СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Как пополнять словарный запас у детей 6-7 лет
Вашему ребенку 6 лет, впереди последний предшкольный год. Слово «школа» почти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным звонком, любимой учительницей, с шумными переменами, контрольными, диктантами, с домашним заданием. И каждому родителю хочется, чтобы к этой новой, порой трудной и ответственной жизни, их ребенок был готов не хуже других. Боясь что-то недодать в плане интеллектуального недоразвития своему будущему первокласснику, мамы и папы торопятся записать детей на различные курсы, подготовительные занятия, считая основой дальнейшего успешного обучения в школе умения читать и писать. Но редко кто задумывается как важно развивать речь, как важен активный богатый словарь! Попросите ребенка рассказать об увиденном, поделиться своими впечатлениями, и зачастую вы сможете заметить, что ребенок с трудом подбирает нужные слова, использует в речи слова-паразиты. Очень важна роль словарного запаса и при овладении в будущем грамотным письмом, так как для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро, а главное – правильно подобрать проверочное слово. А это возможно лишь при достаточном словаре, правильным понимании значения каждого слова и его смыслового родства с другими.
Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к 6-7 годам. Дальше ребенок будет «подбирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр. Многие игры чрезвычайно просты и не требуют 10-15 минут родительского времени.
Предложите вашему ребенку игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря.
По дороге домой. Взрослый предлагает называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда». Вот серая пушистая кошка».
Что я задал? Взрослый перечисляет признаки предмета, возможные действия с ним: «Круглый, оранжевый фрукт. Из него можно сделать сок».
Загадай – мы отгадаем. Составление ребенком загадок – описаний.
При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, наглядность, сами предметы. Например, гуляя в лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают швейными, медицинскими, иголками у ежа. Попросите у ребенка объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса – длинная коса.
Большое значение в обогащении детского словаря является работа по словообразованию. Ребенок начитает понимать, как образуются новые слова: название детенышей животных, некоторых слов (почему цветок подснежник, а гриб - подберезовик).
Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объёма словаря. Необходимо учить детей различать и подбирать слова, близкие и подбирать слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы).
Скажи наоборот. Взрослый называет слово, а ребенок – противоположное ему по значению: толстый – тонкий, сильный – слабый, стоять – идти, война – мир и т.д.
Продолжи цепочку. Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слов: пища – еда – корм – продукты; жилище – дом – квартира – здание; идти – шагать – топать – шлепать.
Дети дошкольного возраста учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их значение. Упражнение «Почему так называют?» (пылесос, самовар и т.д.)
Уважаемые родители! Занимаясь с ребенком, вы не только расширяете его представления об окружающем мире, не только развиваете его память, мышление, воображение и речь, но и формируете доверительные, теплые отношения.
© 2020, Немова Наталия Георгиевна 216