СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Использование кластер-технологии на уроках истории и обществознания
Введение
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления и дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности. Я хочу поделиться своими наработками использования некоторых общеизвестных приёмов развития критического мышления на уроках истории и обществознания, которыми пользуюсь.
Что такое критическое осмысление учебного текста и в чем его особенности
В условиях современного образования, в условиях внедрения стандартов II поколения, которые предполагают различные источники исторической информации, вариативные образовательные программы и учебники, открытый и противоречивый поток сведений, необходимо развивать критическое мышление личности.
Наряду с традиционными приемами прочтения и логической обработки текста, необходимо ознакомить учащихся с иными способами работы с источниками. Например, с приемом представления информации в кластерах.
Работа в кластерах
Cluster (англ.) – кисть, пучок, гроздь; а также скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала.
Как готовится кластер?
Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. При подготовке первого кластера ученик,
1)прочитал текст учебника,
2)по-своему переосмыслил содержание параграфа,
3)выделил смысловые единицы учебной информации, причем не повторил предложенные в учебнике разбивки на подпункты,
4)в информационные блоки внес сведения из дополнительного текста,
5)стрелками обозначил связи между «веточками», относящихся к разным «гроздям».
Таким образом, если опорный конспект ориентирован на максимально полное графическое отображение информации, не нарушающие логику авторов учебника, то кластер позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении учебной информации, подвести ребенка к собственному выводу, вытекающему из собственной «раскладки» исторического сюжета»
Методические рекомендации по работе с кластерами
В младших и средних классах работа над кластером является одним из компонентов комбинированного урока и частью домашнего задания. В начале следующего занятия школьники в парах знакомятся с работами друг друга, по очереди озвучиваю отдельные «гроздья», отвечают на уточняющие вопросы одноклассника-эксперта. В результате каждый ученик может продемонстрировать не только знания новой темы, но и умения:
1) ясно и доходчиво объяснять новый материал;
2) представлять его под иным, чем в учебнике, углом зрения;
3) сформулировать собственные выводы и оценочные суждения;
4) вести диалог;
5) слушать другого;
6) корректно обсуждать спорные идеи;
7) уважительно относиться к иной точке зрения.
Все эти умения составляют основу критического мышления
Заключение
Как мы убедились, современные приемы работы с учебной информацией помогают перейти к её критическому осмыслению. Способы познавательной деятельности школьников, направленные на историко-логический анализ представленной информации (планы, логические схемы, таблицы), постепенно дополняются методическими приемами и средствами, дополняющими не только содержание, но и критерии его отбора, и принципы изложения. Современные приемы работы с текстом учебника истории открывают широкие перспективы для развития познавательных способностей, обновления форм изучения истории.
Список используемой литературы
© 2015, Барсукова Ольга Васильевна 3113