СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Новейшие информационные технологии играют большую роль в современном образовании. Их использование на уроках иностранного языка имеет ряд преимуществ: повышает мотивацию и познавательную активность учащихся независимо от возраста, обогащает их мировоззрение, расширяет дидактические возможности учителя [1].
Технические способы обучения всегда пользовались для усиления наглядности обучения. Внедрение компьютеров открывает принципиально новые возможности для руководства учебно-познавательной деятельностью и для ее интенсификации [3]. Особенное внимание привлекают компьютерные технологии обучения.
Компьютерная технология обучения понимается как технология обучения, основанная на принципах информатики и реализованная при помощи компьютеров, и как совокупность способов, то есть программного и технического обеспечения, теоретических знаний, методических приемов и способов их использования для эффективной деятельности учеников и учителей при самостоятельной работе, на лекциях, практических и лабораторных занятиях.
Сложно переоценить значение компьютерных технологий в процессе информатизации системы образования, особенно при обучении иностранному языку. Учебники превращаются во многофункциональный комплекс, то есть электронные учебники, в которых изложение материала кроме текстового материала, предоставляет возможность проводить интерактивные уроки. Информационные технологии постоянно изменяются, что способствует расширению электронных изданий. Важным является понимание соотношения электронных и полиграфических изданий, они должны всегда дополнять друг друга [2].
Компьютеры позволяют значительно увеличить объем информации для усвоения, потому что она подается в более обобщенном, систематизированном виде. Большие возможности открывают компьютеры для применения упражнений программированного типа. На дисплей подаются не только вопросы, но и варианты ответа, из которых ученики должны выбрать верный.
Появление персональных компьютеров открывает новую страницу в развитии самостоятельности школьников. Учебная машина предназначена именно для самостоятельной работы с учебным материалом, заложенным в банк информации. Эта информация может быть подана в индуктивной или дедуктивной форме. Таким образом, компьютер соединяет в себе ряд традиционных и технических способов обучения.
Компьютер позволяет дифференцировать задания для учеников по уровню сложности или по характеру требуемой помощи. В его память могут быть заложены консультативные указатели [3].
Использование компьютера при обучении иностранному языку существенно влияет на эффективность образовательного процесса. Существуют две основные сферы применения компьютеров в учебной деятельности: компьютерная поддержка традиционного обучения и обучения, реализуемого при помощи компьютера. Персональный компьютер может применяться для решения дидактических задач урока: предъявление информации в различных формах; формирование у учащихся общеучебных и специальных знаний и умений по предмету; контроль, оценка и коррекция результатов обучения; организация индивидуального и группового обучения; руководство учебным процессом [3]. Компьютеризация обучения открывает новые пути для интеллектуального развития. Кроме того, при компьютеризированном обучении иностранному языку большое значение имеет мотивация учащихся, которая способствует лучшим результатам учебной деятельности [2].
Интерактивные возможности компьютерных программ и систем доставки информации позволяют стимулировать обратную связь, обеспечивают диалог и поддержку, что невозможно в традиционной системе образования [2].
Компьютер может применяться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при закреплении, при повторении и при контроле усвоения. Компьютеризация обучения значительно влияет на компоненты современной образовательной системы, в т.ч. на предмет «Иностранный язык»: на его цели, задачи, содержание, методы, технологии.
Обучение иностранному языку с помощью компьютера открывает ряд преимуществ: интерес учеников к компьютеру повышает мотивацию обучения; ученики с удовольствием ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и речевая культура; на уроках происходит индивидуализация обучения; появляется возможность обеспечения непосредственной обратной связи; компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок учеником; оценивания вполне объективным; обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок.
Вместе с тем, деятельность учителя становится зависимой от возможностей и безошибочного функционирования компьютера. При использовании компьютера невозможно нивелировать коллективный и соревновательный характер обучения, учащиеся должны иметь возможность сравнивать свои успехи с достижениями своих одноклассников [3].
Учитель иностранного языка должен уметь ориентироваться среди большого количества мультимедийных учебников, Интернет-ресурсов, обеспечивающих овладение иностранным языком в сочетании с культурой его носителей, облегчают работу преподавателей и повышают эффективность обучения [2].
Специфика предмета «Иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются способы деятельности, то есть обучения учащихся различным видам речевой деятельности: аудированию, чтению, говорению и письму. Обучать речевой деятельности возможно только при живом общении, для которого нужен партнер. Компьютерная программа, компакт-диски, несмотря на их интерактивность, могут обеспечить только квазиобщение, то есть общения с машиной. Исключение представляют лишь телекоммуникации.
Таким образом, при компьютеризированном обучении за учителем остается авторский подход к ее интерпретации. В связи с существенным прогрессом в развитии персональных компьютеров и компьютерных технологий происходят изменения в самом процессе обучения иностранному языку, компьютер становится необходимым средством обучения иностранному языку [4].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
© 2016, Белик Оксана Викторовна 982