СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия
§ пропуски гласных букв: всят — висят, комнта — комната, урожй — урожай;
§ пропуски согласных букв: комата — комната, вей — всей;
§ пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки,
§ замена гласных: пище — пищу, сесен — сосен, люгкий — легкий;
§ замена согласных: тва — два, роча — роща, урошай — урожай, боказываед — показывает;
§ перестановки букв и слогов: онко — окно,
§ недописывание букв и слогов: чере — через, на ветка — на ветках, диктан — диктант;
§ наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, сенег — снег, диктанат — диктант;
§ искажение слова: мальни — маленький, чайщик — чащи;
§ слитное написание слов и их произвольное деление: два— два, бойчасов — бой часов, в ся—вся; неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром, замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
§ нарушение смягчения согласных: болшой—большой,толко —только, умчалис — умчались, мач — мяч.
2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи
§ нарушения согласования слов: с еловый ветки — с еловой ветки, появилось трава — появилась трава, огромная бабочки — огромные бабочки;
§ нарушения управления: с ветка — с ветки, умчались к чащу — умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле;
§ замена слов по звуковому сходству;
§ слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще, настене — на стене, на бухли — набухли;
§ пропуски слов в предложении.
3. Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия
§ замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
§
§ замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
§ замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
§ зеркальное написание букв: с,э,ю;
§ пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
4. Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии
§ безударная гласная в корне слова: вада — вода, чисы — часы;
§ правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп — зуб, дорошка — дорожка;
§ обозначение смягчения согласных;
§ прописная буква в начале предложения, в именах собственных.
Виды нарушений письма.
В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений.
Выделим следующие виды нарушений процесса письма:
1. В последнее время выделяется еще одна группа ошибок, которые считают нужным отнести к дисграфическим, если они носят устойчивый характер. О детях, имеющих такой тип ошибок, говорят: «Как слышат, так и пишут»
2. Артикуляторно-акустическая дисграфия
Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает свое дефектное произношение на письме.
3. Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференциации фонем)
Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у, е-и).
4. Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Причина ее возникновения — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.
Характерные ошибки:
§ пропуски согласных;
§ пропуски гласных;
§ перестановки букв;
§ добавления букв;
§ пропуски, добавления, перестановки слогов;
§ слитное написание слов;
§ раздельное написание слов;
§ слитное написание предлогов с другими словами;
§ раздельное написание приставки и корня.
5. Аграмматическая дисграфия
Причина возникновения — недоразвитие грамматического строя речи.
На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.
6. Оптическая дисграфия
Причина возникновения — несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (ы-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.).
Определив вид нарушений процесса письма, Вы можете наметить основные направления работы с ребенком.
Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма
Процесс письма связан с устной речью. Если у ребенка нарушено звукопроизношение, т. е. он не произносит какие-то звуки, произносит их неправильно или смешивает, необходимо в первую очередь устранить эти дефекты.
Упражнения, позволяющие устранить нарушения письма, зависят от вида нарушения. Они могут быть в форме занятий, индивидуальных заданий, а лучше проводить их в игровой форме, как во время урока, так и вне, во внеклассной работе, в группе продленного дня.
I. Лексико-грамматический анализ
Игровые приемы, способствующие формированию умения выделять предложения из потока речи, грамматически правильно составлять предложения, вычленять из предложения слова, закрепить знание терминов «слово», «предложение».
1. Журналисты
Детям показывают сюжетную картинку и предлагают одним предложением сказать, что на ней нарисовано. Затем необходимо подсчитать количество слов в этом предложении.
2. Какое число я задумал?
Ведущий предлагает детям отгадать, какое число он задумал. Для этого им нужно правильно посчитать, сколько слов в предложении, которое он скажет.
3. Я начну, а ты продолжи
Играть можно парами или группой. Первый ребенок говорит предложение из 2 слов. Каждый следующий должен добавлять по 1 слову, чтобы предложение получилось развернутое и красивое. Кто не придумал слово — выбывает.
4. Кто самый внимательный?
Ведущий читает предложение, а дети должны определить место заданного слова (какое по счету) в предложении.
5. Тишина
Ведущий читает предложение, а детям необходимо поднять цифру, соответствующую количеству слов в этом предложении. Разговоры при этом не разрешаются, кто заговорит - проиграл.
6. Закончи рассказ
Детям предлагают прослушать рассказ и добавить одно предложение так, чтобы рассказ оказался завершенным.
7. Мы — тоже
Дети шагают на месте, пока учитель читает рассказ. В конце предложения нужно остановиться и, если по смыслу это подходит, хором сказать «Мы — тоже».
