СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Компьютер: благо или зло?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компьютер: благо или зло?

Приобщение современных школьников к информационным технологиям набирает обороты с каждым годом. По данным социологических исследований до 40 % старшеклассников регулируют или эпизодически выходят в Интернет, а многие из них электронные технологии привлекают в качестве будущей профессиональной деятельности. Детям с аномалиями развития, детям-инвалидам компьютер дает возможность получения не только общего, но и профессионального образования.

Компьютер и здоровье:

Первое,на что обратили внимание медики, это возрастание зрительной нагрузки у работающих за дисплеем. До сих пор бытует мнение, что работа на компьютере аналогично просмотру телепередач. Однако это не так ! Считывание информации на достаточно близком растояии со светящегося экрана более утомительно, чем чтение книг или посмотр телепередач. Человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану, мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, приспособившись к этому в процессе эволюции. Экранное же изображение самосветящиееся, имеет значительно меньший контраст, состоит из дикретных точек –пикселей. Кроме того, глаза устают от мерцания экрана, бликов, неблагоприятного сочетания цветов в поле зрения. Подтверждение этому служат данные о степени утомительности учебных занятий, если после традиционных занятий общее утомление регистрировалось у 19% учащихся, а зрительное у 9%, то после занятий с компьютером – 24% и 38% учащихся соответственно.

Активное использование компьютеров в учебном процессе вызывает беспокойство у родителей и педагогов в первую очередь из-за влияния на зрение школьников.

Наиболее часто встречающаяся патология органов зрения у школьников- близорукость.По данным исследований, среди российских школьников процент близорукости повышаетсяк окончанию школы. Миопия широко распространена во всех развитых государствах мира. Так, в Японии среди студентов выявлено до 70% близоруких, в Китае-50-70%.

В современном обществе бытует мнение, что развитие близорукости связано с работой на компьютере. Оно сложилось в самом начале процесса компьютеризации школ, т. е. более 20 лет назад. В то время считалось, что монитор компьютера генерирует электромагнитные и статические поля, неблагоприятно воздействующие на организм. Однако следует отметить,что проводившиеся уже тогда гигиенистами, офтальмологами, биологами многочисленные исследование не подтвердили данную точку зрения.

Исследовалась зависимость функционального состояния и работоспособности учащихся работоспособности от их возраста и качества монитора.Установлено,что степень и характер измененийсостояния зрения при работ на компютере зависят от возраста ребенка,типа и продолжительности занятий. Определена максимальная продолжительность непрерывной работы на компьютере для детей и подростков разного возраста: для детей 5-6 лет - 10-15 мин,7-12 лет - 20 мин, а для ребят постарше - не более получаса.

Изучалось функциональное состояние центральной нервной системы, зрительного анализатора и работосособность школьников в зависимости от микроклимата: температуры, влажности и вентилируемости помещения; естесвенного или искусственного освещения экрана и клавиатуры компьютера. Исследовалось наличие ионизирующего и неионизирующего излучений,электростатических и электромагнитных полей.

Было доказано.что современные персональные компьютеры практически полностью безопасны. Они как правило, имеют встроенную систему защиты пользователя от излучений, на что обычно указывает специальная маркировка – LR(LOW RADIATION- низкое излучение).Излучение у компьютеров не выше,чем у бытовыхэлектроприборов,теле и радиотрансляторов,антенн спутниковой и сотовой связи.

Устаноалено,что основное воздействие оказывает не электромагнитное излучение,а интенсивность и длительность работ с монитором и организация рабочего места.

Человеческое зрение плохо адаптировано к компьютерному экрану. После продолжительного пребывания за компьютером почти 90% пользователей жалуются на снижение или боли в области глаз,чувство песка под веками, затуманивае зрения и др. Комплекс таких недомоганий с недавнего времени получил название «компьютерный зрительный синдром».

В качестве профилактики можно воспользоваться специальными компьютерными очками, они повышают отчетливость восприятия,оптимизируют цветопередачу, снижают зрительное утомление, повышают комфорность и работоспособность.

