«Кинопедагогика как эффективный диалог ученика и учителя на уроках «Основы светской этики» в 4 классе»
В современном мире детей фактически воспитывает интернет: родителям не всегда хватает времени и опыта дать ребенку полноценное воспитание по части традиционных нравственных ценностей.
Киноэкран обладает огромной убедительной силой, идеи и образы, воспринятые при помощи киноискусства, подкрепленные яркими эмоциями, усваиваются глубоко и прочно, становятся основой для развития мировоззрения ребенка.
В кинематографе есть потенциал, который всегда основывался на ценностях гуманизма, любви, добра и света. Это наследие необходимо активно использовать в образовательном процессе.
Курс ОРКСЭ выдержан в духе новых образовательных стандартов второго поколения, и преподаваться он должен по-новому. Сегодня многие методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. На уроках ОРКСЭ у учащихся 4-х классов появляется возможность не только посмотреть мультипликационные, художественные фильмы и документальное кино, посвященные общечеловеческим культурным ценностям, но и обсудить увиденное, поделиться переживаниями, найти что-то новое и познавательное.
Кино-«изюминки» в помощь учителю
просмотр фильма и беседа (начало, основная часть, итог урока, рефлексия)
придумай вопросы о фильме для своих одноклассников
«портрет» героя (внешний и внутренний)
озаглавить фильм
подобрать подходящую пословицу, песню, книгу
мини-сочинения (послевкусие: мог бы быть у этой истории другой конец?)
«шесть шляп мышления»
Заметки о кино-удовольствиях (отзыв о фильме)
аннотация, в которой лаконично говорится о теме фильма (мои советы будущим зрителям этого фильма)
рекомендация к просмотру с подзаголовком «Почему надо посмотреть?»
объявление о фильме, реклама от эксперта «Посмотри вслед за мной»
вспомнить, найти и прочитать книги с похожим смыслом или героем
неполный показ (а что было дальше?.)
сравнение фильмов на одну тему
лучшая фраза из фильма
разместить на своей страничке пост о фильме
узнай у родителей, какие добрые фильмы они смотрели в своём детстве (почему бы не познакомиться с фильмами детства твоих родителей?)
узнай у родителей, на героя какого фильма они хотели быть похожими
посмотри фильм с родителями ещё раз и обсуди вместе с ними
составь список м/ф и фильмов на разные темы для своих одноклассников (о дружбе, добре, семье, милосердии, о хороших поступках, Родине)
попробуй вести кинодневник (совместно решить, какие там могут быть заметки): автор, название фильма, цитата, о чем, почему важно посмотреть?
кино-трейлер (видео о книге, побуждающее зрителя прочитать её, презентовать фильм, не раскрывая полностью его содержание, заинтересовывая будущих зрителей)
Кино-Оскар (какому фильму и за что бы вручил)
нарисуй афишу к фильму
нарисуй диафильм (слайд-клип с музыкой)
озвучка фильмов
семейный проект «Оживший фильм, или Семейная видеотека»
создай свой м/ф, фильм или ролик (сам, в паре, в группе, со старшими друзьями, с родителями)
конференция «Этот фильм в моей жизни …»
Фильм–событие
Фильм–открытие
Фильм–вдохновение
Фильм–стимул
Фильм–загадка
Фильм–разочарование
Фильм–лайт
Приложение 2
Лучшие отечественные мультфильмы – это маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы не просто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека.
Картотека мультфильмов:
О дружбе:
Петушок-золотой гребешок
Непослушный котёнок
Волк и телёнок
Серая шейка
О доброте:
Цветик-семицветик
Грибок теремок
Крепыш
О любви и добрых отношениях:
Аленький цветочек
Гуси-лебеди
Мешок яблок
Снегурочка
О смелости:
Лягушка-путешественница
Храбрый заяц
Снежная королева
В лесной чаще
О честности:
Пятачок
Коза-дереза
Приключения поросёнка Фунтика
Сказка о рыбаке и рыбке
О вежливости:
Неблагодарный козлёнок
Волшебное слово
Котёнок по имени Гав
Мельница
О трудолюбии:
Репка
Золушка
Дудочка и кувшинчик
В лесной чаще (про енотика)
“Подарок для самого слабого” - взаимоотношения в коллективе