СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как сообщают нам ученые, за одну секунду в мозге человека происходит 100 000 химических реакций

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудами многих анатомов, биологов и физиологов было определено строение различных отделов головного мозга, особенности взаимодействия нейронов различных его отделов, некоторые механизмы управления человеческим организмом при взаимодействии с окружающей средой. Было доказано, что головной мозг как главный орган центральной нервной системы является ведущей структурой, обеспечивающей и контролирующей работу всех органов и систем организма, а также установлено, что сбои в работе головного мозга и нервной системы сопровождаются серьезными последствиями, вплоть до инвалидности и даже смерти человека.

Так что же знает современная наука о головном мозге? Вот некоторые интересные факты.

  • Человеческий мозг весит около 1,3-2,0 кг и имеет в среднем объем 1130 см3 у женщин и 1260 см3 у мужчин.
  • До 75% общей массы мозга составляет вода, которая крайне необходима для доставки питательных веществ и выведения токсинов. Вода, к тому же, является амортизатором для головного и спинного мозга.
  • До 20% кислорода, поступающего в организм, потребляется мозгом. Без постоянного притока богатой кислородом и питательными веществами крови уже через минуту клетки мозга начинают погибать.
  • Во время внутриутробного развития у эмбриона каждую минуту образуется более 250 000 клеток головного мозга. При рождении у ребенка имеются все необходимые нервные клетки, которые еще не связаны между собой. До двухлетнего возраста эти связи формируются в основном за счет взаимодействия с окружающей средой.
  • Мозг состоит примерно из ста миллиардов нервных клеток, которые посредством химических и электрических сигналов получают и передают друг другу информацию через специальные отростки – аксоны и дендриты. У каждого нейрона около 10 тысяч соединений. Место контакта нейронов называется синапсом, в мозге их около квадриллиона (или миллион миллиардов). Соприкасаясь, нейроны образуют нейронные сети. Вещества, помогающие передавать информацию, называются нейромедиаторами, их известно несколько сотен.
  • Длина всех нейронных связей головного мозга более 1 миллиона километров – почти три расстояния от Земли до Луны.
  • Скорость распространения нервного импульса у молодого человека составляет около 288 км/час, к старости она снижается на 15%.
  • Объем памяти головного мозга 2,5 – 6 петабайт, что равнозначно 3 миллионам часов, или 300 годам круглосуточной телевизионной трансляции.
  • Самому мощному на сегодняшний день компьютеру нужно 40 минут, чтобы имитировать всего 1 секунду работы человеческого мозга.
  • Каждую секунду в мозгу происходит более 100 тысяч химических реакций. Мозг в среднем генерирует от 25000 до 50000 мыслей в день.
  • Интеллект и умственные способности человека не связаны с массой мозга: мозг Анатоля Франса весил 1017 граммов, а самый тяжелый мозг – 2850 граммов – зарегистрирован у человека, который страдал эпилепсией и идиотией.
  • Человек использует не 10%, а 100% своего мозга: практически все части мозга остаются активными даже во время сна, так как большинство клеток мозга контролирует бессознательные действия – сердечный ритм, дыхание, сон и т.д.
  • Мужской и женский мозг имеют различия. Мужской мозг больше по объему, женский мозг имеет более высокую скорость метаболических процессов. Мужской мозг активнее реагирует на движущиеся предметы, женский – на лица, поэтому мальчики больше любят играть с машинками, а девочки с куклами.
  • «Женская интуиция» обусловлена наличием большего числа нейронных связей между правым и левым полушариями.
  • Мозг способен оценить впервые увиденного человека за десятую долю секунды и сделать вывод – понравится вам этот человек или нет.
  • Мозг никогда не спит. Во время сна мозг сортирует воспоминания, выстраивает ассоциативные связи, в том числе между несвязанными между собой явлениями, поэтому часто самые интересные идеи приходят человеку во сне или сразу после пробуждения.
  • Мозг может учиться во время сна: во время фазы так называемого «быстрого» сна человек способен запоминать и потом точно воспроизводить определенные звуковые сигналы (фразы, мелодию)
