Подростковый возраст – время всей перестройки организма. В это время ребёнок ищет себя в обществе, познаёт нормы поведения и общения. Подростка интересуют социальные проблемы и ценности. Многие из них теряют интерес к учёбе и не хотят ходить в школу.
По данным Общероссийского народного фронта (ОНФ в России 28% старших школьников, которым нравится учиться. Остальным 72% — нет. Эти данные опубликованы официально в 2019 году, но с каждым годом эти цифры только растут в сторону "отрицания".
Причины, связанные с нежеланием учиться, могут быть разными. Основные из них:
Скука. Подростки учатся уже не первый год, и многим надоедает однообразие: уроки, перемены, уроки. «Скучно. Надоедает одно и то же.
Чувство взрослости. Подростковый возраст – стадия взросления. Школьники считают, что у них и так много своих проблем и забот: личные переживания, дружба и первое предательство, разочарование, первая влюблённость и т.д. Учёба пока подождёт.
Неблагоприятные отношения в семье. Для желания учиться ребёнку необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны семьи. Плохо влияют на учёбу подростка: аморальное поведение родителей, крики и скандалы, проявление большего внимания младшим детям, отсутствие личного пространства, лишение права выбора и самостоятельного принятия решения.
Неуспеваемость. Подросток имеет плохие оценки по предмету, не понимает его. Как результат – отсутствие желания учиться.
Выпускники 9-х классов говорят, что учились бы с большим удовольствием, если:
уроки были интересней;
постоянно чувствовалась психологическая поддержка со стороны учителей, одноклассников и родителей;
в школе было больше конкурсов с ценными призами: технические устройства, денежное вознаграждение;
была возможность чувствовать себя защищённо в учебном заведении;
предоставлялась возможность в любое время поговорить со школьным психологом;
в школе было бы лучше развито самоуправление;
были доверительные отношения с родителями;
правильно были организованы деятельность и время;
вне занятий была отдельная от других членов людей зона отдыха.
У многих подростков настолько сильное нежелание учиться что преподавателям нужно работать в команде с родителями и психологом.
Вот некоторые приемы, которые преподаватели могут применить и которые могут в той или иной степени поспособствовать улучшению ситуации.
Помогите подростку осознать ценность обучения. Понять, как школьные знания пригодятся в жизни. Начните разговор об этом, только когда ребёнок готов вас услышать. Если он не в настроении или занят своими проблемами, то он не сможет вас полноценно воспринять. Как справедливо заметил Джордж Бернард Шоу, самая большая проблема в общении — это иллюзия, что оно происходит. Учитель должен следить за тем, чтобы общение было двусторонним, чтобы понимать детей.
Покажите наглядные примеры людей, которые добились своих целей в жизни и тех, кто смирился со своим невысоким положением. В этом помогут фильмы, видеоролики, презентации, картинки. Пусть подросток ответит себе: «Каким я буду в будущем?». Можно использовать мотивационные плакаты.
Используйте на уроках нестандартные методы обучения. Даже если нет возможности постоянно выезжать на экскурсии и использовать суперсовременное оборудование, можно изменить обстановку в классе. Это поможет студенту мыслить нестандартно. Экскурсию можно устроить и к окнам чтобы назвать физические явления, и в коридор, чтобы измерить площадь батареи. Даже простое изменение расстановки стульев в классе уже стимулирует воображение.
Каждый день предлагайте им новые варианты. Например, пусть они сами выбирают, как будут проходить занятия: в форме групповой дискуссии, семинара, чтения вслух с последующим тестированием, каждый день пробуйте что-то новое и найдите формат, который подходит вашим ученикам. Это хорошая мотивационная деятельность для студентов.
Используйте научные шутки. Позитивная среда лучше раскрывает учащихся и вовлекает их в процесс. Очень полезно начинать каждый урок с одной из них. В веселой среде и обучение идёт с большим энтузиазмом. Студенты с удовольствием нарисуют электроны, убегающие друг от друга, или сделают из письма Татьяны сокращенную версию в стиле Игоря Губермана.
Используйте метод игры. Подростки в 16 лет всё ещё дети. Подростки всё еще получают пользу и удовольствие от обучения через игру. Даже мы с вами, взрослые люди, с помощью игры:
Развиваем воображение
Улучшаем когнитивные навыки
Развиваем мозг
Взаимодействуем с окружающим миром позитивно
Улучшаем социальные навыки
Учимся преодолевать препятствия
Поощряйте детей самих придумывать интересные игры и сделайте это привычным делом в классе. Здоровая конкуренция может стать отличной мотивацией для учеников. В эти игры можно играть как индивидуально, так и в группе. Старайтесь быть креативными и изобретательными. Сохраняйте элемент неожиданности или любопытства, следуя привычному распорядку.
Разнообразие. Просто лекции, просто текст и просто доска редко поглощают всё внимание. Даже если вы придерживаетесь строгого стиля, моно добавить музыку, видео, реквизит. Можно рассказать историю. Можно пригласить внешнего спикера. Можно дать право кому-то из подростков провести часть урока и проэкзаменовать бывших коллег по парте. Разнообразие дает мозгу пищу, а нам с вами мотивацию работать.