Поход в лес
Дети пошли в лес. Они хотели набрать много грибов и ягод. Они взяли с собой корзины. Все ребята собрались на опушке и вместе вошли в лес. Он был густой, дремучий. Сосны там были высокие-высокие. Ребята стали кричать друг другу «Ау». Лес отвечал им эхом. Грибы и ягоды быстро очутились у ребят в корзинах. Довольные, дети вернулись домой.
8. Посмотри, что получилось
Ведущий предлагает диктуемые отдельные слова записывать в тетрадь, а предложения на листочках. После того, как задание будет записано, ответить на вопросы.
Октябрь. Наступила поздняя осень. Месяц. Второй. На дворе ненастье. Часто льют дожди. Осень. Птицы улетают в теплые края. Люди называют это время грустным.
Вопросы:
Что вы записали на листочках? (Предложения).
Что получилось? (Рассказ)
А что записали в тетрадях? (Слова)
Можно ли это назвать предложением? (Нет)
Как из этих слов получить предложение? (Изменить слово осень, изменить порядок слов: Октябрь — это второй месяц осени.)
9. Или «Нет», или «Да», а не знаешь — беда
Ведущий задает вопросы (на любую тему). Ребенок, если правильно — говорит «да», если неправильно — «нет». Если ответ неверен — «попадешь в беду» и получает штрафной флажок. По окончании игры нужно спасать проигравшего, задав ему посильное задание. Например: придумай предложение из 3-4—5 слов, подбери 2, 3, 4 слова со звуком с, ж, л, р и т. д.
Звуки — это то, что мы слышим? (Да)
Буквы мы слышим и произносим? (Нет)
Стрекоза — это маленькая птица? (Нет)
Зимние дни короче, а дни длиннее? (Да)
10. Конвейер
Дети должны собрать предложение из слов. На доске 3—5 сюжетных картинок. Один ученик мысленно выбирает одну из них, придумывает по ней предложение и называет только первое слово. Остальные участники игры добавляют к услышанному слову каждый свое так, чтобы получилось грамматически верное предложение, соответствующее сюжету. Контролер произносит получившееся предложение. Ученик, начавший игру, произносит свой вариант. И так по всем картинкам.
11. Стрелочники
Стрелочники (дети) слушают рассказ и «пропускают поезд» — поднимают карточку (говорят количество) с нужной цифрой, соответствующей количеству предложений в рассказе. Кто ошибется — выбывает из игры. Можно так же определять количество звуков в слове.
12. Обозначь цифрой
Необходимо прослушать предложения. В каждом из них определить, на каком по счету месте находиться слово солнце, цифру записать в тетрадь. В конце игры сложить полученные числа. Тот, у кого получилось число 20 — выиграл.
Зимой солнце светит, но не греет. Живя на юге, мы видели, как солнце садится прямо в море. Зимнее солнце освещало сосны. Поднявшись на вершину горы, мы увидели заходящее солнце.
Ответ: 2 + 1 + 7 + 2 + 8 = 20
13. Точка, найди свое место
Прочитать текст и разделить его на предложения. Списать текст, расставить знаки препинания.
II. Слоговой анализ и синтез
Игровые приемы служат для закрепления умения делить слова на слоги, вычленять из слова заданный слог, определять количество слогов в слове.
1. Только гласные
Ведущий называет слова, а дети указывают только гласные, записывают их.
2. 1,2,3,4
а) Ребенку предлагаются картинки. Ему необходимо разложить их по группам в зависимости от количества слогов. Победит тот, кто быстрее справится с задачей.
б) Ведущий показывает картинки, а дети выбирают в соответствии, со своим номером: 1 — в слове должен быть один слог, 2 — в слове 2 слога и т. д.
3. Шифровальщики
а) Выделить устно из слов первый слог
Хорек, рокот, шорох, хорошо, носорог, отлично.
б) Выделить в словах первые слоги, записать. Составить из них предложение.
Улей, домик, машина, луна, жаба. (У дома лужа.)
в) Детям нужно выделить в словах ударные слоги, (письменно) и составить из них предложение.
Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. (Голова без ума — пустая сума).
г) Выписать третий по счету слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи:
Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство. (При-ла-га-тель-но-е.)
4. Внимание и счет
Внимательно прослушать предложение и записать все слова, состоящие из трех слогов.
Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной береза оживает. (Около нашего домика стояла береза.)
III. Фонематический анализ и синтез
В процессе игр дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове, вычленять из слова первый или последний звук, определять последовательность и количество звуков в слове.
1. Угадайка
Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков.
Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Ученик, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке. Или ученик произносит слово и просит товарищей определить количество звуков.
