СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура мотивации и классификация мотивов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура мотивации и классификация мотивов

Термин «мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследуя причины и механизмы целенаправленного поведения человека.

Из анализа психологической и педагогической литературы можно констатировать факт отсутствия единства взглядов на понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции пове­дения, соотношений между мотивацией и мотивом. А так же выявлен факт терминологической неясности – нет прямых определений терминов. Все имеющиеся в литературных источниках определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Пер­вое рассматривает мотивацию как совокупность факто­ров или мотивов. Второе направление рассматривает мотивацию как процесс. В представленной работе будем рассматривать мотивацию как совокупность мотивов.

К структурным компонентам мотивации относятся: потребности, мотивы, цели. Потребности — это источники активности обучающегося. Мотивы – причины, определяющие выбор направленности поведения. Цели – то, на что направлена активность обучающегося. Раскроем в отдельности сущность этих компонентов.

Потребность – это состояние зависимости, нужды от объектов и явлений действительности, необходимых для существования и развития обучающегося и выступающее источником его активности. Существуют разнообразные классификаций видов потребностей. В качестве основания классификаций выступают: сферы деятельности (потребности в труде, познании, общении, восстановлении); объект потребности (материальные и духовные, этические, эстетические и т.д.); функциональная роль (доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные); субъект потребности (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные); уровень потребности (витальные, социальные, духовные), содержание (физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в любви, социальные потребности, потребности в самоактуализации). Изменение и развитие потребностей происходит через их опредмечивание. Результат опредмечивания потребности воплощён в мотиве.

Второй структурный компонент мотивации – это мотив. Долгое время отечественные и зарубежные психологи изучали мотивацию, как психологический феномен, однако до сих пор не сформулировали единого общепринятого определения «мотив», хотя есть четкое представление о человеческих потребностях и побуждениях. Приведем определение понятия «мотив» из большого психологического словаря.

МОТИВ (англ. incentive) — 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью мотива удовлетворяются определенные потребности субъекта; 2) психический образ данного предмета.

Несмотря на то, что взгляды на сущность и природу мотива у психологов существенно расходятся, все они сходятся в од­ном: за мотив принимается какой-то один конкретный психологический феномен (но разный у разных авторов). В качестве мотива назывались самые различные психологические феномены: намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И.Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); предмет потребности — материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане (А.Н.Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С.Мерлин); соображение, по которому субъект должен действовать (Ф. Годфруа); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П. А. Рудик) и др.

В литературных источниках авторы либо излагают взгляды других авторов на проблему, либо приводят критику всех отличных от собственной точек зрения. При таком понимание правомерно рассмотрение мотива в качестве сложного интегрального (системного) психологического образования.

В педагогической психологии наиболее полным и обобщенным является определение мотива, предложенное Л.И. Божович: «Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность…в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность». В данной работе будем придерживаться именно этой точки зрения на сущность мотива.

Классификаций мотивов ровно столько, сколько существует оснований для их классификации:

1. По уровню притязаний: достижение успеха, избегание неудач.

2. По видам деятельности: мотивы общения, игры, учения, профессиональной деятельности.

3. По времени проявления: постоянные, ситуативные и кратковременные.

4. По силе проявления: сильные, умеренные и слабые.

5. По степени устойчивости: сильно-, средне- и слабоустойчивые.

6. По характеру участия в деятельности (А.Н. Леонтьев): понимаемые, знаемые, реально действующие.

7. По социальной значимости (П.М. Якобсон): социальные, узколичные.

Особое внимание в профессиональной деятельности педагога уделяется мотивам учебной деятельности (в различных источниках встречаются так же понятия: учебный мотив, мотив учения), как частному виду мотивов.

Определим содержание понятия «Мотив учебной деятельности», представив определения, данные отечественными педагогами-классиками. По определению Л.И. Божович, «Мотив учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьей, так и самой школой». А.К. Маркова предлагает свое определение: «Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней». Целесообразно представить несколько авторских классификаций мотивов учебной деятельности.

Вариант классификации мотивов учебной деятельности по Т.­ А.­ Ильиной определяет следующие группы мотивов учебной деятельности:

1. Мотивы непосредственно побуждающие (любовь к педагогу, интересное ведение педагогом уроков, новые наглядные пособия и др.).

2. Мотивы перспективно побуждающие (желание заниматься каким-либо предметом; интерес к определенной деятельности; желание заслужить одобрение коллектива). Могут быть и отрицательные мотивы, такие как: страх перед строгим педагогом, нежелание иметь плохие оценки и др.

3. Мотивы интеллектуального побуждения (стремление найти ответ на волнующий вопрос или поставленную проблему, чувство удовлетворения от процесса мыслительной деятельности и др.).

4. Мотивы социальные (сознание долга, ответственности, стремление выработать мировоззрение и др.).

Классификация мотивов учебной деятельности по содержанию (направленности) представлена Л.И. Божович. В нее входят:

1. Познавательные мотивы, порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом учения.

