СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как заинтересовать подростка в учёбе!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подростковый возраст – время всей перестройки организма. В это время ребёнок ищет себя в обществе, познаёт нормы поведения и общения. Подростка интересуют социальные проблемы и ценности. Многие из них теряют интерес к учёбе и не хотят ходить в школу.

По данным Общероссийского народного фронта (ОНФ в России 28% старших школьников, которым нравится учиться. Остальным 72% — нет. Эти данные опубликованы официально в 2019 году, но с каждым годом эти цифры только растут в сторону "отрицания".

Причины, связанные с нежеланием учиться, могут быть разными. Основные из них:

  • Скука. Подростки учатся уже не первый год, и многим надоедает однообразие: уроки, перемены, уроки. «Скучно. Надоедает одно и то же.
  • Чувство взрослости. Подростковый возраст – стадия взросления. Школьники считают, что у них и так много своих проблем и забот: личные переживания, дружба и первое предательство, разочарование, первая влюблённость и т.д. Учёба пока подождёт.
  • Неблагоприятные отношения в семье. Для желания учиться ребёнку необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны семьи. Плохо влияют на учёбу подростка: аморальное поведение родителей, крики и скандалы, проявление большего внимания младшим детям, отсутствие личного пространства, лишение права выбора и самостоятельного принятия решения.
  • Неуспеваемость. Подросток имеет плохие оценки по предмету, не понимает его. Как результат – отсутствие желания учиться.

Выпускники 9-х классов говорят, что учились бы с большим удовольствием, если:

  • уроки были интересней;
  • постоянно чувствовалась психологическая поддержка со стороны учителей, одноклассников и родителей;
  • в школе было больше конкурсов с ценными призами: технические устройства, денежное вознаграждение;
  • была возможность чувствовать себя защищённо в учебном заведении;
  • предоставлялась возможность в любое время поговорить со школьным психологом;
  • в школе было бы лучше развито самоуправление;
  • были доверительные отношения с родителями;
  • правильно были организованы деятельность и время;
  • вне занятий была отдельная от других членов людей зона отдыха.

У многих подростков настолько сильное нежелание учиться что преподавателям нужно работать в команде с родителями и психологом.

Вот некоторые приемы, которые преподаватели могут применить и которые могут в той или иной степени поспособствовать улучшению ситуации.

    1. Помогите подростку осознать ценность обучения. Понять, как школьные знания пригодятся в жизни. Начните разговор об этом, только когда ребёнок готов вас услышать. Если он не в настроении или занят своими проблемами, то он не сможет вас полноценно воспринять. Как справедливо заметил Джордж Бернард Шоу, самая большая проблема в общении — это иллюзия, что оно происходит. Учитель должен следить за тем, чтобы общение было двусторонним, чтобы понимать детей.
    2. Покажите наглядные примеры людей, которые добились своих целей в жизни и тех, кто смирился со своим невысоким положением. В этом помогут фильмы, видеоролики, презентации, картинки. Пусть подросток ответит себе: «Каким я буду в будущем?». Можно использовать мотивационные плакаты.
    3. Используйте на уроках нестандартные методы обучения. Даже если нет возможности постоянно выезжать на экскурсии и использовать суперсовременное оборудование, можно изменить обстановку в классе. Это поможет студенту мыслить нестандартно. Экскурсию можно устроить и к окнам чтобы назвать физические явления, и в коридор, чтобы измерить площадь батареи. Даже простое изменение расстановки стульев в классе уже стимулирует воображение.

Каждый день предлагайте им новые варианты. Например, пусть они сами выбирают, как будут проходить занятия: в форме групповой дискуссии, семинара, чтения вслух с последующим тестированием, каждый день пробуйте что-то новое и найдите формат, который подходит вашим ученикам. Это хорошая мотивационная деятельность для студентов.

    1. Используйте научные шутки. Позитивная среда лучше раскрывает учащихся и вовлекает их в процесс. Очень полезно начинать каждый урок с одной из них. В веселой среде и обучение идёт с большим энтузиазмом. Студенты с удовольствием нарисуют электроны, убегающие друг от друга, или сделают из письма Татьяны сокращенную версию в стиле Игоря Губермана.
    2. Используйте метод игры. Подростки в 16 лет всё ещё дети. Подростки всё еще получают пользу и удовольствие от обучения через игру. Даже мы с вами, взрослые люди, с помощью игры:

Развиваем воображение

Улучшаем когнитивные навыки

Развиваем мозг

Взаимодействуем с окружающим миром позитивно

Улучшаем социальные навыки

Учимся преодолевать препятствия

Поощряйте детей самих придумывать интересные игры и сделайте это привычным делом в классе. Здоровая конкуренция может стать отличной мотивацией для учеников. В эти игры можно играть как индивидуально, так и в группе. Старайтесь быть креативными и изобретательными. Сохраняйте элемент неожиданности или любопытства, следуя привычному распорядку.

