СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Какой должна быть речь экскурсовода?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какой же должна быть речь экскурсовода, чтобы пркакой должна быть речь эксурсовода, чтобы проводимые им экскурсии надолго запомнились экс­курсантам? Какими универсальными качествами она должна обладать, вне зависимости от специфики тема­тической направленности конкретной экскурсии или ее подтемы? Речь экскурсовода должна быть:

1. Богатой и разнообразной. Исследователи уста­новили, что активный словарный запас современного человека 7—9 тыс. разных слов. По подсчетам других, он достигает 11—13 тыс, слов. Д. Карнеги утверждает, что средний человек обходится примерно двумя тысячами слов. Для сравнения заметим, что А.С. Пуш­ки и употребил в своих произведениях и письмах более 21 тыс. слов, Есенин — почти 19 тыс. (т. е. 18890), Сервянтес — 17 тыс., Шекспир — около 15 тыс. Го­голь только в «Мертвых душах» употребил около 10 тыс. Это свидетельствует об исключительном бо­гатстве словаря великих мастеров художественного сло­ва. В то же время как часто нам приходится слушать экскурсии, изобилующие штампованными, сухими, од­нообразными определениями.

2. Чистой. Чистота речи — отсутствие в ней лиш­них слов, слов-сорняков, слов-паразитов. В языке на­званных слов нет, такими они становятся в речи экс­курсовода из-за частого, неуместного их употребле­ния. У некоторых экскурсоводов в речи часто встре­чаются «любимые словечки»: коль скоро, постольку., поскольку., так сказать, как бы, значит, вот, соб­ственно говоря, видите ли, в общем-то, понятно, да, так, понимаете, скажем так, будем так говорить и др. Создается довольно неприятное впечатление. Вос­приятие экскурсионного материала снижается. При слишком частом употреблении подобных слов экскур­санты могут сконцентрировать свое внимание на подсчитывании слов-паразитов, а не на действительно ин­тересных фактах экскурсии. А по ее завершении один экскурсант может с гордостью сообщить другому: «Я за всю экскурсию подсчитал, что экскурсовод употре­бил выражение "так сказать" 47 раз!».

Приведем пример. В декабре 2002 года мы провели не­сколько незабываемых дней в Крыму. Во время одной из экс­курсий нам пришлось слушать и невольно подсчитывать, как экскурсовод употребляла одно и то же прилагательное, расска­зывая о здании дворца, о портрете императора, о музыкальном инструменте, стоящем внутри, о виде из окна, о дамских вечер­них туалетах и т. д. Это было прилагательное «красивый». А ведь сколько синонимов можно было бы подобрать: чудесный, прекрасный, великолепный, изумительный, замечательный, восхитительный и много других! Синонимы делают речь в экскур­сии красочнее, разнообразнее, позволяют избегать повторения одних и тех же слов.

3. Ясной и понятной. Готовя текст экскурсии, не­обходимо сделать так, чтобы абстрактные утвержде­ния стали понятными. Для этого рекомендуется со­ проводить общие категории конкретными примерами. 15 противном случае экскурсия не может быть образо­вательным и воспитательным процессом. Непонятное вызывает недоверие и неприязнь у экскурсантов, пло­хо усваивается и запоминается, мало чему может на­ учить. Очень важно, но и очень трудно быть ясным. Как же добиться понятности? Нужно правильно ис­пользовать различные пласты лексического состава языка, такие как термины, иностранные слова, диа­лектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, историз­мы, архаизмы, неологизмы. Применение слов ограни­ченного употребления должно быть обязательно мотивировано. Рекомендуется избегать слишком частого употребления специальных терминов. Нужно быть уве­ренным в том, что предмет, о котором будет говорить экскурсовод, так же ясен для него, как солнечный свет в полдень.

4. Точной. Точность речи экскурсовода связана с умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи — это точ­ность словоупотребления, правильное и уместное упо­требление многозначных слов. Если во время подго­товки экскурсионного материала экскурсоводу встре­чается термин, который вроде бы знаком, но есть со­мнения по поводу его формулировки, то лучше всего не полениться и справиться о его точном значении в словаре. Запомнив не ясный до конца термин, экскур­совод рискует потерять авторитет в глазах экскурсанта, употребив его в неверном контексте или давая не­ парный ответ на вопрос экскурсанта.

5. Правильной. Правильность речи экскурсовода предполагает соблюдение действующих норм русского литературного языка. Для того чтобы говорить правиль­но, необходимо знать и соблюдать грамматические нор­мы, а также нормы произношения и ударения.

Категория: Внеурочка
20.04.2020 16:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!