Как снять усталость и напряжение у ребёнка
Физиологи обнаружили тесную связь между большими полушариями головного мозга и рецепторами, сосредоточенными на пальцах рук. Раздражая эти рецепторы, человек может улучшать своё физическое и психическое состояние, например, снимать усталость, уменьшать мышечное и эмоциональное напряжение.
Медики и педагоги считают, что массаж пальцев рук и ладоней благотворно влияет на нервную систему ребёнка, позволяет улучшить его память и внимание. « Таланты детей находятся на кончиках их пальцев», - утверждали известные психологи и доказывали это на основе экспериментов.
Младшие школьники легко и с удовольствием овладевают приёмами самомассажа рук, благодаря его простоте и доступности, возможности использования в любой обстановке, занимательности, особенно в тех случаях, когда он сопровождается весёлыми рифмовками.
Самомассаж пальцев рук начинают с растирания большого пальца и заканчивают массированием мизинца. Сначала растирают подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию.
Для самомассажа ладоней можно использовать разноцветные шарики (каменные, металлические или стеклянные). Шарики вертят в руках, постукивают по ним пальцами, «стреляют» ими, направляя в специальные желобки и лунки. (По свидетельству археологов, люди играли кремниевыми, каменными, мраморными и глиняными шариками уже много столетий назад.)
Существует несколько вариантов самомассажа пальцев и ладоней грецкими орехами: между ладонями катают два ореха; между пальцами ведущей руки пытаются удержать сразу несколько орехов; орехи удерживают между пальцами обеих рук.
Хорошо активизируют нервные окончания на пальцах рук грани карандашей. Шестигранный карандаш пропускают между пальцами; удерживают его в определённых положениях правой и левой рукой.
Самомассаж чётками (бусами) не только успокаивает нервы, но и развивает мелкие мышцы кистей рук. Пальцами перебирают чётки, пересчитывая бусины в прямом и обратном порядке.
Многочисленное количество рецепторов, через которые можно воздействовать на нервную систему, сосредоточено также на стопах. Их раздражение в процессе выполнения «весёлых» упражнений для ног улучшает физическое и психическое состояние детского организма, доставляет младшим школьникам большое удовольствие.
Самые простые упражнения –
«Аплодисменты ступнями», «Разведи пальцы ног», «Пятка о пятку», «Ноги здороваются» (Содержание названных упражнений отражено в их названиях.)
Упражнения можно проводить в форме игры или соревнования.
«Угадай, чей след» (Наступают босыми ногами на влажный песок в поддоне или подносе)
«Собери листья» (Сидя на стуле, «листья» из бумаги, ткани, тонкого пенопласта собирают пальцами ног с пола)
«Напиши имя» (Карандаш между большим и вторым пальцами ноги, бумага на полу, стараются написать пальцами ног своё имя)
«Нарисуй предмет» (Рисование любого простого предмета пальцами ног, держа карандаш между большим и вторым пальцами ноги).