2. Социальные мотивы, порождаемые всей системой отношений, существующих между ребенком и окружающей его действительностью.

Обратимся теперь к другой распространенной классификации, в которой мотивы учебной деятельности делятся на внешние и внутренние.

В отечественной литературе существуют два подхода к различению внутренней и внешней мотивации. Один подход использует в качестве критерия разделения характер связи между учебным мотивом и другими компонентами учения – целью, процессом (Таблица 1). Этой точки зрения придерживаются П.Я Гальперин, Н.Ф. Талызина, Н.В. Елфимова, П.И. Якобсон, М.Г. Ярошевский и др.

Таблица 1

Классификация мотивов

учебной деятельности по характеру связи с компонентами учения

УЧЕБНЫЙ МОТИВ

Внешний мотив

Внутренний мотив

- реализует непознавательную (социальную) потребность;

- не связан с получением знаний (не совпадает с целью учения).

- реализует познавательную потребность;

- связан с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью (совпадает с конечной целью учения).

В основе второго подхода – характер личностного смысла – утилитарно-прагматический и/или ценностный. Внешний мотив имеет для личности утилитарно-прагматический смысл, т.е. реализует потребности во внешнем благополучии (материальном и/или социальном). Внутренний мотив имеет для личности ценностный смысл, т.е. с его помощью реализуется потребность во внутреннем благополучии, в гармонизации внутреннего мира, в оценке, коррекции, формировании системы личностных убеждений, установок, притязаний, самооценок. Сторонниками данного подхода являются Л.Б. Ительсон, Г.Е. Залесский, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, Р.Р. Бибрих, И.А. Васильев, И.И. Вартанова, Д.Б. Эльконин и др.

Классификация мотивов учебной деятельности А.К. Марковой основана на классификации, представленной Л.И. Божович и является наиболее полной. В нее входят две большие группы мотивов учебной деятельности: познавательные и социальные.

Познавательные мотивы включают:

1. Широкие познавательные мотивы, которые состоят в ориентации обучающихся на овладение новыми знаниями. Они различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.;

2. Учебно-познавательные мотивы, которые состоят в ориентации обучающихся на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляцию учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

3. Мотивы самообразования определяют направленность обучающихся на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальные мотивы включают:

1. Широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;

2. Узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Эти мотивы связаны с широкой потребностью в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними. Одной из разновидностей таких мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей (о таких обучающихся говорят, что они работают только на «положительном подкреплении»).

Иногда позиционный мотив проявляется в стремлении обучающегося занять первое место, быть одним из лучших, в таком случае говорят о «престижной мотивации». Позиционный мотив может состоять также в попытках разного рода самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в группе или коллективе и т. д.;

3. Социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие, в том, что обучающийся не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с педагогом и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

Третий структурный элемент мотивации – это цель. Обычно мотив не совпадает с целью, лежит за ней. Соотношение мотивов и целей деятельности заключается в том, что мотив выступает как причина (побуждение) постановки тех или иных целей. Чтобы поставить перед собой цель, необходимо иметь соответствующий мотив: самоутверждение, самореализация, материальный стимул, интерес к содержанию деятельности и т.п. Цель, как правило, полимотивирована, то есть детерминируется несколькими мотивами. Так понимание мотивации обучающегося помогает педагогу формировать у него социальные мотивы учения (ведь значительно лучше, когда активность побуждается таким мотивом, как интерес к знаниям, чем стремлением избежать наказания и упреков взрослых). Поскольку цели тесно связаны с мотивами, они, как и мотивы, побуждают обучающегося к деятельности. Постановка цели стимулирует его прилагать соответствующее усилие для ее достижения. Чем большее число мотивов детерминирует цель, тем сильнее она побуждает к деятельности. Цель, подкрепленная большим числом мотивов, будет сильнее влиять на деятельность обучающегося. Сильнее, как правило, побуждают к деятельности близкие цели и слабее отдалённые во времени.

Чем конкретнее цель, тем сильнее она побуждает к выполнению деятельности. Общие цели, пока они не конкретизированы, часто имеют характер деклараций и не стимулируют к деятельности. Конкретизация цели, разработка промежуточных целей (этапов) и средств их достижения - важный мотивационный фактор.

В некоторых случаях цель является конкретизацией мотива, в других цель может скрывать истинные мотивы. Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие обучающегося. В самом общем виде цель связана с реализацией, удовлетворением потребности, снятием состояния неудовлетворённости или напряжённости.

Цель организовывает, побуждает обучающегося к деятельности. Развернутая деятельность предусматривает достижение конкретных целей (в определенной последовательности). Чем более дифференцирована общая (конечная) цель, чем больше выделено этапов и конкретных промежуточных целей, тем легче работать. Достижение определенной промежуточной цели (завершение определенного этапа деятельности) создает ситуацию успеха, дает эмоциональный заряд, побуждает к конечной цели, усиливает мотивацию обучающегося.