2. Узнай, кто ты
Из первых звуков сложи слово.
Муха, остров, лужа, одежда, день, ель, цирк. (Молодец)
3. Последний звук
Вычленить последний звук в слове, записать, составить слово.
Кенгуру, мяч, кружки, уметь. (Учить) Хожу, дом. (Ум)
4. Внимание, на старт!
Учитель показывает картинку. Нужно выделить первый звук в ее названии, затем подобрать у себя изображения предметов, начинающихся с этого же звука (можно устно). Определить сколько звуков в каждом слове, сколько слогов в слове.
5. Кто дальше
На доске или листе бумаги две дорожки, разделенные на клеточки. Участвуют два ученика — они водители. У каждого машинка, ракетка или лодка. Дается по три хода. Нужно подобрать как можно длиннее слова (каждое деление — слог или звук).
6. Кто быстрей
В течение двух минут:
а) составить как можно больше слов на определенный звук;
б) составить предложение с большим количеством слов;
в) составить слова из 1,2, 3 и более слогов.
В течение трех минут составить 3 слова и 3 предложения и т. п.
5. Звук и буква
а) Написать 2 буквы и 3 звука. Записать буквы, которые не обозначают звука. Назвать слово с заданным звуком и составить с этим словом предложение и т.п.
б) Подобрать и записать в тетрадях и на доске слова: слово, в котором 4 буквы и 4 звука; слово, в котором количество букв равно количеству звуков, больше или меньше.
в) Подобрать слово, начинающееся с пятой буквы алфавита. Составить с ним предложение. Произвести звуко-буквенный анализ слова.
г) Назвать слова с двумя гласными. Определить количество звуков, букв, слогов.
д) Записать в тетради первые буквы диктуемых слов.
6. Игра в кубик
Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из такого же количества звуков, сколько выпало на кубике.
7. Слово-загадка
На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква и т. д.
8. Цепочка слов
На доске записано слово, каждое следующее должно начинаться с последней буквы предыдущего слова. (Дом —мак — кот и т. д.)
9. Составь слово
Детям предлагается слово, например, картинка. За определенный отрезок времени нужно составить как можно больше слов, состоящих из данных букв: карта, ракита, рана, тина, тара, рак, кит, нитка, танк.
10. Различные ребусы, кроссворды.
IV. Развитие пространственного восприятия зрительного внимания, закрепление образа букв
При оптической форме дисграфии буквы похожие по начертанию дети не различают. При устранении оптической дисграфии на первое место выступает развитие пространственных восприятий, зрительного внимания и памяти. Полезно проводить игры:
1. Что изменилось?
Ведущий раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают их расположение. Затем ведущий незаметно меняет их расположение. Дети должны сказать, что изменилось и сделать, как было первоначально.
2. Чего не стало?
Дети рассматривают и запоминают 5—6 предметов или картинок. Затем один убирается. Детям нужно назвать, чего не стало.
3. Что добавилось?
Дети рассматривают 5-6 предметов, затем ведущий незаметно добавляет еще 1-2 предмета. Необходимо определить, что появилось.
4. Сделай, как было
Необходимо разложить буквы, конструктор, палочки, как было первоначально.
5. Штриховка
Заштриховать круг (любую фигуру) вертикально, горизонтально, наклонно и т. п.
6. Художники
Разукрасить рисунки, обвести по контуру.
7. Орнамент
Нарисовать орнамент по памяти (ведущий показывает и убирает).
8. Скульпторы
Лепка из пластилина, глины.
9. Мозаика
Выложить из мозаики заданную фигуру.
10. Кто быстрей
Дети работают с пазлами. Необходимо сложить картинку как можно быстрей.
11. Конкурс внимательных и находчивых
а) Устное описание характерных отличительных признаков двухбукв («Р» и «П», «X» и «Ж»).
б) Обведение, раскрашивание, вырезание, демонстрация образца букв.
в) Трансформирование букв («И» в «Ш», «Т» в «П»).
г) Найти недостающий элемент буквы.
д) Угадывание букв в разных положениях.
е) Чтение по горизонтали и вертикали.
ж) Работа с разными шрифтами (Рассыпать и собрать в две группы.)
з) Выписать только прописные буквы (Текст состоит из рукописных и печатных букв.)
и) Замена рукописного текста печатным и наоборот.
к) Придумать, на что похожи буквы (прием, облегчающий запоминание букв) — «Ч» — на чайку, «П» — на перекладину, «Д» — на дятла, «Б» — на белку.
л) Диктант букв и слогов (тех, которые ребенок смешивает).
Начало формы
Конец формы
-80%
© 2024, Колпакова Юлия Сергеевна 187