СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация методов научного познания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод (от греческого слова “методос” — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, а также способ деятельности субъекта в любой ее форме.

В современной науке выделяют следую­щие основные группы методов научного познания:

I. Философские методы

II. Общенаучные методы исследования

III. Частнонаучные методы

IV. Дисциплинарные методы

V. Методы междисциплинарного исследования

Философские методы носят универсальный характер. Среди философских методов важную роль играет диалектика и метафизика.

К философским методам относятся также аналитический, интуитивный, феменологический, герменевтический.

Принципами диалектического метода являются: объективность, всесторонность, конкретность, историзм. Принцип объективности основан на признании действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах. Принцип всесторонности выражает всеобщую связь всех явлений действительности. Принцип конкретности выражает вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе). Принцип историзма является методологическим выражением саморазвития действительности в плане его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства таких состояний (временных периодов) как прошлое, настоящее и будущее.

Общенаучные методы – промежуточная методология, связывающая философию и специальные науки.

В структуре общенаучных методов и приемов выделяют три уровня:

I) методы эмпирического исследования;

II) методы теоретического познания;

III) общелогические методы и приемы исследования.

Общенаучные подходы и методы исследования получили широкое применение в современной науке.

К методам эмпирического исследования относят: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание.

Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение объектов, опирающееся в основном на данные органов чувств. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и другими техническими устройствами.

Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.

По функциям эксперименты делятся на исследовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие эксперименты.

По характеру объектов эксперименты делятся на физические, химические, биологические, социальные и т.д. Мысленный эксперимент – современный научный метод, представляющий собой систему мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами.

Сравнение - познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов. Сравнение является основой логического приема аналогия.

Описание - познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Цель теоретического исследования – получать новые знания, цель эмпирического исследования – сбор эмпирического материала. К методам теоретического исследования относятся анализ и синтез, абстрагирование, идеализация, формализация, интерпретирование, индукция и дедукция, аналогия, выдвижение гипотез, системный подход. Основной метод теоретического исследования – синтез, где новое знание получается в результате использования предшествующих, на основе фактов, добытых различными исследованиями в разное время. Результат теоретического исследования – целостное представление (теория) о какой-либо предметной области, например, хромосомная теория Т.Х. Моргана, теория относительности А. Эйнштейна, теория строения органических соединений А.М. Бутлерова и т.д.

Частнонаучные методы, т. е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы определённой области науки, например, физики, химии, биологии, гуманитарных наук.

Дисциплинарные методы, т. е. системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Примером использования метода в одной науке, заимствованного из другой является изучение движения крови по сосудам. Это исследование представляет собой интегративный способ методов физики и биологии.

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действия, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий. Наиболее универсальными ме­тодами, применяемыми как в познании, так и в практике, являются философские методы — например, диалектический и метафизический.

19.07.2017 04:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!