СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Технологическая карта урока
Саубанова Тамара Александровна
учитель биологии и химии высшей категории
МБОУ «Гимназия № 30»
г. Тула,
Предмет химия
Класс 8 класс
Автор УМК О.С. Габриелян «Химия 8 класс», изд. Дрофа
Тема урока: Химическая формула. Относительная атомная и молекулярная массы
Тип урока: урок изучения нового материала
Технология проведения |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|||||||||||||||||||||||||||||
Предметные |
УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: Настроить учащихся на работу |
Приветствуют учителя доброжелательными улыбками, настраиваются на работу. |
Организует, уточняет тематические рамки. |
Проверить готовность к уроку. |
Личностные: Самоопределение, смыслообразование |
|||||||||||||||||||||||||||||
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: Актуализация опорных знаний. |
Ведут познавательную беседу с учителем. Предлагают тему урока, формулируют совместно с учителем цели урока. Записывают тему урока в тетрадь. |
Учитель организует беседу, подводящую к теме урока. Учитель показывает изображение книги рекордов Гиннеса, портрет Марка Твена. Совместно с учащимися формулирует тему урока и цели. |
Вопросы для беседы: 1. Чем знаменита книга рекордов Гиннеса? 2. Кто такой Марк Твен? (писатель) 3. Какие произведения М. Твена вы читали? 4. Как Вы думаете, как связана книга рекордов с писателем? (Марк Твен сочинил слово на немецком языке, состоящее из 80 букв. Оно занесено в книгу рекордов Гиннеса. А также химические длинные названия, чтобы назвать сложные соединения. Поэтому проще написать химическую формулу, чем выговаривать название. ДДТ – дихлордифенилтрихлорметилметан. 5. Как вы думаете, какая будет тема урока? Наши цели? |
Регулятивные: определяют тему урока, предположительные цели (целеполагание) Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: Планируют учебное сотрудничество, умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. |
|||||||||||||||||||||||||||||
III. Изучение нового (15 мин) Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, Сформировать представление о химической формуле, видах химических формул, о понятиях относительной атомной и молекулярной массах, их нахождение для различных веществ |
Внимательно слушают. Называют формулу молекулы воды. Отвечают на вопросы учителя. Смотрят на изображения различных видов формул, сравнивают, находят особенности и назначение каждой из них. Отвечают на вопрос учителя о биологической роли ДНК. Смотрят видеофрагмент. Отвечают на вопрос учителя. Выполняют задание в тетради. Формулируют выводы о проделанной работе. Смотрят изображение формул нахождения абсолютной и относительной атомных и молекулярных массах. Выполняют задание совместно с учителем. |
Учитель знакомит учащихся с различными видами формул – молекулярная, структурная, электронная. При объяснении учитель ведет диалог с учащимися, опираясь на их имеющиеся знания. Учитель формулирует закон постоянства состава. Учитель вводит понятия коэффициент и индекс. Учитель демонстрирует фрагмент из мультика «38 попугаев» – где Мартышка измеряет Удава. Учитель формирует понятие о размерах и массе атомов и молекул. Вводит понятие абсолютной и относительной массы. «Для измерения размеров атомов и молекул используют нанометр. Для измерения масс частиц микромира привычные для нас кг и г оказываются малопригодными. Поэтому ввели новый эталон массы – 1/12 массы атома углерода – атомная единица массы – а.е.м.» Учитель показывает правила нахождения атомной и молекулярной массы. |
Рассмотрим виды формул на примере молекулы воды. Назовите формулы воды? (H2O – это молекулярная формула). Посмотрите на изображения видов формул. Предположите для чего используют разные виды формул? 1. Молекулярная – H2O 2.Структурная 3. Электронная Самая большие формулы (органические соединения) – биологические полимеры – ферменты и НК C5750H7227O4131S590 и содержит19913 атомов. Это ДНК. Что это за вещество? Какого его биологическое значение? Его тоже можно записать в книгу рекордов Гиннеса. Видеофрагмент мультика «38 попугаев». В чем смысл данного измерения? Кто прав? Задание. Определение линейных размеров физического тела. Используя линейку, карандаш, ластик, пробирку в качестве измерительных инструментов, заполните таблицу.