Общение с компьютером для ребенка, как правило, весьма привлекательно. Однако длительное сидение перед монитором может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, усталости глаз. Несомненно,что утомление во многом зависит от не только от продолжительности занятий, но и от их характера. Например, для детей наиболее утомительны компьютерные игры, расчитанне на быстроту реакции. Сегодня в мире существует целая индустрия производства красивых и увлекательных, хитрых и замысловатых, агрессивных и кровожадных электронных игрушек для мальчиков и девочек. Но детская психика очень неустойчива. Психологи предуприждают о «наркотизирующем», затягивающем влиянии таких игр, о том, что под их влиянием дети могут стать агрессивными и безжалостными. В Японии и в Англии врачами был выявлен новый вид заболевания-синдром видеоигровой эпилепсии, который проявляется головными болями, длительными спазмами мускулатуры лица, наршениями зрения. Синдром хотя и не приводит к угасанию умственных способностей ребенка, но способствует формированию у него типичных для эпилепсии негативных черт характера (подозрительность, мнительность, враждебно-агрессивное отношение к близким, импульсивность, вспыльчивость).

Статичная поза,повторяющиеся движения могут приводить к возникновению расстройств скелетно-мышечной системы. Возможная патология в опорно-двигательном аппарате развиваетсяя незаметно вплоть до хронической стадии.

При неудобной рабочей позе и постоянной нагрузке мышцы ног, плеч шеи и рук длительно находятся в состоянии сокращения. В них ухудшается кровоснабжение, нарушается обмен веществ, накапливается продукты распада, в частности молочная кислота.

Мышцы пребывают в состоянии постоянной усталостии ослабевают.

Однако таких симптомов можно избежать, если строго придерживаться рекомендаций специалистов заниматься физкультурой и спортом. Отмечена также важная роль физической культуры в предупреждении миопии и ее прогрессирования, поскольку гимнастические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспосбности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

Рациональная организация рабочего места

Монитор лучше разместить так,чтобы свет на экран падал слева. Хотя экран светится, занятия должны проходить в хорошо освещенной комнате. Изображениие на экране должно быть четким, контрасным, не иметь бликов и отражений рядом стоящих предметов. Расстояние от глаз пользователя до экрана должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения резко ухудшаютсяю. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка: ноги и спина имеют опору, а линия взгляда приходится примерно на центр экрана или немного выше Не следует сутулиться, сидеть на краешке стула, положив ногу на ногу, скрещивать ступни ног. Для работающего за компьютером рекомендуется следующая поза: корпус выпрямлен,сохранены естественные изгибы позвоночника, голова наклонена слегка вперед. Угол, образуемый предплечьем и плечом,а такж голенью и бедром, должен быть не менее 90 градусов.

Такая поза позволяет дышать полной грудью, свободно и ритмично, без дополнительного давления на легкие, грудину или диафрагму, обеспечивает максимальный приток крови ко всем частям тела. При наличии высокого стола и стула необходимо позаботиться о регулируемой по высоте подставки для ног.

Рекомендуется проверить свое зрение у офтальмолога и при необходимости подобрать очки; строго соблюдать временной режим работы с компьютером, своевременно делая перерывы,во время которых не выполнять никакой зрительной работы, а делать общие и глазные упражнения; постараться чередовать работу за компьютером с другими видами занятий.

Гимнастика для глаз.

Упражнение, регулярная тренировка глаз необходимы для сохранения и улучшения зрения, профилактики близорукости,синдрома сухого взгляда и др. Существует компьютерные программы, имитируещие отдых для глаз. Но, наверное, лучше те же 10 мин. отдохнуть по настоящему, чем разглядывать экран с имитацией отдыха. Чтобы снять напряжение в глазах, неизбежное при работе за компьютером, рекомендуется:

Каждые 30-40 мин. переключать зрение: смотреть вдаль 5-10 минут;

Время от времени закрывать глаза для отдыха на 1-2 минуты;

В перерывах выполнять 4-5 простых упражнений для мышц глаз, шеи, спины, плечевого пояса.

Будьте здоровы!

Категория: Биология
05.01.2018 21:23


Рекомендуем курсы ПК и ПП