СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.07.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цели:
1.Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба.
2. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле
.Оборудование:
Рисунки ребят на тему: « Хлеб – всему голова ». Выставка книг о хлебе
3. Кроссворд.
Учитель: Давайте попробуем вместе разгадать слово, зашифрованное в нашем кроссворде.
|
|
|
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
![]() |
По отцу величают сын Иванович.
Двор мне княжеский не нужен,
Не пиров держусь,
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба кусок…
Кто такой Илья Муромец? (Богатырь)
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены (Колос)
Какое слово получилось? (ХЛЕБУШКО)
Учитель
Сегодня поговорим о хлебе.
Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово.В самом деле-вдумайтесь !Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения,зерно,муку,изделия из муки. Поэтесса Ирина Токмакова спрашивает нас:»Что такое хлеб?»
Ученик:Только снег сошёл в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим «Хлеб»
Золотой простор бескрайний.
Там работают комбайны.
Мы говорим»Хлеб»
Вот зерно течёт рекой,
Чтобы сделаться мукой,
Мы говорим «Хлеб»
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим «Хлеб»
Ешь его,расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
Учитель: Вот какое коротенькое,но ёмкое слово-«Хлеб».Почему хлеб называют чудом Земли ?Почему он занимает такое важное место в жизни человека?
Появляется девочка в косюме конфетки.Напевает приплясывая
Сластёна.
Я-Сластёна.
Я-Сластёна.
Очень сладкое люблю!
Мне не надо каш и макаронов
Хлеба тоже не хочу!
(Останавливается.Капризно надув губы, топает ногой)
ДА,да,да!Хлеба- не хочу!
Хочу халвы!Хочу пирожных!Хочу мороженого!
Хочу конфет!Хочу бананов!Хочу ананасов!Хочу апельсинов!
Хочу!Хочу!Хочу!
Подумаешь –хлеб!
Появляется Робинзон Крузо.
Ах.девочка!Как ты ошибаешься.Сразу видно,что ты не читала книгу «Робинзон Крузо» Эта книга обо мне.Мой корабль потерпел кораблекрушение, я оказался на необитаемом острове Там было много дичи и тех самых бананов и ананасов,о которых ты мечтаешь Но я тосковал по хлебу.
Сластена.Почему?
Робинзон Крузо.Я и сам не знаю,почему люди не могут обходиться без хлеба.
Сластёна.А вот я смогла бы.!
Учитель.А вы,ребята,смогли бы?Если бы провести такой опыт.Кормить человека целый день одними сладостями День-два он съедал бы много сладостей.Через три- четыре дня аппетит его поубавился.а через пять-шесть дней он и смотреть не сможет на лакомства.Хлеб же люди едят каждый день,и он никогда не надоедает им Почему?В других продуктах содержится какое нибудь главное вещество(белки.жиры.углеводы,миниральные соли,витамины)А в хлебе есть они все.
Ученик Хлеб.Наскучит ли он?
Никогда!
Без него обойтись и не пробуй.
Без него человеку беда.
Хлеб – наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба – самая главная. Мы должны беречь хлеб, не бросать где попало, а увидел – обязательно подними.
Сказительница :Ох,как надо беречь хлеб.Я расскажу вам сказку о девочке,которая наступила на хлеб.
Жила на свете девочка по имени Инге.Была она прехорошенькая,но гордая и жестокая.Ещё совсем маленькой она ловила мух и жуков и отрывала им крылышки.Её забавляло,какими они становились жалкими и беспомощными.
Однажды мать Инге испекла большой хлеб и сказала отнести бабушке.Инге надела лучшее платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото.жалко стало Инге своих нарядных башмачков.недолго думая.бросила она хлеб в грязь и наступила на него,чтобы перейти через лужу.Но едва Инге наступила на хлеб.как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото.Только чёрные пузырьки пошли по воде.И оказалась Инге в зловонном подземелье у Ядовитой Старухи-Болотницы.
-Эге,-зашипела Болотница,- эта девочка с.задатками.Из неё выйдет отличный истукан для моей прихожей.
И стала Инге истуканом руки и ноги её окаменели.и жирные пауки оплели их своей паутиной.А по лицу ползали мухи с оторванными крыльями Пастухи видели. что случилось на болоте.и очень скоро бродячие трубодуры разнесли по всей стране историю о девочке.которая наступила на хлеб.Однажды горячая слеза упала на голову Инге.»Ах,Инге!Спесь сгубила тебя.Спесь до добра не доводит.» Это плакала мать Инге.
-«Какой толк.что мать теперь хнычет обо мне,-думала Инге,и душа её становилась все грубее и ожесточеннее.
Однажды эту историю услышала одна маленькая девочка.-Бедная.бедная Инге!-заплакала девочка.-Как бы я хотела,чтобы она попросила прощенья, и ей позволили вернуться на землю. Слова эти дошли до сердца Инге Впервые она оглянулась на свою недолгую жизнь и зашлась слезами раскаяния В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Инге вернулась в родительский дом И не было в тот день на земле человека счастливее,чем мать Инге.,ведь её дочка научилась беречь и ценить хлеб.
