СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Знакомство с камнями. Какие бывают камни?» (старшая группа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ

познавательно – исследовательской деятельности

на тему: «Знакомство с камнями. Какие бывают камни?»

(старшая группа)

Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая», «Речевая».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Цель: Знакомство с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.

Задачи:

1. Обратить внимание на особенности камней, классифицировать камни по признакам: размер, поверхность, вес.

2. Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования.

3. Формировать навык безопасного поведения опытов, сенсорных ощущений, умение обследовать камни.

4. Воспитывать бережное отношение к неживой природе

Словарная работа.

Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый, крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, прозрачные, светлый, тёмный, прочные.

Планируемые результаты:

Самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Материалы: схемы-рисунки, наборы камней, халат, детские оправы, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, аудио файл «Физминутка»

1.Организационный момент: «Приветствие»

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Посмотрите, у нас сегодня гости!.

И я не просто воспитатель – я еще и ученый. И сегодня мы с вами станем самыми настоящими учеными и попадем в самую настоящую лабораторию. Давайте вы наденете очки и станете моими помощниками. А помогать нам будет мой волшебный камень, сейчас я его покажу.

Открывает сундук – камня нет!

2.Сюрпризный момент

Заходит Шапокляк, спотыкается о камень.

Шапокляк: Ой! Это я удачно споткнулась! О золотой какой!

Воспитатель: Шапокляк, какая ты молодец, нашла наш камень.

Шапокляк: Не ваш, а мой. Что ко мне попало, то моим стало!

Воспитатель: а ты знаешь, что камень этот не простой, а волшебный!

Шапокляк: ах волшебный! Ну тогда я наколдую пакостей от души!

Колдует. Не получается.

Воспитатель: Ребята, а почему у Шапокляк ничего не получилось? чтобы использовать камень, нужно знать какой он, какие его свойства. Шапокляк, оставайся с нами и обо всем об этом узнаешь.

Воспитатель: Для работы в лаборатории необходимо знать некоторые правила поведения. Какие?

Дети: вести себя тихо, никому не мешать, быть аккуратными и внимательными, ничего не брать в рот, не размахивать руками…

Шапокляк: и не кидать камни.

2 Основная часть

1. Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Воспитатель: самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотрите глазами все камни. Какого цвета у вас камни? Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни: серый, коричневый, белый, красный, синий и т.д. А какой формы камни? Значит, какой можно сделать вывод?

Дети делают вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель прикрепляет схему – рисунок на доску.)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а меняет ли камень форму? Какими способами можно это доказать? (сжать, ударить молотком). Давайте проверим. Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Что произошло с пластилином, он изменил свою форму? А камень? Почему? (камень тверже пластилина).

Так какой можно сделать вывод из этого опыты? Камень твердый, прочный.

А сейчас я предлагаю поиграть. Игра называется «Хорошо-плохо».

2. Игра "Хорошо-плохо" (дети называют положительные и отрицательные характеристики камней).

Ребята, камень - это хорошо. Почему? Из него можно строить дома, дороги. Можно с камешками играть, делать мозаику, картины; есть лечебные камни; камни-обереги, талисманы; из камней делают украшения.

Камень-это плохо. Почему? Камнем можно разбить стекло, нос, проколоть колесо, наколоть ногу в воде.

3. Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель: Найдите и выложите на клеенке от самого большого камня, до самого маленького. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров. (вывесить полоску «размер»)

Давайте узнаем, могут ли камни звучать.

4. Игра "Создаем музыкальные инструменты".

Воспитатель: Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки? Постучите ими друг о друга. Что вы слышите? Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос. Хотите поиграть с камешками. Насыпьте в пластмассовую коробочку немного мелких камушков, закройте и погремите. На что это похоже? (на маракасы). У нас получился настоящий оркестр из маракасов.

Шапокляк: а у меня есть - маракас!

Торохтит.

5. Опыт № 3

А еще камни могут шипеть. Мел тоже камень. Капните на мел лимонной кислотой и прислушайтесь. Камень шипит, ему не нравиться.

Вывод: камни издают звуки и шипят.

6. Опыт № 4. Определение характера поверхности.

Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики

Самомассаж: Каждый пальчик мы потрём, свои ручки разомнём.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (дети делятся открытиями). Покажите самый гладкий камень и самый неровный, шершавый.

Имеет ли камень запах?

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым, не имеют запаха.

(вывесить полоску «нос»)

7. Опыт № 5. Определение веса.

Воспитатель: Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Возьмите в правую руку самый тяжелый камень, а в левую руку самый легкий.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. Ребята, как вы думаете, про какого человека говорят «У него каменное сердце»?

Дети: про злого, жестокого, безжалостного; человека, лишенного чувства сострадания.

Воспитатель: Ребята, а для следующего опыта нам понадобится много камней, давайте встанем и их соберем.

8. Физ. минутка:

По дорожке мы пошли, много камешков нашли. Присели, собрали, дальше пошагали. Вот направо мы пошли, серых камешков нашли, Присели, собрали, дальше пошли. Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошагали. А под горку пошли — белых камешков нашли, Присели, собрали, на место пошагали. 9. Опыт № 5: Определение температуры.

Воспитатель: Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол, какой холодный или теплый ? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру. Сейчас у нас будет интереснейший опыт. Среди своих камней нужно найти серый камень. Нашли? А как согреть холодный камень?

Дети предлагают способы действий: положить в горячую воду, приложить к щеке, зажать в кулачке, погреть горячим дыханием, положить на солнышко.

Дыхательная гимнастика. А сейчас я предлагаю всем вместе согреть холодный камушек своим теплым дыханием.

Дети берут холодный камень, кладут на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

10. Опыт № 6. Плавучесть.

Воспитатель обращает внимание детей на сосуды с водой.

Как вы думаете, что случится если мы опустим камень в воду? Возьмите камешек и опустите воду. Камень тонет? Значит он легкий или тяжелый? Растворился он в воде?

Вывод: камни в воде не растворяются, не впитывают воду, они тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Давайте с вами повторим свойства камня.

3 заключительная часть.

Вот мы и выяснили, какие бывают камни и какие у них свойства. камни можно встретить везде.

Воспитатель: Как вы думаете, нужны ли камни человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Камни – очень важный материал в строительстве. Камни используют при строительстве домов, для создания садовых дорожек и площадок, мостов, дорог.

А еще я хочу сказать, что наш край богат полезными ископаемыми. В нашей республике добывается мел, дикий камень, уголь.

Показать выставку.

Рефлексия: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вас удивило? А что вам особенно запомнилось? Что было трудным для вас? Ребята вы были очень внимательными и поэтому справились со всеми заданиями. Я хочу поблагодарить вас, вы сегодня молодцы! Спасибо вам! Похвалим себя, похлопали.

Сегодня мы с вами прикоснулись еще к одной из тайн природы – камням. И узнали о них много удивительного.

В память о нашей встрече передаем вам эти камешки. Если они станут началом вашей коллекции, мы будем очень рады, ведь коллекция - это не только красота, но и интерес, а значит и новые знания о природе.

04.12.2021 23:46


Рекомендуем курсы ПК и ПП