СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Какие технологические карты наиболее удачны по вашему мнению?

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Тема урока: Среда обитания живых организмов.

2.Тип урока: ОНЗ

3.Деятельностная цель: стимулировать стремления к интеллектуальному развитию; воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению; развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, научить находить необходимую информацию.

4.Содержательная цель: сформировать представления о многообразиях условий обитания на планете, особенностях почвенной, водной и наземно-воздушной среды обитания и приспособления к ним живых организмов.

5.Оборудование и ИКТ: карточки, названия живых организмов, презентация «Среда обитания живых организмов».

Этап урока

Учитель (возможные действия, вопросы)

Ученики (ожидаемые ответы)

1Этап мотивации

– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…

Для этого мне понадобиться ваша помощь.

Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы?

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке.

2. Проверка домашнего задания.

– Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.

- Давайте вспомним тему прошлого урока. Что мы проходили?

Ответы учеников (Значение животных в природе и жизни человека)

1.Какова роль животных в природе?

2.Какие животные обеспечивают нас продуктами питания?

3.Чем опасны животные-паразиты?

4. В раб.тетр. № 161

5.Перед вами список различных организмов - растений животных, давайте из этого списка выберем (Слайд 2)

I гр. Всех беспозвоночных животных

II гр. Всех позвоночных животных.

III гр. Всех растений.

Выбери:

1.ПАУК- КРЕСТОВИК

2.РАК РЕЧНОЙ

3.СОСНА ОБЫКНОВЕННАЯ

4.МОРСКАЯ ЧЕРЕПАХА

5.ТИГР

6.ПАПОРОТНИК

7.ГУСЬ

8. БАБОЧКА-БЕЛЯНКА

9.ВОДОРОСЛИ

10.КРОКОДИЛ

11.ПИЯВКИ

12.ПОДСОЛНУХ

13.ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ

14.КРОТ

15.МОХ-СФАГНУМ

ОТВЕТЫ: (Слайд 3)

  • беспозвоночные 1,2,8,11,13
  • позвоночные 4,5,7,10,14
  • растения 3,6,9,12,15

Проверяем работы “сосед-соседа”, ставим оценки.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание.

3.Этап актуализации и фиксирование затруднений

1.Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история… Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.

- Что за свойства отличают живые организмы от других, неживых тел? (Слайд 4)

2.Какие царства живой природы вам известны и сколько их

Ответы учеников ( 4 царства – Бактерии, Растения, Грибы, Животные) (Слайд 5)

3. - Почему же все живые организмы разные? Могли бы эти животные встретиться все вместе?

4. Почему отличаются друг от друга?

Ответы учеников (Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях. )

5. Ответьте, что мы сегодня будем изучать на уроке?

Ставим тему, цели урока.(Слайд 6)

6.А какие среды обитания вы знаете? (наземно-воздушная, водная, почвенная) (Слайд 7) Подпишите названия в р.т. № 164

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему, цели урока.

Выполняют задание в тетради.

4.Этап выявления места и причины затруднения

1.- Какие условия нужны организмам для жизни в этих средах? Класс делится на 3 группы.

Каждая группа изучает текст параграфа 23 и заполняет таблицу. 1 группа – наземно-воздушная среда

2 группа – водная

3 группа – почвенная.

Заполните таблицу.

Название среды обитания

Особенности: влага, свет, t.

Название видов живущих в данной среде

Приспособленность организмов к среде обитания

1. Наземно-воздушная

2.Воздушная среда

3.Почвенная среда

Напишите в таблицу, какие особенности данной вам среды находятся в избытке, недостатке, норме.

Выполняют задания в группах.

4-5. Этап построения проекта и реализация

1.Каждая группа выбирает себе обитателей своей среды (На доске)

2. Выступление каждой группы. (Демонстрация слайдов 8-13)

3. – Ребята,а знаете, что существует ещё одна среда обитания? Организменная. Давайте подумаем, какие особенности в этой среде обитания? А какие приспособления имеют организмы, обитающие в этой среде? (Например, малярийный плазмодий) (Слайд 14)

4. А теперь проверим, насколько хорошо вы слушали своих товарищей. Вставьте пропущенные слова в текст. (Задания на карточках)

Работают в группах.

Выступление каждой группы.

Р3,П4, П6,П9,Р1,К5,Л2

6-8 Этап первичного закрепления

1.Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-». 1. Различают 2 среды обитания: наземно-воздушную и водную. 2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела. 3. Крупные кенгуру совершают прыжки в длину до 9 метров. 4. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде. 5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и снова ныряют. 6. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания. (-, +, +, -, +, + взаимопроверка)

2. Выполните задания в рабочей тетради: № 166, 167, 168, 169.

Выполняют задания.

Работают в рабочих тетрадях.

9.Этап рефлексии

Что вам понравилось на уроке?

Чему вы научились?

Что бы ещё хотели узнать?

Отвечают на вопросы.

10Итоги урока. Оценки за урок

Подведение итогов урока. Сообщение оценок за урок.

Участвуют в подведении урока.

11.Домашнее задание

Параграф 23, р.т. № 163, 165, 170.

Категория: Биология
14.09.2015 20:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!