СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Работа по патриотическому воспитанию средствами урока иностранного языка
Будущее России, прогресс в экономической, политической и социальной сферах в первую очередь зависят от гражданской позиции подрастающего поколения. Гражданственность - это нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и выполнение законов страны. Молодой человек, необходимый современному обществу, - это ответственный человек, способный делать выбор, контролировать свою личную и общественную жизнь, определившийся в отношении ценностей.
Проблема гражданского становления подрастающего поколения - одна из актуальнейших в современном образовании. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование гражданской компетентности через нравственное воспитание подростков. Поэтому, главными задачами гражданско-патриотического воспитания являются следующие: формирование уважения к закону, праву, правам других людей, ответственности за свои поступки; знание моральных и правовых норм; знание истории Отечества, родного края; погружение в социально-значимую деятельность; самопознание, самоопределение, самосовершенствование личности.
Основой гражданско-патриотического воспитания школьников является Стратегия развития образования, Программа развития общего (школьного) образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Словарное определение гласит, что “Патриотизм – это качество личности, характеризующее высшую степень его духовного развития и самосознания, выражающуюся в ценностном отношении к своему Отечеству, его истории, культуре и готовности самопожертвованию во имя интересов Отечества”. Нет необходимости говорить о важности формирования у учащихся любви к Родине, к “малой “Родине, интереса к истории России, родному слову, языку, литературе и культуре. И огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа.
Необходимо формировать в молодом поколении чувство державности, закладывать ростки гордости за Отечество, за поступки предков. Важность этого направления в работе хорошо подчеркивают слова известного русского публициста и историка Михаила Меньшикова, который сказал, что будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм. Само нынешнее время, сама ситуация требует цельной, глубоко продуманной системы воспитательной работы с учащимися, т.к. в последнее время стала все более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Воспитание патриота и гражданина должно пронизывать всю систему образования. Нельзя любить свою Родину, не зная и не уважая ее культурно-историческое наследие.
Среди множества учебных дисциплин предмет “английский язык “занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают не знания основ науки, а умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой полезной информации. Преподавание английского языка в современной школе дает учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности и патриотизма. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев традиций и, и прежде всего, языка другого народа.
Надо создать атмосферу, подбирать материал, который давал бы знания о истории, традициях, людях, учить сопоставлять и делать выводы. Бывает парадоксально, но учащиеся средней школы, изучают, например, символы Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, но плохо знают Символику своей Родины. О какой же гордости может идти речь?!
1. Анализ педагогической, психологической литературы по проблеме гражданско-патриотического воспитания в процессе обучения иностранному языку.
Патриотизм сегодня является нравственной основой жизнеспособности нашего государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности. Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов, в частности семьи, школы. Современной школе нужны педагоги-Личности, ведь только они способны справиться с задачей воспитания настоящих патриотов. Учитель как истинный патриот, и на уроке остается патриотом, используя воспитательный потенциал своего предмета. Воспитание гражданственности - одно из условий подготовки людей, способных возродить своё Отечество и дух нации, развить идею государственности, обращенную к человеку.
Процесс воспитания патриотизма должен быть организован и осуществлен с учетом возрастных, психологических особенностей детей, в контексте современной социальной ситуации. Гражданско-патриотическое воспитание как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины, является одним из приоритетных направлений работы современной школы, каждого учителя в частности.
Раскрытие особенностей и потенциала урока английского языка возможно и нужно использовать при решении задач гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Так как:
– В школе иностранный язык сейчас занимает достойное место, наравне с такими предметами, как русский язык и математика, что накладывает определенную ответственность на учителей.
– Целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие у обучающихся коммуникативной компетенции в различных видах речевой деятельности, формирование внутренней готовности и способности к речевому общению, приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур, что способствует формированию норм патриотических и межнациональных отношений.
– Английский язык направлен на формирование “языковой личности” обучающегося как “глубоко национального феномена”, основные элементы которой отражают картину мира. Таким образом, овладение способностью к межкультурной коммуникации позволит не только поглощать, но и отдавать, обмениваться бесценным историческим и культурным опытом поколений и национальностей, стран и общностей. Вот на что должен быть способен патриот, владея иностранным языком, – нести культурное и историческое наследие своей страны.
2. Особенности воспитания гражданственности в современных условиях.
Наиболее эффективным в реализации задач гражданско-патриотического воспитания определен метод проектов – как способ достижения дидактической и воспитательной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, в процессе проведения которого решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры нашей страны и страны изучаемого языка и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.
Так же определены эффективные формы воспитания патриотизма применительно к уроку английского языка, среди которых знакомство с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении Родине, своему народу, с материалами о героическом прошлом страны, о его мужестве; приобретение и расширение знаний о родном; мини- экскурсии, для приобщения детей к изучению жизни русского народа и других народов, формирования у них потребности в овладении культурой межнациональных отношений; компьютерные презентации.
На уроках английского языка наиболее эффективны компьютерные презентации, так как позволяют интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне.
3. Опыт по гражданско-патриотическому воспитанию в обучении иностранному языку.
Наша школа находится в регионе, богатом своими традициями. И хочется, чтобы ученики знали его историю. Например, проект “Heroes with us”. Ученики могут собрать материал об истории улиц, носящих имена героев, о людях, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.
Традиционно в феврале в школе проходит декада английского языка. Для ребят начальной школы можно организовать праздник “We like Russian and English fairy-tales”, ученикам 5-9 классов под силу поучаствовать в работе над проектом “Welcome to Russia”. Познавательным аспектом этой работы является увеличение объема знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Москвы, Санкт-Петербурга. Для учеников 10-11 классов можно провести круглые столы, например, “British and Russian relationships”. Все это способствует формированию разносторонней, развитой, поликультурной личности, которая обязательно будет с гордостью говорить “I am from Russia”. Можно привести примеры традиционных мероприятий, проводимых в рамках гражданско - патриотического воспитания учащихся:
– сбор материала об участниках войн, о героях труда, об истории школы; – проведение конкурсов, выставок рисунков; – проведение экскурсий; – конкурсы стихов; – конкурс плакатов, рисунков по экологии “Наша зеленая планета”.
Краеведческая деятельность - важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника. Например, при изучении темы “Экология” можно обсудить вопросы экологии родного края.
Я считаю, гражданско-патриотическое воспитание должно быть частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям методики преподавания иностранного языка.
Проведенный анализ современного состояния программ и учебно-методического обеспечения предмета “иностранные языки” показал недостаточную разработанность в теоретическом и практическом плане проблемы воспитания гражданственности средствами данного учебного предмета. Современный урок представляет собой сплав традиционных уроков с образовательными технологиями. Я считаю, что настал момент, когда каждый учитель должен пересмотреть свой подход к преподаванию предмета, разработать дидактические материалы о своём регионе и с успехом применять их на уроках.
© 2022, Ерина Анна Сергеевна 207