СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как определить голос, какие бывают голоса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие «певческий голос» связано со способностью человека петь.

В отличие от речи, звуки голоса певческого имеют точную высоту, могут долго длиться. Они проявляются на гласных. Пользоваться голосом певческим человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

Различают голос певческий, бытовой («не поставленный») и профессиональный («поставленный»). Под постановкой голоса понимается приспособление и развитие его в целях профессионального использования. Такие качества голоса певческого, как яркость, красота, сила и длительность звучания, широта диапазона, гибкость, неутомляемость, во многом определяющиеся природными свойствами голосового аппарата могут быть развиты в процессе постановки голоса.

Голос может быть поставлен для эстрадного пения, оперно-концертного пения, исполнения народных песен и т. д.

Каждое из этих направлений имеет десятки своих подразделений. Например к эстрадному пению можно отнести дэнс, поп, рок, кантри, джаз, госпел и каждый из этих стилей имеет свой подход к постановке голоса.

Определяющие качества голоса певческого - красота тембра и способность долго выдерживать звуки.

Голос от природы имеет регистры. Под регистром понимается ряд однородных по тембру звуков, производящихся единым физиологическим механизмом. Звуки разных регистров звучат по-разному.

В мужском голосе выделяют грудной регистр в нижней части диапазона и фальцетный в верхней. Грудной регистр отличается силой и богатством звучаний. Фальцетный слаб и беден по тембру.

В женском голосе различают грудной регистр, центральный, в котором совмещается головное и грудное звучание, и головной в верхней части диапазона, звучащий светло, открыто.

Профессиональный певческий голос должен иметь диапазон в две октавы и звучать ровно на всём протяжении диапазона. Это достигается с помощью развития смешанного звучания, так называемого микста.

Голоса классифицируются по тембру и высоте. Различают шесть основных типов голосов :

Женские голоса :

• сопрано

• меццо – сопрано

• контральто

Мужские голоса :

• тенор

• баритон

• бас

• дискант - голос мальчиков

Женские голоса подразделяются на :

Колоратурное сопрано - самый высокий женский голос. (диапазон : до первой октавы - фа третьей октавы.) Голос очень хрупкий, изящный с беспредельным серебряным верхним регистром. Легкость позволяет исполнять сложнейшие рулады, широкие скачки, изящные мелизмы и невероятно бравурные пассажи.

• Лирическое сопрано - (диапазон : до первой октавы - до, ре третьей октавы.) Голос кантиленный, мягкий, ярко звучит на всем диапазоне.

• Лирико - драматическое сопрано - более объемный,очень выразительный голос, в котором прекрасно сочетаются мягкость, кантилена и спинто.

• Драматическое сопрано - сильный, объемный, ярко тембральный голос. Это дает ему возможность петь всю партию на сильном эмоциональном накале.

• Меццо - сопрано - средний голос между сопрано и контральто.

• Лирическое меццо - сопрано - светлый по тембру и цветом приближенный к сопрано. (диапазон : ля малой октавы - ля, си второй октавы ).

• Центральное меццо-сопрано - крупный, плотный, сильный голос.

• Колоратурное меццо-сопрано - очень редкий голос наделенный яркостью, гибкостью и подвижностью, что позволяет петь сложнейшие пассажи, фиоритуры и рулады.

• Контральто - самый низкий женский голос. Бархатный с шикарными грудными нотами.

Мужские голоса подразделяются на:

• Лирический тенор - серебристый, мягкий, очень подвижный с колоратурами голос (диапазон: от до первой - си, до третьей).

• Лирико-драматический тенор - более спинтовый и плотный голос.

• Драматический тенор - объемный, яркий, голос с металлом, по природе очень сильный.

• Контр - тенор - голос, звучащий в тесситуре меццо-сопрано. Поет развитым фальцетом. Применяется в старинной, барочной музыке.

• Лирический баритон - высокий, яркий, подвижный голос. (диапазон: ля большой -ля первой октавы).

• Драматический баритон - бархатный, объемный, сильный по всему диапазону голос.

• Бас - самый низкий мужской голос. (диапазон : до большой октавы -ре, ми первой октавы).

• Высокий бас - обычно характерный, подвижный,комический.

• Центральный бас - крупный, яркий, очень сочный голос, богатейший грудной регистр.

• Бас-профундо - очень низкий, грудной, объемнейший голос. Используется чаще всего в церковно-хоровой музыке.

• Дискант - голос мальчиков. Дисканты разделяются на низкие, средние и высокие по вокальным партиям.

Певческие регистры:

1. Нижний регистр: малая, большая и т.д. октавы.

(Мужчины имеют два регистра: грудной и фальцет ).

2. Средний регистр: I октава (сим-ре2).

(Потенциальный участок соединения грудного и головного голосов).

3. Верхний регистр: II октава, женщины могут петь выше.

( Женщины имеют грудной, средний (медиум - mixt) и головной).

4. Суперголовной регистр - участок, располагающийся на четвертом переходном участке женского диапазона, при этом ощущается уход за пределы обычного головного голоса, а так же дополнительное чувство свободы. У девочек это наблюдается от си2 и выше.

Диапазон

Диапазон определяется набором звуков, которые можно спеть голосом (определить диапазон студента).

Диапазон – это расстояние от крайней верхней до крайней нижней ноты, которые может спеть ученик. Обычно рабочий (тренировочный диапазон) шире концертного.

Тесситура

Тесситура - это высотное положение звуков произведения по отношению к диапазону.

Вид тесситуры определяет высота первой части диапазона, которая используется в произведении. Если высокие верхние звуки - значит тесситура высокая и т. д.

Тембр

Тембр - это окраска голоса ( мягкий, резкий, густой, звенящий, бархатный, и т.д.). По тембру можно найти каждому голосу свой цвет, так же, как по типу окраски звуков, воспроизводимых на инструменте (фортепиано), используя теплые и холодные тона.

Например:

По опросу детей по определению цвета звуков на протяжении многих лет у большинства детей определялись одни и те же цвета на звуки:

нота фа1 - желтый цвет(теплый),

нота соль - зеленый цвет (ласковый),

нота ля - красный цвет (устойчивый, густой),

нота си - голубой цвет, почти что насыщенный синий (летящий, иногда сравнивают с журчащим ручьем.),

нота до2 - белый цвет,

нота ми1 - синий, иногда говорят сиреневый цвет (холодный),

нота ре1 - коричневый цвет (единогласно)-(густой, теплый),

нота до1 - черный цвет

Категория: Музыка
20.08.2017 10:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя