СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как хвалить детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Похвала, как и порицание, — часть нашей жизни. Очень важны способы, время их использования и «дозировка» применения. Иногда родители сомневаются, стоит ли хвалить за незначительный поступок или просто так? Не испортит ли это ребёнка?

Трудности родителей в использовании поощрения (в том числе похвалы) во многом связаны с тем, что взрослые считают главным в воспитании исправление чего-то несовершенного, неверного в поведении ребенка. Такое мнение во многом ошибочно. В воспитании необходимо использовать как наказание, так и поощрение – две стороны единого процесса социального обучения ребенка. И делать это в таком соотношении, чтобы поощрения было больше.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПОХВАЛА

Чтобы подарить ребенку ощущение успеха, радости собственного достижения, которые сами по себе являются наградой и поощрением. Придать ему уверенность в себе. Добавить силы. Восстановить утраченное эмоциональное благополучие. Помочь собрать запас оптимизма на всю предстоящую жизнь.

Однако, похвала может быть как полезной, так и принести вред.

  • Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко от природы. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие способности не приносит пользы для его развития. Как пишет известный психотерапевт Владимир Леви, похвала обладает свойством наркотика: хочется еще и еще! Это может привести к болезненной самооценке или высокомерию, ребёнок весь уйдет в ожидание восхищения и похвал. Их прекращение вызовет дискомфорт, из которого рождаются зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность и прочие проявления эгоцентризма.
  • Вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его в пример тем, кому это же дается трудно. Как часто мы сами в детстве слышали, что соседский ребенок умнее, лучше учится. И даже когда мы становимся взрослыми, часто слышим от наших родителей о том, что у кого-то сын раньше защитил диссертацию или удачнее женился. Родителей можно понять – им кажется, что сравнение с кем-то лучшим заставит ребенка догонять, тянуться вперед. Но только кажется. Такое сравнение обесценивает старание и усилия. Зачем что-то делать, если у кого-то все равно получается лучше? Сам факт несправедливой оценки усилия, замалчивание и игнорирование его, тяжело травмирует психику. Это снижает побуждение к делу и может вызвать полный отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха.
  • Вредно, когда хвалят неискренне, слишком часто, безо всякой необходимости. Это обесценивает похвалу, приучает к дешевому успеху и бездумному отношению к тому, что исходит от старших.

КАК НАДО ХВАЛИТЬ?

Обязательно искренне, серьезно и убедительно.

Оценивать, хвалить можно только конкретные поступки и дела ребенка, его намерения, его понимание, а не его самого.

Если же похвала оценивает самого ребенка, а не его поступок, она больше вредит. Например: «Ты чудесный сын. Ты настоящий мамин помощник. Что бы мама делала без тебя?» или «Ты такой сильный!» Эти комментарии вызовут лишь сомнения, неловкость (это обо мне? я не всегда такой уж чудесный сын, есть дети сильнее меня), либо приведут в дальнейшем к завышенной самооценке.

Похвала складывается из двух компонентов - наших слов и выводов детей. Нужно похвалить в такой форме, чтобы ребенок почти безошибочно мог сделать из него вывод о себе самом. Например:

Правильная похвала: "Спасибо, что вымыл полы. Квартира просто сверкает!»

Возможный вывод: "Я хорошо поработал, и мою работу оценили".

(Неправильная похвала: "Ты просто молодец!")

Правильная похвала: "Твой рисунок мне очень понравился".

Возможный вывод: "Хорошо, что я умею рисовать".

(Неправильная похвала: "Для твоего возраста это неплохой рисунок")

Правильная похвала: "Большое спасибо, ты вымыл сегодня всю посуду!"

Возможный вывод: "Я помог маме".

(Неправильная похвала: "Ты сделал это лучше, чем наша мама")

То, что ребенок скажет о себе в ответ на наши слова, позже он повторит и мысленно. Эти внутренние положительные оценки в значительной степени определяют, как ребенок будет относиться к себе и к окружающему миру. Мы хотим, чтобы дети выросли счастливыми и успешными. Давайте хвалить их правильно.

Категория: Психологу
20.02.2019 10:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!