- Этап введения и первичного закрепления (упражнения на узнавание грамматических явлений):
- объясните употребление грамматического явления;
- укажите грамматическую форму, которую нужно употребить в следующих предложениях;
- назовите грамматическую форму, которой нужно передать следующие русские предложения;
- прослушайте пары предложений и укажите, которые из них соответствуют данному русскому варианту;
- выпишите предложения с;
- образуйте грамматическую форму по образцу;
- укажите номер ситуации, где грамматическая форма употреблена ошибочно;
- определите значение грамматической формы в приведённых ситуациях.
- Этап тренировки и автоматизации
- повторите за диктором;
- перепишите следующие предложения с грамматическим явлением;
- заверьте собеседника, что он ошибся;
- выполните команду и скажите, что вы сделали;
- повторите слово или словосочетание;
- повторите одно и то же предложение иронично, задумчиво …;
- повторите для того, кто не расслышал;
- скажите, что вы сделали то же, что и диктор (если это соответствует действительности).
- составьте предложения по таблице
|
I
you
they
he
|
have got
has got
|
a
-
|
father
sisters
brothers
family
|
- составьте предложение из данных слов;
- раскройте скобки;
- составьте предложение по образцу;
- прослушайте диалог, составьте свой диалог по аналогии;
- расскажите о себе, используя образец;
- закончите предложение;
- ответьте на вопросы по образцу;
- расскажите о…, используя подстановочную таблицу;
- заполните таблицу своими примерами;
- прослушайте реплики товарища и скажите, что вы выполнили только одно из названных действий.
- трансформационные упражнения:
- замените выделенные слова;
- дополните предложения, обращая внимание на…;
- переведите предложения на иностранный язык;
- перескажите текст, представляя, что действие совершалось только что;
- объясните причину, почему вы не можете навестить товарища, употребив …;
- опровергните высказывание;
- передайте собеседнику смысл сообщения своими словами;
- узнайте где, когда произошло событие.
- упражнения игрового характера:
- расшифруйте телеграмму;
- составьте коллективный рассказ («снежный ком»);
- проведите инвентаризацию мебели в школе;
- зарифмуйте фразы;
- «Фома неверующий» - подвергните сомнению высказывания собеседника;
- «бюро находок» - установите, кому принадлежит вещь.
- Этап применения
- посмотрите диафильм;
- инсценируйте беседу персонажей;
- прослушайте рассказ и скажите почему …;
- обсудите факты, изложенные в;
- представьте, что вас пригласили на …, обсудите приглашение;
- возьмите интервью у иностранца о происшедших событиях.
Упражнения в овладении пассивной грамматикой, лежащей в основе обучения чтению на старшем этапе, имеют целью формирование навыков узнавания формы, соотнесите её со значением и на этой основе – проникновение в смысл читаемого. Владение пассивной грамматики обуславливает грамотный подход к чтению и является слагаемым общей культуры чтения.
Объём пассивной грамматики невелик, то есть можно развить прочные навыки узнавания формы и определения значения грамматического явления. Пассивная грамматика усваивается на основе тех же методов, что и активная: ознакомление, тренировка, применение.
- Этап ознакомления с новым рецептивным грамматическим материалом.
Сначала вводим признаки грамматической формы, потом раскрываем содержание с опорой на печатный текст; все необходимые значения формы раскрываются сразу, все объяснения строятся с опорой на текст.
Основные приёмы ознакомления:
- с помощью правил;
- с помощью алгоритмов;
- с помощью модели;
- с помощью и правил, и модели.
Последовательность методических действий:
- представление нового материала на доске, на карточке, на кодограмме;
- прочитайте пары предложений и установите различия;
- установление значения нового грамматического явления на основе контекста (скажите, как образуется…; приведите эквиваленты предложений на родном языке);
- формулировка правил.
- Этап тренировки
- дифференцированные упражнения:
- распределите грамматические явления по группам;
- представьте грамматические формы в виде схемы;
- прочтите текст и укажите, что выражает указанное грамматическое явление.
- подстановочные упражнения:
- замените в предложении выделенную грамматическую форму по образцу;
- дополните предложения по смыслу.
- трансформационные упражнения:
- сократите предложения, сохранив смысл;
- сделайте выборочный перевод;
- измените время (залог) глагола.
- Этап применения рецептивного грамматического материала. Это узнавание грамматического материала в текстах:
- прослушайте два сообщения и скажите, чем они отличаются;
- прослушайте текст и определите предмет беседы;
- прочтите текст, найдите ключевые предложения;
- переведите текст, употребив данные грамматические формы;
- ответьте на вопросы к тексту, употребив данную грамматическую форму.
Информационные и коммуникационные технологии на уроках грамматики иностранного языка
Проблема заключается в том, что при всём разнообразии ИКТ для максимизации эффекта при обучении грамматике иностранного языка представляется возможным использовать очень малое их количество. А именно: обучающие фильмы, электронные учебники, схемы, таблицы и различные виды тестирования.