Формирование целей у обучающегося идёт в направлении от постановки цели и образования намерений в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками к самостоятельной постановке цели перед самим собой. Образ предвосхищаемого результата становится побудительной силой, начинает направлять действия обучающегося и определять выборы возможных способов её осуществления. Целеобразование – центральный момент в процессе подготовки и осуществления деятельности и главный механизм формирования новых для обучающегося действий.

В характеристики целей обычно включают: разнообразие, разномасштабность, соподчинённость, чёткость и конкретность; ограниченность во времени, адекватность или соответствие контексту жизнедеятельности; достижимость; направленность на результат; проверяемость и измеримость, обеспеченность ресурсами. Существует ряд механизмов целеобразования:

- превращение полученного требования в индивидуальную цель;

- выбор одного из наличных требований;

- превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании;

- превращение побочных результатов действия в цель;

- преобразование неосознанных предвосхищений в цель;

- выделение целей промежуточных;

- переход от целей предварительных к окончательным;

- образование иерархии и временной последовательности целей.

Целеобразование - это, во-первых, принятие и удержание целей, поставленных другим человеком перед субъектом, и во-вторых, самостоятельная постановка целей. Для того чтобы руководить процессом целеобразования, необходимо знать характер целей обучающегося и особенности его целеобразования. Умение ставить перед собой цели и работать над их достижением свидетельствует о способности обучающегося к самовоспитанию и саморазвитию.

Для эффективного целеобразования, четко сформулировав цель, необходимо осознать: значение цели; способы её достижения; промежуточные цели и этапы их достижения; возможные трудности в достижении цели и пути их предотвращения; насколько выполнение деятельности отвечает целям, насколько успешно идет продвижение к цели. Различают объективную цель, заданную извне и субъективную, или внутреннюю цель (самостоятельно поставленную обучающимся) или принятую извне.

Обучающийся, получая задание от педагога, не всегда понимает и принимает задачи, которые ему предлагают или навязывают. Поэтому часто обучающийся отказывается от деятельности или меняет цель. Чтобы внешнее требование было принято, стало намерением обучающегося, необходимо его участие не только в постановке цели, но и в анализе, обсуждении условий ее достижения. В таком случае обучающийся будет выступать не как пассивный исполнитель, а как субъект деятельности. Цель имеет стимулирующую силу, но ее принятие и удержание обучающимся иногда сопряжено со значительными трудностями.

Различают цели по характеру связи между целью и мотивом: если цель задана извне, то связь формируется от цели к мотиву; если цель сформулирована самостоятельно, то связь формируется от мотива к цели. В процессе формирования мотивации к учебной деятельности важно понимать связь цели и мотива. Очень важно придать поставленным извне заданиям личностный смысл и вызвать интерес обучающегося.

Для превращения внешних заданий в цель обучающегося необходимо следующее: четко сформулировать цель деятельности (что сделать, что проработать, чему научиться); осознать значение деятельности (для чего это необходимо); выделить средства достижения цели (как это сделать, с помощью чего); проанализировать трудности достижения цели и способы их преодоления; обеспечить самоконтроль (насколько выполнение отвечает цели, насколько успешно происходит продвижение к цели).

Цели, в отличие от мотивов, осознаются, т.е. обучающийся понимает, почему он ставит перед собой ту или другую цель, осознает отдаленные результаты, которых стремится достичь. А мотив, как правило, не осознается.

Осознание цели заключается в четком понимании: будущего результата деятельности; перспектив, которые связаны с достижением цели; побочных последствий; возможности или невозможности достижения цели; иерархии целей, т.е. какие из них являются более важными, а какие - второстепенными; отношения целей к способностям (легкие и сложные цели); отношения цели к предыдущему результату; средства достижения цели. Осознание цели увеличивает вероятность ее достижения, усиливает мотивацию обучающегося. Когда обучающийся знает, что именно ему поможет добиться цели, когда цель разделяется на относительно несложные подцели, то это усиливает интерес к деятельности, внушает надежду на позитивный результат.

При продвижении к цели важно отмечать даже незначительные промежуточные результаты, прогресс, позитивные изменения в работе. Это усиливает мотивацию к учебной деятельности, увеличивает активность. Для этого необходимо, чтобы обучающийся четко осознавал, что он умеет делать и что необходимо сделать и мог количественно измерить свои достижения, результаты своей работы. Возможность количественно оценить результаты работы (в баллах, процентах) облегчает оценку сравнения результатов деятельности и вызывает стремление улучшить предыдущее достижение.

Чёткое обозначение цели деятельности приводит к исключительно высокому мотивационному эффекту. Когда обучающийся сам ставит перед собой цель, сам её формулирует, то он может выполнить большой объем работы. Четко поставленная цель предоставляет возможность изменить характер деятельности и способна отдалить (преодолеть) психическое перенасыщение, усталость и распад деятельности.

Категория: Прочее
27.02.2017 16:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!