«Хорошая игра похожа на хорошую работу»
В современных условиях бурного развития начальной школы, появления альтернативных программ и систем обучения учитель старается работать творчески. Это значит, что он систематически пополняет свои знания, уроки проводят разнообразно и увлекательно. У каждого творчески работающего педагога вырабатывается свой педагогический подчерк.
Поэтому я стараюсь включать в свою работу что–то новое постоянно учиться и быть примером во всем.
Одним из средств формирования познавательной активности младших школьников является игра.
Исходя из этого, я и определила тему самообразования: «Активизация познавательной деятельности через игру».
Эффективность воспитания и образования познавательной деятельности в детях через игру определяется как возрастными способностями младшего школьного возраста, так и потенциальными возможностями игровой деятельности.
В школе каждая минута, каждый урок должен быть воспитывающим и не в двух отвлеченных словах, а от начала и до конца в единстве с изучаемым материалом.
Поэтому в своей работе я решила обратиться к игровым формам проведения урока.
Я заметила, что нетрадиционные уроки проходят на одном дыхании и для меня, и, что очень важно, для детей. Материал, изложенный в играх, сказках, путешествиях, становится более понятным и усваивается почти на 100%
Таким образом, такой подход решает сразу все задачи, стоящие перед уроком: воспитывающие, обучающие и развивающие.
Ещё очень важно учить детей мечтать, фантазировать. Для этого надо играть. Ничто так не развивает, как игра, ведь процесс познания начинается с живого созерцания. Превращая процесс обучения в игру, я делаю труд детей радостным и творческим.
Игровая деятельность на уроках повышает интерес детей, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Игра делает некоторые элементы урока эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой, стройность мыслей при решении логической задачи.
Наиболее притягательную силу для младших школьников имеют ролевые игры, которые дают возможность проявлять такие качества, как честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по определенным правилам. В ходе игры дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.
Игра постепенно знакомит детей с работой почтового отделения, библиотеки, овощного и мебельного магазина, приглашает в гараж, на аэродром, стадион. Такой урок тесно связывает ученика с жизнью, учит их видеть много интересного в окружающем мире и имеет свою воспитательную цель. Если мы гуляем в зимнем лесу, то помним, что в нем зимой очень тихо и нежелательно нарушать тишину, чтобы не разбудить лесных жителей, спящих зимой, не забываем подкормить зимующих птиц. В гостях у Незнайки закрепляем правила поведения, напоминаем об уважительном отношении друг к другу. Путешествуя по городу, вспоминаем правила дорожного движения.
Чтобы дать возможность каждому ребенку проявить себя, я стараюсь использовать различные формы и методы работы, сочетать различные виды деятельности, направленные на всестороннее развитие личности. Решать на практике эту задачу мне помогает педагогическая формула К.И. Чуковского: «Игра – творчество – развитие». Средством развития познавательной деятельности учащихся считаю проведение игровых форм урока. Познавательная активность и интерес, возникающий в процессе обучения, является самым действенным. Считаю, что использование игр на уроках, дают большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у детей формируются прочные и глубокие знания по предметам. Стимул в моей работе это видеть горящие глаза учеников.
Девиз моей педагогической деятельности: « Учение без принуждения ». Задача – сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе.
Цель моей работы обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.
Задачи: - Раскрыть особенности педагогических игр;
- Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;
- Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.
Успешное обучение детей находится в прямой зависимости от внимательного отношения к детям, от элементов творчества.
Ребенок, отправляясь в школу, ждет чего-то нового, радостного, интересного, надеется на успех, одобрение учителя. В первое время пребывания в школе большинство детей не воспринимают учебную деятельность, как учебную, со всеми ее особенностями, правилами и требованиями. Для выполнения учебной деятельности у них еще нет необходимых умений и навыков, не развиты внимание, усидчивость, работоспособность. Учение они воспринимают как новый, более серьезный вид игры, с новыми правилами и результатами. Но у семилетних детей есть огромное желание учиться, поэтому в учебной деятельности должны быть теснейшим образом связаны понятия «урок» и «игра». Нельзя представить урок без игры, ибо игра остается для них ведущей деятельностью. Ш. А. Амонашвили сказал: «…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока».
Потребность в игре занимает значительное место в годы обучения в начальной школе и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Вначале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.
«Хорошая игра похожа на хорошую работу», - писал А. С. Макаренко.
Вот почему именно игре я уделяю особое внимание в своей работе.