А может быть кто-нибудь помнит пословицы про хлеб?
Плох обед,коли хлеба нет.
Без хлеба куска везде тоска.
Хлеб всему голова.и др.……………….
Учитель:
Хлеб – один из удивительных продуктов человеческого труда. Много ли может сделать человек одним пальцем? Пустяк какой-нибудь. Иной разговор, если в работе вся пятерня. Непременных условий для жизни растений пять, как пальцев на руке.
Раз – тепло (пришла весна – есть тепло).
Два – свет(Солнце на небе – есть свет).
Три – влага (растаял снег, прошел дождь – есть влага).
Четыре - воздух (воздухом окутано все растение от вершков до корешков).
Пять – пища (удобрение - есть пища).
Взятые отдельно, они ничего не значат. Собранные вместе – всей пятернёй, - они дают растению полную жизнь от всходов до плодов.
Стихи (рассказывают дети)
1. Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
2. Вначале хлеб посеяли зерном,
Потом ростки лелеял агроном.
Затем взял колос в руки комбайнер,
В ладонях его бережно потер.
Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,
Он убирать его с комбайном в поле вышел.
3. Потом муку смололи из зерна
И к пекарю отправилась она.
А тот уж постараться смог:
Такие булки вкусные испек!
Цени, люби и уважай того,
Кто сеял хлеб, растил и пек его.
5. Викторина.
1. В чём разница между яровой и озимой пшеницей? (яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму)
2. Куда зерно везут после уборки? (на элеватор – хранилище для зерна)
3. Где зерно превращают в муку? (на мельнице)
4. Что такое квашня? (деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)
5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (опара)
Загадки
Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)
Корабль-великан не по морю плывет. Корабль-великан по земле идет. Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн)
Ходит полем из края в край, режет черный каравай. (Плуг)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом
(Колос)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)
Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел. (Серп)
Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит. (Трактор)
6. Учитель: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?
Ученики:
1. Он пахнет полем,
Горячим зноем и росой,
Прохладным ветром на просторе
И свежей утренней зарей.
Хлеб пахнет свежею мукою
И жарким пламенем печи,
Когда натруженной рукою,
Пекут из теста калачи.
2. Вот он – румяный и душистый
Лежит и дышит на столе.
За хлеб огромное спасибо
Всем хлеборобам на земле!
7. Учитель.. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба - тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.
А теперь давайте послушаем стихотворение Сергея Михалкова «Булка» и узнаем, как надо относиться к самому дорогому продукту человеческого труда.
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Они ее не покупали-
Нашли за домом во дворе,
С земли ее не поднимали,
И вот она уже в игре…
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и взглянул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом. насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Ты кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол,
- Я – пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которым налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Учитель: Я надеюсь, среди вас таких «пареньков» нет.
8. Игра со словом «хлебороб».
Составьте из букв, входящих в это слово, как можно больше других слов.
9.
Учитель. Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью.Традиция сохранилась и до наших дней. Посмотрите на стол. - Почему один хлеб черный, другой – белый? ( Пшеничная и ржаная мука). А бывает еще и серый хлеб (из овсяной или ячменной муки) и рисовый.
Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков : служащему -125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в125 г ) И ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.
В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.
Военный хлеб. Я помню хлеб, военный, горький, Он весь почти из лебеды. В нем в каждой крошке, В каждой корке Был горький вкус людской беды. На той беде замешан круто Нелегкий хлеб нелегких дней, Но как сладка была минута, Когда кусок в руке моей Посыпан был щепоткой соли, Приправлен маминой слезой.
Нам, юным, счастливым, война и не снится.
Нам голод и холод совсем не знаком.
Но знаем мы цену буханке пшеничной,
И знаем мы силу простых колосков.
А в годы войны помогал он героям:
Дал силу, чтоб выстоять в смертном огне.
Пусть чистое небо сияет над миром,
Пускай отражается солнце в глазах,
Да пусть еще хлеб вечно будет в почете
На ваших и наших семейных столах.
Каравай земли и неба На твоем столе - Ничего сильнее хлеба Нету на земле. В каждом маленьком кусочке Хлебные поля, А на каждом колосочке Держится земля.
12. Учитель.
Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.
Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб - батюшка, хлеб - кормилец остаётся самой большой ценностью.
С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.
У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает его и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
Сегодня в нашей стране нет такого места, где бы не выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он - неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания.
- У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.
В Украине очень популярна паляница.
В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.
У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепёшки.
Армянская пита - это пологая круглая белая лепёшка, внутрь которой кладут начинку: сыр, ветчину, зелень.
Маца - тонкие сухие лепёшки из пресного теста, которые верующие иудеи едят в дни пасхи.
Бисквит – западная Европа.
Брецель – Германия.
Бриошь – Нормандия, Франция.
Наан, чапати – Индия.
Пита – Ближний Восток.
Пицца – Италия.
Тортилья – Мексика.
Фолар – Португалия.
Багет – Франции
Итог?Что нового узнали о хлебе ?Что ещё бы вам хотелось узнать о хлебе?
.
© 2018, Титова Пелагея Александровна 1097