Прислушивайтесь к их мнению. Когда подростки чувствуют, что хотя бы немного управляют собственным процессом обучения, они инвестируют в него больше внимания. Спрашивайте своих учеников о темах для проектной деятельности о формах работы, например эссе или презентация. Даже о том что бы они сами себе поставили, что оценили в первую очередь.
Покажите своим ученикам, что вы им доверяете. Передавая им ответственность, вы делаете их более самостоятельными и ответственными. Позвольте им выбирать, что они хотят изучать и как они хотят это делать. Вы не можете быть слишком строгими в своих стратегиях. Вы должны менять их со временем. Изменения — это единственное, что можно предсказать, и вы должны адаптироваться по мере необходимости. Дайте ученикам как можно больше контроля над их собственным образованием. В условиях перехода на онлайн-обучение и виртуальных классов передача ответственности ученикам — отличный способ обеспечить их вовлечённость.
Покажите, как тема связана с будущим. Чему она моет научить в общечеловеческом плане. Как информацию моно будет использовать в интересном разговоре, или как с помощью науки решать повседневные проблемы. Не стесняйтесь придумывать ироничные диалоги и вспоминать короткие истории о том, как ваш однокурсник в молодости выиграл спор выговорив «Дезоксирибонуклеиновая» пять раз подряд.
Вдохновляйте их. Будьте примером для своих учеников. Говорите о том, чему вы их учите, и вдохновляйте их на великие дела. Ученики часто равняются на своих учителей, и в ваших силах сделать так, чтобы они чувствовали себя увереннее и мотивировать их. Единственное правило, когда дело касается вдохновения учеников, — это отсутствие правил. Вам просто нужно делать то, что вы обычно делаете, тщательно и с оптимизмом. Покажите им свою вовлеченность в предмет. Иногда не лишним будет прийти на урок в костюме или использовать элемент костюма, соответствующий теме урока.
Нынешние проблемы
Ученикам нравится, когда им бросают вызов. Предлагайте им ежедневные задания, например, короткие тесты, внезапные словесные игры, случайный выбор, оценку, упражнения и т. д. Это поможет им быть начеку и быть внимательными. Вы можете попросить их побыть учителями в течение дня и даже дать им возможность наказать вас, если они заметят, что вы разговариваете или не можете ответить на вопрос. Вы можете проявить творческий подход к заданиям, которые хотите им дать.
Если подросток ничем не увлекается и отказывается учиться, то попробуйте применить труд. О нём говорил российский воспитатель, педагог и писатель А.С.Макаренко: «Трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем». Дайте возможность ребёнку поработать несколько полных смен по специальности (с соответствующей зарплатой), не требующей квалификации: продавец, телефонный оператор, официант, курьер. Или дайте работу сами. Например, приготовить ужин на 20 человек.
Так подросток поймёт, что любая работа – это тяжело. Для работы мечты нужны знания. Если хочешь зарабатывать много денег и иметь работу, которая доставляет радость, придётся учиться.
Хвалите ребёнка и вместе радуйтесь его успехам. Подростки – уже не маленькие дети, но в этом возрасте они нуждаются в одобрении взрослых, преподавателей и родителей.
Всегда нужно помнить о том, что главное условие успешной учёбы – самоорганизация.
Самоорганизация – способность подростка правильно организовывать для себя учебный процесс. Это умение работать дома, в школе без помощи взрослых. Подростку будет легче даваться обучение в школе, если он научится обустраивать своё рабочее место, планировать день, вовремя выполнять домашние задания.
Для формирования у подростка способности к самоорганизации в учёбе будет полезным сделать ему следующее:
научиться грамотно распределять своё время;
выработать собственный режим дня;
научиться ставить цели и задачи, искать пути их достижения;
не откладывать школьные дела на последний момент;
сделать наглядный график крайнего срока сдачи работ (дедлайна);
ставить напоминания в телефон;
не пропускать уроки без уважительной причины;
установить временные рамки межу учёбой и свободным временем;
распланировать свободное время;
не оставлять дела незаконченными;
записывать в дневник свои достижения в учебе;
попробовать себя в трудовой деятельности;
найти мотивацию для успешной учёбы, о чём мы говорили ранее.
Заключение
Все великие дела начинаются с решения попробовать. Если ваши ученики не мотивированы или невнимательны на занятиях, не волнуйтесь. Ученики часто отвлекаются и занимаются другими делами, помимо учёбы.
Ещё один момент, о котором следует помнить: скажите своим ученикам, что краткого пути к успеху не существует. Нужно пройти долгий путь, и первый шаг — сохранять мотивацию. Моете использовать эти 12 шагов. Это обязательно поможет.
Нужно всегда помнить о том, что мотивация – долгий процесс. Он может продлиться от 2-3 дней до 1 года. Наберитесь терпения.