© 2019, Капридова Елена Александровна 366
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Похвала, как и порицание, — часть нашей жизни. Очень важны способы, время их использования и «дозировка» применения. Иногда родители сомневаются, стоит ли хвалить за незначительный поступок или просто так? Не испортит ли это ребёнка?
Трудности родителей в использовании поощрения (в том числе похвалы) во многом связаны с тем, что взрослые считают главным в воспитании исправление чего-то несовершенного, неверного в поведении ребенка. Такое мнение во многом ошибочно. В воспитании необходимо использовать как наказание, так и поощрение – две стороны единого процесса социального обучения ребенка. И делать это в таком соотношении, чтобы поощрения было больше.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПОХВАЛА
Чтобы подарить ребенку ощущение успеха, радости собственного достижения, которые сами по себе являются наградой и поощрением. Придать ему уверенность в себе. Добавить силы. Восстановить утраченное эмоциональное благополучие. Помочь собрать запас оптимизма на всю предстоящую жизнь.
Однако, похвала может быть как полезной, так и принести вред.
КАК НАДО ХВАЛИТЬ?
Обязательно искренне, серьезно и убедительно.
Оценивать, хвалить можно только конкретные поступки и дела ребенка, его намерения, его понимание, а не его самого.
Если же похвала оценивает самого ребенка, а не его поступок, она больше вредит. Например: «Ты чудесный сын. Ты настоящий мамин помощник. Что бы мама делала без тебя?» или «Ты такой сильный!» Эти комментарии вызовут лишь сомнения, неловкость (это обо мне? я не всегда такой уж чудесный сын, есть дети сильнее меня), либо приведут в дальнейшем к завышенной самооценке.
Похвала складывается из двух компонентов - наших слов и выводов детей. Нужно похвалить в такой форме, чтобы ребенок почти безошибочно мог сделать из него вывод о себе самом. Например:
Правильная похвала: "Спасибо, что вымыл полы. Квартира просто сверкает!»
Возможный вывод: "Я хорошо поработал, и мою работу оценили".
(Неправильная похвала: "Ты просто молодец!")
Правильная похвала: "Твой рисунок мне очень понравился".
Возможный вывод: "Хорошо, что я умею рисовать".
(Неправильная похвала: "Для твоего возраста это неплохой рисунок")
Правильная похвала: "Большое спасибо, ты вымыл сегодня всю посуду!"
Возможный вывод: "Я помог маме".
(Неправильная похвала: "Ты сделал это лучше, чем наша мама")
То, что ребенок скажет о себе в ответ на наши слова, позже он повторит и мысленно. Эти внутренние положительные оценки в значительной степени определяют, как ребенок будет относиться к себе и к окружающему миру. Мы хотим, чтобы дети выросли счастливыми и успешными. Давайте хвалить их правильно.
© 2019, Капридова Елена Александровна 366