Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения
Относись к ученикам по-человечески, доброжелательно.
Никогда не унижай, не оскорбляй детей; свое негативное отношение к тому или иному поступку лучше выразить в доброжелательном, уважительном разговоре; дети, в большинстве своем, очень ранимы и самолюбивы, поэтому неприятный разговор для ребенка лучше отложить до индивидуальной беседы, в ходе которой надо дать понять ребенку, что, несмотря на случившееся, в него верят, надеются на него.
Начиная работу с классом, постарайся как можно больше узнать о каждом ребенке и о классе в целом, а затем постоянно интересуйся жизнью детей, их проблемами.
Старайся как можно больше времени проводить с классом: бывать с ребятами на разных уроках, на экскурсиях, в музеях, ходить с ними в походы, просто разговаривать. Это дает возможность получить подробную информацию о воспитанниках, значительно сплачивает класс и, что немаловажно, помогает создать теплые, доверительные отношения между воспитанником и классным руководителем.
Стремись понять расстановку сил в своем классе, определи микрогруппы класса, выясни, кто является лидерами. Если в классе есть лидер, который, очевидно, оказывает негативное влияние на класс, то не стоит вступать с этим лидером в борьбу, а лучше постараться повернуть его лицом к себе, перетянуть его на свою сторону, сделать его своим единомышленником.
Работай со сложными (в поведении) ребятами в активном сотрудничестве с ними и с их родителями.
Старайся отталкиваться от положительных черт характера конкретного ребенка, отмечай успехи и положительные сдвиги в учебе, организованности, в каком-либо деле. Особо отмечай индивидуальные достижения ребенка, формируя у него уверенность в своих силах и знаниях. Всегда знай, что твои поддержка и одобрение есть выражение веры в силы ученика.
Не бери на себя больше, чем ты в состоянии сделать.
Поощряй детскую самостоятельность с умом, учи их этой самостоятельности.
Учись сомневаться в себе, все время задавай себе вопрос: «Почему я так уверен/уверена, что он/она должны быть похожи на меня? У него/нее своя дорога, формирующуюся личность надо уважать, а не давить». Не позволяй ребятам приспосабливаться к требованиям, давай больше свободы, воздуха».
Будь гибким в отношениях с ребятами, умей определить, где нужно быть строгим, а где можно посмеяться. Не повышай голос никогда (потом все равно будет стыдно). Старайся все замечания делать с юмором.
Стремись быть справедливым ко всем и во всем, никогда не доводи ситуацию до конфликта.
Люби каждого своего подопечного так, чтобы радоваться его успехам, разделять его огорчения и верить в будущее. Если не можешь полюбить, то хотя бы посочувствуй; в то же время не влюбляй в себя детей — пожалеешь.
Развивай в детях чувство благодарности, тогда через некоторое время и они тебе будут благодарны.
Имей в виду:
Главное - не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Помни:
Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению, хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще.
Уделяй серьезное внимание учебной работе класса:
Наладь хорошие отношения с учителями, работающими в классе, стремись к максимальному единству взглядов внутри малого педсовета.
Введи систему проверки дневников и требуй от родителей обязательной отметки, контроль за успеваемостью лучше вести еженедельно. По его итогам можно провести индивидуальную беседу с учеником, посетить урок по данному предмету, позвонить родителям с целью выработки наилучшего способа решения проблемы. Осторожно оценивай неудачи ученика, ведь он и сам болезненно к ним относится, и имей в виду, что ребенок не должен уходить из школы обиженным на учителя.
Введи повседневный контроль за посещаемостью и справками, заведи отдельный конверт для справок и записок.
Научись своевременно и четко заполнять журнал.
Чаще бывай на уроках других учителей в своем классе, наблюдай на различных уроках за ребятами, вырабатывай навыки ответственности и самостоятельности с первого дня, веди строгий контроль за дежурством по школе, по классу и добивайся от всех выполнения обязанностей.
Имей в виду:
Лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику успеха: она приносит хорошие результаты.
Помни:
Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно.
Старайся, не жалея сил, организовать как можно больше внеклассных мероприятий: посещение театров, просмотры кинофильмов с их обсуждением (хотя бы по дороге), экскурсии, походы, поездки.
Говори с учениками обо всем, что вызывает удивление, тренирует память, развивает аналитический склад ума, вызывает желание повторить или придумать что-то подобное.
Не избегай игры (она должна быть обязательным элементом в работе), но при этом помни, что у нее должны быть начало и конец, а желательно и скромное награждение победителей, но при этом не должно быть обиженных.
Не отказывайся от проведения классного часа, хотя бы ради возможности обсудить текущие проблемы и поговорить с ребятами об интересующих их проблемах, будь постоянно готовым к этому, стремись ориентироваться в текущей ситуации в политике, в спорте, в искусстве, будь готов к дискуссиям и оценкам.
Постарайся обязательно найти какое-то общее дело, продолжительное по времени подготовки: это сплачивает коллектив и развивает инициативу.
Стремись создавать традиции, в том числе традицию празднования Дня рождения класса с выездом за город, но при этом имей в виду, что любое традиционное дело надо тщательно готовить.
Привлекай учеников класса не только к участию в школьных делах, но и к созданию собственного классного микроклимата.
Работай в тесном содружестве с классными руководителями параллельных классов: это экономит время, позволяет помогать друг другу и делает жизнь детей интереснее.
Старайся задействовать всех детей во внеурочной работе, дай возможность каждому ребенку проявить себя.
Имей в виду:
Главное — найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе — интересно с ними.
Помни:
Родитель ребенка не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик,
единомышленник.
Стремись наладить деловые связи с родителями.
Активно привлекай родителей к воспитательной работе с детьми, опирайся на их помощь.
На первом родительском собрании определи для родителей дела на весь год — и сразу увидишь, на кого можно опереться, а кто будет всегда в стороне.
На общих родительских собраниях говори о планах, проблемах всего класса, а не о некоторых детях.
Старайся постепенно создать работоспособный родительский комитет, это очень помогает в решении практически всех вопросов классной жизни.
Никогда не говори родителю, что его ребенок плохой, не ругай детей в присутствии других родителей, тем более на родительских собраниях.
Будь открытым всем, но не вступай с родителями в дружеские, близкие отношения.
Не старайся угодить всем родителям сразу, иначе они поймут, что в тебе нет принципиальности, твердости характера.
Имей в виду:
Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети — родители — учитель — семья.
Предостережения!
Не давай оценок детям, наблюдая их только в учебном процессе.
Не бойся быть простым и человечным, однако сохраняй дистанцию между собой и учениками — установить ее снова будет гораздо труднее.
Не играй роль небожителя — у тебя тоже есть недостатки, твое преимущество лишь в том, что ты знаешь, как их преодолеть, и стремишься к этому.
Не планируй мероприятия, которые детям не под силу (умственно или физически).
Не будь чрезмерно активным — иногда детям надо дать отдохнуть от мероприятий.
Не старайся сделать все без помощи родителей, иначе потом все оставшееся время будешь делать все сам.
Не позволяй нелестных отзывов о своих коллегах при родителях, иначе через некоторое время о тебе будут говорить так же, только за глаза.
Не отчаивайся, если тебе кажется, что твои усилия напрасны, не жди прямых и скорых результатов.
Не забывай на открытых мероприятиях или выпускных вечерах напоминать родителям и детям о тех учителях, которые их учили раньше, это оценят и ученики, и родители, и коллеги.
Имей в виду:
Главное — не жди прямых актов благодарности: тогда не будет разочарований.
Помни:
Дети в классе — твое отражение: старайся постоянно работать над собой.
Постарайся быть авторитетом в своей профессиональной деятельности — это закрепит твое право оценивать, подсказывать выходы из разных ситуаций, советовать.
Не становись для своих учеников идолом, олицетворением лозунга «Учитель всегда прав!». Это далеко не всегда так. Будь человеком, а если получится, то человеком с большой буквы.
Не стесняйся признаваться в собственных ошибках, просчетах, умей анализировать их и делать выводы. Умение собственные ошибки анализировать, признавать и исправлять станет хорошим «учебным пособием» для воспитанников. Не стесняйся учиться. Учеба — это освоение неизвестного, непознанного, поэтому не бойся действовать и совершать ошибки. Учись думать, беседовать, прислушиваться к мнению другого, следовать хорошим, добрым советам.
Тщательно продумай принципы своей воспитательной работы и старайся следовать им, но не навязывать детям.
К принципам можно отнести следующие:
быть честным с детьми;
быть добрым, но не добреньким, не заигрывай с детьми;
быть требовательным и справедливым, объяснять детям свои требования;
не давать обещаний, которые не можешь выполнить, но, пообещав, всегда исполняй;
быть оптимистом, стараться ставить себя на место детей и сопереживать им;
быть заинтересованным в детях и в их делах, уметь защищать их, когда необходимо;
не делать ничего формально;
быть последовательным и объективным;
быть артистом в своей профессии: владеть ораторским искусством, воздействовать словом убедительно и эмоционально;
быть самим собой, работать без профессиональной маски, оставаясь в ладу со своими чувствами, сочетая искренность с требовательностью и добротой;
быть активным и инициативным, заинтересованным в своей работе;
быть примером пытливости и знаний, искать новое, критически осмысливать свою работу, не останавливаться и идти вперед.
Умей отдать себе отчет в том, к формированию каких человеческих качеств приводят те условия, которые созданы. «Ребенка учит то, в чем он живет», поэтому, если вы учите терпимости и мудрости, а сами готовы быстро дать оценку событий вместо анализа их, ваши воспитанники вряд ли научатся терпимости.
Не торопись, поскольку воспитывается Личность: быстро ее можно только сломать и далее «творить по образу и подобию своему», на что у одного человека в отношении другого права нет.
Не жди от детей благодарности, умей прощать и забывать, ведь ребенок еще изменится, а ты нет, умей начинать все сначала, умей смеяться над собой, разрушать свой собственный культ, признаваться в слабостях.
Помни, что дети не только наше будущее, но и наше прошлое. Почаще вспоминай, каким ты был в детстве (это поможет лучше понять ребенка). А с другой стороны, наши дети растут в совершенно иное время, нежели мы. Самое трудное — внушить им, вложить в их души вечные ценности, но сделать это так, чтобы они полноценно и комфортно ощущали себя в сегодняшнем дне и могли реализовать свой потенциал.
Главное — сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.