им публикации в городских газетах и книгах, вводим в Клуб молодой интеллигенции и взрослые творческие объединения города.

Но современные школьники, избалованные глянцем и яркими детскими изданиями, даже не взяли бы в руки наши газеты и альманахи, если бы по уровню дизайна они не приближались к профессиональным. Какими бессонными ночами и суматошными выходными мы этого добились — отдельная песня. Скажу только что верстаемся мы в InDesign, каждую фотографию оптимизируем в Photoshop, рисуем на графических планшетах плюс фломастерами и красками (младшая группа). В итоге газета «Лицеист» — многократный победитель областных и межрегиональных конкурсов школьной прессы, факультет журналистики МГУ присвоил нам 2 место во Всероссийском конкурсе «Лучшее школьное издание-2013».

Несколько раз в год мы проводим консультации и мастер-классы для редакций школьных газет города. Коллеги, нас немного, и мы должны помогать друг другу! Если у вас появились вопросы, вы можете задать их мне сюда или по электронной почте: [email protected]. Сайт газеты: http://www.gazeta2.liceybor.edusite.ru

Категория: Всем учителям
18.04.2015 22:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!