СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В современном мире дети, едва ли не с пеленок, легко управляются с компьютерами, планшетами, телефонами, часто даже помогая родителям освоить управление той или иной техникой. Такая сообразительность детей зачастую умиляет родственников и указывает на то, что ребенок умен и легко обучается.
Однако, первоклассники, которые проводят больше времени за телефонами и планшетами имеют скудный словарь, на уровне бытовой повседневной ситуации. Например, если предложить ребенку назвать предметы посуды, то многие не знают, как называется «половник» (поварешка) «ваза», не умеют обобщать. Связная речь бедна и примитивна. Многим приходится прилагать большие усилия, чтобы выразить свою мысль.
Фразовая речь у ребенка 7 лет состоит из простых распространенных предложений с неправильным употреблением окончаний. Пересказ доступен только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий. Происходит затормаживание психических процессов таких, как память, воображение. Не каждый дошкольник семи лет может дать ответ на простую задачку: «За забором восемь кошачьих лап, сколько кошек за забором?»
Как показывают многочисленные исследования, активное использование гаджетов негативно влияет на детей, лишая их множества простых радостей и впечатлений, получения опыта от живого общения, необходимого для полноценного развития.
С каждым годом детей с общим недоразвитием речи становится все больше и больше. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограниченно. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание в психике, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении, это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.
Для современного человека очень важно уметь пользоваться цифровыми технологиями. Это дает нам невероятные возможности для хранения, передачи и поиска информации. Но то, что хорошо для взрослого не значит, что хорошо и для ребенка. Раньше во многих вопросах взрослые являлись авторитетом для детей. Сейчас же у детей есть возможность узнать о чем-либо больше и быстрее, взрослый перестал быть для них источником информации. Информации слишком много. Дети не умеют фильтровать весь этот поток. А сами родители, чтобы успокоить истерику ребенка, занять его, чтобы не отвлекал, дают в руки гаджет. Некоторые компенсируют нехватку времени на общение с ребенком, дорогими высокотехнологическими подарками, тем самым провоцируя у детей гаджет-зависимость.
Вслед за речью у детей отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Им скучно играть, лепить, рисовать, их мало что интересует. Развивается склонность к зависимостям. В итоге это отражается на взаимоотношениях со сверстниками, так как они не умеют слушать и слышать друг друга, адекватно реагировать на поступки, выходить из конфликтных ситуаций. Данные коммуникативные навыки можно освоить только в процессе живого общения.
Для полноценного развития ребенку требуются живое общение, игры с различными видами игрушек, манипуляции с бытовыми вещами, движение, прогулки, где есть возможность видеть, трогать, слышать, то есть исследовать окружающий мир. Все это помогает накопить опыт, который необходим для дальнейшего развития. Важно как можно раньше привить ребенку интерес к чтению книг, занятиям в различных кружках, которые обеспечат общение и развитие. Совместное посещение театров, музеев, выставок и т.д., все это способствует расширению кругозора ребенка, развитию любознательности и учит различным способам добычи информации, исключая использование только гаджетов.
Конечно, технический процесс имеет и свои плюсы, поэтому нельзя полностью изолировать ребенка от планшетов и телефонов. Важно найти оптимальное время для игр и научить ребенка использовать гаджет с максимальной пользой.
Как отучить ребенка от гаджетов
В качестве рекомендаций для родителей предлагаем памятку «Как отучить ребенка от гаджетов».
1. Пересмотреть взаимоотношения с ребенком, проанализировать сколько времени вы проводите вместе каждый день и как вы общаетесь, доверяете ли друг другу, делитесь ли своими переживаниями. Если у ребенка лучший друг - электронное устройство, скорее всего, родители не являются его друзьями.
2. Найти замену. Надо найти альтернативу и занятие по интересам, от чего у ребенка будут «гореть глаза».
3. Общение вживую. Можно придумать правило: пришел домой – отложи телефон.
4. Быть примером. Важно начать с себя и подумать, какой пример взрослые показывают своим детям. Образ жизни родителей, проводящих время с планшетом или компьютером, может способствовать формированию у ребенка убежденности в значимости и важности данного вида деятельности и принятии его в качестве примера для подражания.
5. Приучать к ответственности. Договориться с ребенком о определенном времени просмотра мультфильмов, даже если родителей не будет дома.
6. Играйте с детьми в настольные игры — эти моменты останутся в памяти ребенка. Дети, играя с Вами в настольные игры, будут играть со своими детьми.
Таким образом, проблема использования гаджетов на сегодняшний день является насущной. Неверное представление родителей о влиянии гаджетов на развитие ребенка приводит к неправильному речевому развитию. Развитие ребенка, особенно речевое невозможно без детско-родительского общения.
По материалам Селезневой В. С.
-80%
© 2023, Берендеева Олеся Жоржевна 246