  • Мозг – лучшие в мире «биологические часы»: если человек ложится и встает в одно и то же время, он может проснуться до того момента, когда прозвенит будильник.
  • У мозга есть режим «автопилота»: как только человек хорошо овладевает каким-либо навыком, мозг подключает к работе так называемую «сеть пассивного режима работы», которая используется для выполнения не требующих сложного анализа задач, так как приобретенный навык уже доведен до автоматизма.
  • Мозг не имеет чувствительных нервных окончаний, поэтому не чувствует боль.
  • Процесс нейрогенеза – способности областей мозга производить новые нервные клетки – у лиц старшего возраста можно стимулировать с помощью регулярных физических упражнений. Аэробные упражнения усиливают кровообращение и стимулирует рост новых клеток мозга.
  • Одно из свойств мозга – нейропластичность или способность образовывать новые нейронные связи – не исчезает с возрастом и стимулируется изучением иностранных языков, чтением книг, разгадыванием кроссвордов и т.п.
  • Полтора часа повышенного потоотделения ведут к временному снижению объема мозга аналогично году старения.
  • Чувство голода возникает при длительном отсутствии еды за счет того, что нейроны мозга, отвечающие за его появление, начинают «поедать» кусочки себя.
  • В головном мозге существует «детектор грамматической правильности осмысленной фразы» – небольшая группа нейронов, которая активизируется, когда нарушена грамматика: если, например, вместо «красный квадрат» мы слышим или читаем «красное квадрат», это служит поводом для дополнительного анализа фразы.
  • После 18-20 лет приходится прикладывать больше усилий для запоминания какой-либо информации, однако словарный запас, способность к логическому мышлению, систематизации данных у лиц более старшего возраста лучше.
  • Способность мозга распознавать лица максимальна между 30 и 34 годами, после 70 лет человек узнает только 75% знакомых людей.
  • Считается, что человек способен запомнить от 5 до 9 предметов и удержать их в памяти 20-30 секунд, однако эти воспоминания не трансформируются в долговременную память и быстро забываются.
  • Более 65% населения планеты являются визуалами, которые лучше воспринимают и запоминают зрительную информацию. Из воспринятой на слух информации запоминается только одна пятая.
  • Левши намного лучше запоминают информацию, чем правши, за счет более крупного мозолистого тела, соединяющего полушария мозга и делающего воспоминания более четкими.
  • Бесконечные просмотры телесериалов вредны для мозга и памяти – каждый час просмотра телевизора повышает на 1,5% риск развития болезни Альцгеймера у лиц в возрасте от 40 до 59 лет.
  • Хорошие воспоминания задерживаются в памяти гораздо дольше неприятных.
  • Не стоит обижаться на родителей, требующих от детей сидеть или стоять прямо, не сутулиться – такое положение тела на 40% усиливает циркуляцию кислорода в крови, что облегчает процесс вспоминания.
  • Даже один час пребывания на свежем воздухе улучшает память и устойчивость внимания на 20%.
  • Пребывание на природе улучшает память. Доказано, что этого можно достичь и при рассматривании фотографий, запечатлевших природу.
  • Полноценный ночной сон повышает производительность мозга: правое полушарие в это время очищает временные области хранения, отправляя информацию в долговременное хранилище. Даже короткий послеобеденный сон способствует усвоению большего объема информации.
  • Алкоголь нарушает способность образовывать новые длинные воспоминания и ухудшает память. Кроме того, алкоголь может вызывать необратимые повреждения гиппокампа – важнейшей для памяти части мозга, что приводит к деградации личности.
  • Недостаток сна, чрезмерное потребление сахара и продуктов, содержащих рафинированные углеводы (белый рис, фастфуд и т.п.), дефицит продуктов питания, содержащих витамин D, ведут к ухудшению памяти и уменьшению объема участков мозга, отвечающих за запоминание.

И это только некоторые факты о нашем мозге, таком, вроде бы знакомом и таком неизвестном! А сколько еще тайн, на которые пока нет ответа, хранит один из самых сложных, загадочных и самых совершенных творений природы – человеческий мозг!

Категория: Биология
23.12.2024 22:47


Рекомендуем курсы ПК и ПП