Проанализируйте результаты работы. сделайте выводы об измерении. (Выводы – эталоном измерения служили разные измерительные инструменты. Линейные размеры учебника изменялись. Измеряя массу, тоже можно брать разные предметы для ее определения.) Задание. Ar (O) = 16 Ar (H) = 1 H2O Mr (H2O)= Ar (H) × 2 + Ar (O) = 1× 2 + 16 = 18 |
Знать понятия о химической формуле, ее видах, об понятиях относительной атомной и молекулярной массах Уметь составлять молекулярные формулы, используя понятия индекса, находить атомной и молекулярной массах |
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу Познавательные: выделение необходимой информации; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей, сравнивать различные виды формул |
||||||||||||||||||||||||||||
IV. Закрепление нового (10 мин) Цель: Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций. |
Выполняют задание в тетради, работают с периодическими таблицами. Осуществляют взаимопроверку. |
Предлагает учащимся выполнить задание в тетради |
Физкультминутка Задание. 1. Составить формулу, состоящую из 2 атомов водорода, 1 атома серы, 4 атомов кислорода. Прочитайте данную формулу. 2. Найдите относительную атомную массу серебра, фосфора, меди, хлора. Сделайте правильную запись. (Аr(Ag) = 108, Аr(P) = 31, Аr(Cu) = 64, Аr(Cl) = 35,5) 3. Найдите относительную молекулярную массу следующих веществ: мела (CaCO3), песка (SiO2), ржавчины (Fe(OH)3), |
Уметь составить химическую формулу вещества, используя знания о написании химических элементов, индексах и коэффициентах, уметь вычислить относительную атомную и молекулярную массы, уметь правильно оформить химическую запись. |
Коммуникативные: ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество Познавательные: умение работать с текстом задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Регулятивные: составление плана и последовательности действий; Личностные: мотивировать свои действия. |
||||||||||||||||||||||||||||
V. Контролирующее задание (12 мин) Цель: - проверить умение. |
Индивидуально выполняют задание. |
Раздает контролирующее задание учащимся. Контролирует выполнение работы. |
Задание по вариантам (каждому ученику индивидуально) 1. Составьте молекулярную формулу вещества, в которую входят химические элементы периодической системы под номерами 19, 7, 8 соответственно. Количественный состав таков: 1атом первого элемента,1атом второго,3 атома последнего. 2. Напишите 2 молекулы данного вещества. Теперь подсчитайте количественный состав. 3. Для первой формулы найдите относительную молекулярную массу. Сделайте правильную запись. 4. Прочитайте информацию о данном веществе. " Селитра, так называется с древних времен данное вещество. Ее залежи находятся в Чили. При растворении в воде температура раствора понижается. Используют в качестве удобрения, компонент пороха» |
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения полученных знаний. |
Познавательные: синтез — составление целой формулы химического вещества из частей. Регулятивные: прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Коммуникативные:умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы Личностные: мотивировать свои действия. |
||||||||||||||||||||||||||||
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. |
Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока |
Давайте подумаем и сформулируем, что сегодня на уроке для каждого «самое-самое…» Что бы мы могла записать в книгу рекордов Гиннеса? |
Коммуникативные: понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Регулятивные: оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целого. Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; умение рассуждать, анализировать и делать выводы. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
|||||||||||||||||||||||||||||
VIII. Домашнее задание |
Фиксируют домашнее задание. |
Дает краткие рекомендации по выполнению домашнего задания. |
1. Параграф 5 2. Упр. 1-5 3. Творческое задание. Для проведения расчетов используйте сайт «Технические расчеты».
|
Литература для учащихся:
1. Габриелян О.С. Учебник химии 8 кл.,, изд. Дрофа, 2012
2. http://www.xumuk.ru/ - Химическая энциклопедия
3. http://chemistry.narod.ru/ - Описания химических веществ и отраслей науки
4. http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/ - Электронная библиотека
Литература для учителя:
© 2015, Саубанова Тамара Александровна 1539