СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конфликты в жизни класса неизбежны. Каждая личность уникальна, из этой уникальности следует разница интересов и целей. Ученики в школьном классе могут быть совершенно разными, но так или иначе они вынуждены уживаться друг с другом. Учителю в первую очередь необходимо сформировать правильное отношения к конфликтным ситуациям. Противоречие между учениками не должно пугать преподавателя, постарайтесь отнестись к нему спокойно, как к неотъемлемой части классной жизни. Рассматривайте конфликт между учениками как воспитательный прием, возможность для обеих сторон вынести из него новый опыт и навыки взаимодействия.
Конфликты — всегда во вред?
Появление конфликтных ситуаций в обществе – не отрицательное явление, а лишь один из признаков его динамичного развития. Обществоведы выделяют конструктивные и деструктивные конфликты.
Деструктивные конфликты — это столкновение интересов, в ходе которого одна или обе стороны конфликта не приходят к согласию, не добиваются своих целей и остаются неудовлетворенными, такие итоги ведут к нарастанию напряженности, обидам и агрессии.
Конструктивные конфликты — являются важным воспитательным этапом в жизни каждого ребенка. Это ситуации, когда обе стороны приходят к решению, удовлетворяющему их обоюдные интересы. Такие конфликты учат детей искать альтернативные выходы из ситуаций, договариваться, слушать и понимать друг друга. Задача преподавателя — добиться конструктивного решения любой конфликтной ситуации в классе.
Что приводит к конфликтам?
Отвечая на этот вопрос, важно разделять причину и повод. Причины для конфликта, как правило, комплексные, сформированные за долгое время и часто совершенно несвязанные с поводом. Повод – это ситуация-искра, «последняя капля», которая переполняет емкость с недовольством и приводит к «вспыхиванию» конфликта. Поводом может послужить деструктивная конфликтная ситуация в прошлом.
Проявления конфликтов:
Причины конфликтов:
Что должен делать учитель?
1. Своевременно вмешиваться в конфликт, если он принял тяжелую форму и затяжной характер, чтобы не допустить появления серьезных психологических и физических травм у учеников.
2. Сохранять спокойствие, подходить к решению вопроса с «холодной головой», внимательно анализируя ситуацию.
3. Индивидуально общаться с каждым участником конфликта, узнавать его позицию, цели и мотивацию.
4. Вести открытый диалог с обеими сторонами конфликта, давать высказаться каждому и выслушивать каждого от начала и до конца. Собеседники получат возможность избавиться от недопонимания.
5. Выявления причин конфликта, целей учеников, совместный поиск решения проблемы с учетом предложений с каждой стороны. Примирение и выводы, которые дадут детям ценный опыт и навыки для их дальнейшего взаимодействия.
Этот алгоритм достаточно общий, ведь все конфликты трудно подогнать под единый шаблон. Каждая ситуация индивидуальна и требует от учителя внимательного отношения и поиска особого подхода.
А как вы решали конфликты, возникающие между учениками?
© 2017, Астафурова Людмила Викторовна 125