СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок биологии 5 класс в рамках ФГОС
«Химический состав клетки»
Тема урока: Химический состав клетки.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.
Задачи:
- образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, семена подсолнечника,, клубень картофеля, салфетки, мука, кусочек теста, марля, спиртовка, пробирка, держатель, р-р йода, фарфоровая чашка, лист бумаги, стаканчик.
Ход урока
Добрый день, ребята!
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас).Верно. Теперь ответь еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.
Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно.
Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)
Учитель проговаривает тему урока -( Химический состав клетки.)
Учитель: Итак, что будет являться объектом нашего исследования?
/Ученики дают свои варианты объекта исследования, учитель корректирует/
А можем ли мы исследовать растение на предмет химического состава и поставить знак равенства. Если в растении мы докажем наличие веществ, то они присутствуют и в клетке.
Объектом исследования являются органы растений
Учитель: ребята как вы думаете какую цель мы можем поставить для нашего урока.
/Ученики дают свои варианты цели, учитель корректирует/
Цель: изучение химического состава растений.
IV. Мотивация (3 мин).
Учитель: чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, решив которые мы к ней придем.
/Ученики дают свои варианты задач, учитель корректирует/
Задачи:
1. экспериментально выяснить химический состав растений;
А зачем нам знать их химический состав?
2. выявить роль растительных веществ в организме;
Учитель: Откройте свои тетради и запишите тему урока.
V. Актуализация нового материала.
Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.
Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав. Химические элементы, из которых состоят организмы входят и в состав объектов неживой природы. Таким образом, живая и неживая природа взаимосвязаны.
Вещества, из которых состоят клетки разнообразны. Из 109, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ.
План работы:
Группа исследователей пересаживается на первую парту и выполняет свой опыт.
Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические? (схема)
Записываем в схему. Работа с параграфом.
Химический состав клетки
Неорганич. в-ва Органич. в-ва
1. 1.
2. 2.
3.
4.
Роль в клетке
Опыт
1.Вода- Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%.
Роль воды в клетке:
(запись в тетрадь)
Ученик – исследователь : Цель моего эксперимента – доказать, что в растениях содержится вода. Объектом были семена пшеницы. После их нагревания на стенках пробирок появились капельки воды. Мы сделали вывод: органы растения содержат воду.
/ученик демонстрирует результат /
( записи в тетради- нагревание)
2.Минеральные соли - составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико. Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения азота, фосфора, натрия, калия и других элементов. Некоторые растения способны накапливать разные минеральные вещества:
Роль в клетке
Ученик- исследователь : Цель моего эксперимента – доказать, что растения содержат минеральные соли. Объектом исследования были семена подсолнечника. После их сжигания осталась зола. Я доказала, что в состав растений входят минеральные вещества (соли).
/ученик демонстрирует результат учащимся других групп/
( записи в тетради- сгорание )
Вода и минеральные соли входят и в состав неживой природы. О чём это может говорить? (между химическим составом живых организмов и неживой природой существует принципиальное единство)
Органические вещества - вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. Эти вещества содержатся или производятся живыми организмами. К этим веществам относят белки, жиры, углеводы. Их насчитывается около 10 миллионов.
Как вы думаете, каких веществ в клетках больше органических или неорганических?
А кто из вас прав, мы сейчас узнаем.
Что образуется при сжигании сухих веток, дров? Как изменяется масса при сжигании?
После горения останется зола, ее образуется мало, она легкая (ответы детей).
Правильно, зола состоит из минеральных веществ, которые содержались в клетках растений. При горении сгорели только органические вещества. Следовательно, правы из вас оказались те, кто считал, что органических веществ в клетках больше, чем неорганических.
3.Углеводы –(читаем и записываем)
Роль в клетке:
Ученик - исследователь: : Цель моего эксперимента – доказать, что в растениях содержатся углеводы. Я исследовал клубень картофеля на присутствие в нём крахмала. А крахмал – это углевод. После проведенного опыта я доказал, что углевод в клубне картофеля есть, так как крахмал при действии йода синеет. Это качественная реакция.
/ученик демонстрирует результат учащимся /
( записи в тетради- р –р йода на срез клубня)
В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал?
Как вы думаете из чего получают сахар? (правильно, из сахарного тростника или свеклы)
А что такое тростник и свекла? (Растения)
Какой вывод мы можем сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений содержится сахар)
Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка.
Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка)
Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность и упругость различным частям растений)
Роль белка в клетках:
Ученик-исследователь : Я исследовала тесто из пшеничной муки. После проведенного эксперимента выяснил, что в семенах пшеницы содержится белок-клейковина. Наш вывод: в растениях есть белки.
/ученик демонстрирует результат учащимся /
( записи в тетради- липкий комочек в марле)
Белки, это очень важные вещества в клетках. Они содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги.
Роль жира в клетках:
Ученик – исследователь: Объектом нашего исследования были семена подсолнечника. После того, как я их раздавил, на листе остались жирные пятна. Я сделал вывод: в семенах растений есть жиры.
/ученик демонстрирует результат учащимся /
( записи в тетради- раздавить семена )
Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными.
Какие масличные растения вам известны?
6.Нуклеиновые кислоты (прочитать и записать)
Главная их роль – это хранение и передача наследственной информации
VI. Закрепление
Повторение получившейся схемы.
V. Рефлексия.
Что удивило вас сегодня на уроке?
Что нового вы узнали?
Чему научились?
Где сможете применить свои знания?
.
VI. Домашнее задание.
Параграф №8, вопросы.
Значение для человека - записать
Всем спасибо за работу. Урок окончен!
Анализ урока
План урока выполнен. Цели урока достигнуты. Включенность детей в учебную деятельность была на должном уровне. Особенно на уроке учащимся понравилось самостоятельно выполнять исследования химического состава клетки растений. Выполнены следующие планируемые результаты.
Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. Учитель в ходе урока добился понимания необходимости знаний для хозяйственной деятельности человека.
Коммуникативные УУД: учащиеся активно участвовали в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировали свою точку зрения; развивали умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий.
Личностные результаты: учащиеся уважительно относились к учителю и одноклассникам, соблюдали дисциплину, приобрели опыт работы со спиртовкой, познакомились с правилами обращения при нагревании вещества в пробирке. Для сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка проведена физическая минутка, направленная на расслабление мышц глаз и скелетных мышц.
Регулятивные УУД: учились самостоятельно осуществлять оценочные действия. В завершении занятия каждый учащийся получил оценку своей деятельности с пояснением допущенных ошибок.
© 2015, Габараева Эльза Заурбековна 5977