    1. Разнообразие. Просто лекции, просто текст и просто доска редко поглощают всё внимание. Даже если вы придерживаетесь строгого стиля, моно добавить музыку, видео, реквизит. Можно рассказать историю. Можно пригласить внешнего спикера. Можно дать право кому-то из подростков провести часть урока и проэкзаменовать бывших коллег по парте. Разнообразие дает мозгу пищу, а нам с вами мотивацию работать.
    2. Прислушивайтесь к их мнению. Когда подростки чувствуют, что хотя бы немного управляют собственным процессом обучения, они инвестируют в него больше внимания. Спрашивайте своих учеников о темах для проектной деятельности о формах работы, например эссе или презентация. Даже о том что бы они сами себе поставили, что оценили в первую очередь.

Покажите своим ученикам, что вы им доверяете. Передавая им ответственность, вы делаете их более самостоятельными и ответственными. Позвольте им выбирать, что они хотят изучать и как они хотят это делать. Вы не можете быть слишком строгими в своих стратегиях. Вы должны менять их со временем. Изменения — это единственное, что можно предсказать, и вы должны адаптироваться по мере необходимости. Дайте ученикам как можно больше контроля над их собственным образованием. В условиях перехода на онлайн-обучение и виртуальных классов передача ответственности ученикам — отличный способ обеспечить их вовлечённость.

    1. Покажите, как тема связана с будущим. Чему она моет научить в общечеловеческом плане. Как информацию моно будет использовать в интересном разговоре, или как с помощью науки решать повседневные проблемы. Не стесняйтесь придумывать ироничные диалоги и вспоминать короткие истории о том, как ваш однокурсник в молодости выиграл спор выговорив «Дезоксирибонуклеиновая» пять раз подряд.
    2. Вдохновляйте их. Будьте примером для своих учеников. Говорите о том, чему вы их учите, и вдохновляйте их на великие дела. Ученики часто равняются на своих учителей, и в ваших силах сделать так, чтобы они чувствовали себя увереннее и мотивировать их. Единственное правило, когда дело касается вдохновения учеников, — это отсутствие правил. Вам просто нужно делать то, что вы обычно делаете, тщательно и с оптимизмом. Покажите им свою вовлеченность в предмет. Иногда не лишним будет прийти на урок в костюме или использовать элемент костюма, соответствующий теме урока.
    3. Нынешние проблемы

Ученикам нравится, когда им бросают вызов. Предлагайте им ежедневные задания, например, короткие тесты, внезапные словесные игры, случайный выбор, оценку, упражнения и т. д. Это поможет им быть начеку и быть внимательными. Вы можете попросить их побыть учителями в течение дня и даже дать им возможность наказать вас, если они заметят, что вы разговариваете или не можете ответить на вопрос. Вы можете проявить творческий подход к заданиям, которые хотите им дать.

    1. Если подросток ничем не увлекается и отказывается учиться, то попробуйте применить труд. О нём говорил российский воспитатель, педагог и писатель А.С.Макаренко: «Трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем». Дайте возможность ребёнку поработать несколько полных смен по специальности (с соответствующей зарплатой), не требующей квалификации: продавец, телефонный оператор, официант, курьер. Или дайте работу сами. Например, приготовить ужин на 20 человек.

Так подросток поймёт, что любая работа – это тяжело. Для работы мечты нужны знания. Если хочешь зарабатывать много денег и иметь работу, которая доставляет радость, придётся учиться.

    1. Хвалите ребёнка и вместе радуйтесь его успехам. Подростки – уже не маленькие дети, но в этом возрасте они нуждаются в одобрении взрослых, преподавателей и родителей.

Всегда нужно помнить о том, что главное условие успешной учёбы – самоорганизация.

Самоорганизация – способность подростка правильно организовывать для себя учебный процесс. Это умение работать дома, в школе без помощи взрослых. Подростку будет легче даваться обучение в школе, если он научится обустраивать своё рабочее место, планировать день, вовремя выполнять домашние задания.

Для формирования у подростка способности к самоорганизации в учёбе будет полезным сделать ему следующее:

  • научиться грамотно распределять своё время;
  • выработать собственный режим дня;
  • научиться ставить цели и задачи, искать пути их достижения;
  • не откладывать школьные дела на последний момент;
  • сделать наглядный график крайнего срока сдачи работ (дедлайна);
  • ставить напоминания в телефон;
  • не пропускать уроки без уважительной причины;
  • установить временные рамки межу учёбой и свободным временем;
  • распланировать свободное время;
  • не оставлять дела незаконченными;
  • записывать в дневник свои достижения в учебе;
  • попробовать себя в трудовой деятельности;
  • найти мотивацию для успешной учёбы, о чём мы говорили ранее.

Заключение

Все великие дела начинаются с решения попробовать. Если ваши ученики не мотивированы или невнимательны на занятиях, не волнуйтесь. Ученики часто отвлекаются и занимаются другими делами, помимо учёбы.

Ещё один момент, о котором следует помнить: скажите своим ученикам, что краткого пути к успеху не существует. Нужно пройти долгий путь, и первый шаг — сохранять мотивацию. Моете использовать эти 12 шагов. Это обязательно поможет.

Нужно всегда помнить о том, что мотивация – долгий процесс. Он может продлиться от 2-3 дней до 1 года. Наберитесь терпения.

Категория: Всем учителям
10.03.2025 13:02


Рекомендуем курсы ПК и ПП