СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Ким Васильевич Катунин –
один из последних волголаговцев; поэт, журналист, рыбак, любитель острого слова.
Ким Катунин — свидетель и судья страшной эпохи сталинских репрессий. Он оказался в Переборах, столице Волголага, зимой 1944 года. Его отправили сюда прямо с передовой за крамольные слова. Пресловутую 58-ю статью Ким Катунин получил, сказав в компании фронтовых товарищей фразу: «Может, и войны не было бы, если бы был жив Ленин». Особисты усмотрели, что восемнадцатилетний офицер-десантник сомневается в непобедимости товарища Сталина.
Он выжил в аду, сотворённом людьми на земле. А холодным летом 1953 года, когда Волголаг ликвидировали, Ким Катунин спас от уничтожения в пароходной топке 36 папок с лагерными документами.
Два тома служебных документов Волголага - Волгостроя НКВД СССР Ким Васильевич подарил будущему музею предприятия Каскада Верхневолжских ГЭС.
Среди них — приказы и распоряжения начальника лагеря о вынесении высшей меры наказания, выговорах и поощрениях, служебные и докладные записки начальников служб Рыбинской и Угличской ГЭС, объяснительные от провинившихся работников и специалистов гидростанций.
Ким Катунин сумел выкрасть эти документы во время ликвидации Волголага в 1953 году. «Ночью к берегу должны были подогнать буксирный пароход «Бетонщик» и в его топке сжечь личные дела зэков, — рассказывает Ким Васильевич. — Ожидая прихода парохода, архив складывали на причале в Переборах у здания управления Волголага. К тому времени я уже два года как был на свободе, руководил рыболовецкой бригадой. Мы вели ночной промысел неводом. Улучив момент, я сумел выкрасть 36 томов важных документов, среди которых оказались и эти два тома. Они напрямую касаются строительства обеих ГЭС. Документы датированы 1940 - 1941 г.г.
Около 50 лет архивные документы Волгалага пенсионер хранил в бочке на даче. Прочитать бумаги решился только несколько лет назад. Ким Васильевич признается, что всё это время боялся преследования и наказания за украденные секретные материалы.
Спустя десятилетия эти подлинники террора против собственного народа стали ложиться в основу газетных и журнальных публикаций, написанных самим Кимом Катуниным и в соавторстве с ним. Ким Васильевич, не перегибая палку, рассказывал, как работал конвейер смерти в Волголаге. Как вертухаи издевались над ним, обнаружив во время шмона его стихи на листах из-под бумажных мешков. Случилось чудо — эти стихи сохранились и в середине 90-х годов были возвращены Киму Катунину из архива Ярославского УВД.
Он и сам был героем многих публикаций. О нём был снят документальный фильм, вышедший за рубежом. В Волголаге сгинули люди разных званий и национальностей. В том числе и финны, единственная вина которых заключалась именно в национальности. Малая война Советского Союза с Финляндией в 1939 — 1940 годах далась большой кровью. Ким Катунин подходил ко всем узникам Волголага с точки зрения общечеловеческой морали, а не национальности. За что и обратил на себя внимание директора финской студии документальных фильмов Марии Пенсалы. Она подготовила о нём и его поиске правды об узниках Волголага документальный фильм «Невостребованные души». После показа фильма Ким Катунин был приглашён в Финляндию.
Напечатать воспоминания бывшего политзаключенного захотели только в Финляндии. Книга «Рыбинский Волгалаг» в судьбах людей выйдет на финском, немецком и английском языках.
1 июля 2005 года Ким Васильевич отметил 80-летний юбилей у себя дома на Юршинском острове — уникальном уголке Ярославии. Корреспонденту газеты посчастливилось быть его гостем. Давний друг журналистов «Золотого кольца», Ким Васильевич почитай каждое лето приглашал его погостить у него в деревне Липняги. Вот что пишет тот: «Несмотря на солидный возраст, юбиляр был телом и памятью крепок, духом бодр. Он размашисто шёл по родной земле, посмеиваясь над запыхавшимися от быстрого шага гостями».
Ким Васильевич Катунин на протяжении многих лет был заступником коренных жителей Юршинского острова. Он добивался от местных властей отрегулировать транспортное сообщение между островом и материком по воде в летнее время, наладить на острове торговлю продовольственными товарами и медицинское обслуживание. До последнего времени он поддерживал отношения с родственниками бывших заключенных, отвечал на запросы международной организации общества «Мемориал».
Он добивался, чтобы в Рыбинске был памятник жертвам Волголага. И несколько лет назад (2003 г.) при въезде в посёлок Переборы, на том месте, где было когда-то одно из лагерных зданий, был установлен закладной камень с надписью: «Сей камень есть начало мемориала жертвам Волголага».
В 2006 году был объявлен открытый конкурс на лучший эскизный проект памятного знака жертвам политических репрессий в Рыбинске. По итогам голосования победил проект рыбинского художника Александра Жданова. Два железобетонных пилона разорваны белой аркой с памятным текстом. В «разрыве» – позолоченный купол, увенчанный крестом, устремляющимся ввысь на двадцать с лишним метров, словно глава часовни. Под аркой – колокол, он будет звонить в памятные дни. Рядом – насыпь, рельсы и на них вагон-теплушка, при виде которого сжимается сердце. На таких привозили в Волголаг политзаключенных со всего Союза. Стоимость проекта по тем временам – свыше 5 млн. рублей.
Дожить до появления обелиска Киму Катунину не довелось.
Ким Васильевич Катунин скончался 7 октября 2007 года – спустя два месяца после молитвы на фоне Поклонного креста из Соловецкого монастыря.
Сейчас в Рыбинске проживают семь человек, прошедших через ужасы Волголага.
Источники:
http://www.photoline.ru/kiski/1414679122
© 2017, Исайчева Елена Владимировна 1141