СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по патриотическому воспитанию средствами урока иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по патриотическому воспитанию средствами урока иностранного языка

Будущее России, прогресс в экономической, политической и социальной сферах в первую очередь зависят от гражданской позиции подрастающего поколения. Гражданственность - это нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и выполнение законов страны. Молодой человек, необходимый современному обществу, - это ответственный человек, способный делать выбор, контролировать свою личную и общественную жизнь, определившийся в отношении ценностей.

Проблема гражданского становления подрастающего поколения - одна из актуальнейших в современном образовании. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование гражданской компетентности через нравственное воспитание подростков. Поэтому, главными задачами гражданско-патриотического воспитания являются следующие: формирование уважения к закону, праву, правам других людей, ответственности за свои поступки; знание моральных и правовых норм; знание истории Отечества, родного края; погружение в социально-значимую деятельность; самопознание, самоопределение, самосовершенствование личности.

Основой гражданско-патриотического воспитания школьников является Стратегия развития образования, Программа развития общего (школьного) образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Словарное определение гласит, что “Патриотизм – это качество личности, характеризующее высшую степень его духовного развития и самосознания, выражающуюся в ценностном отношении к своему Отечеству, его истории, культуре и готовности самопожертвованию во имя интересов Отечества”. Нет необходимости говорить о важности формирования у учащихся любви к Родине, к “малой “Родине, интереса к истории России, родному слову, языку, литературе и культуре. И огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа.

Необходимо формировать в молодом поколении чувство державности, закладывать ростки гордости за Отечество, за поступки предков. Важность этого направления в работе хорошо подчеркивают слова известного русского публициста и историка Михаила Меньшикова, который сказал, что будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм. Само нынешнее время, сама ситуация требует цельной, глубоко продуманной системы воспитательной работы с учащимися, т.к. в последнее время стала все более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Воспитание патриота и гражданина должно пронизывать всю систему образования. Нельзя любить свою Родину, не зная и не уважая ее культурно-историческое наследие.

Среди множества учебных дисциплин предмет “английский язык “занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают не знания основ науки, а умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой полезной информации. Преподавание английского языка в современной школе дает учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности и патриотизма. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев традиций и, и прежде всего, языка другого народа.

Надо создать атмосферу, подбирать материал, который давал бы знания о истории, традициях, людях, учить сопоставлять и делать выводы. Бывает парадоксально, но учащиеся средней школы, изучают, например, символы Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, но плохо знают Символику своей Родины. О какой же гордости может идти речь?!

1. Анализ педагогической, психологической литературы по проблеме гражданско-патриотического воспитания в процессе обучения иностранному языку.

Патриотизм сегодня является нравственной основой жизнеспособности нашего государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности. Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов, в частности семьи, школы. Современной школе нужны педагоги-Личности, ведь только они способны справиться с задачей воспитания настоящих патриотов. Учитель как истинный патриот, и на уроке остается патриотом, используя воспитательный потенциал своего предмета. Воспитание гражданственности - одно из условий подготовки людей, способных возродить своё Отечество и дух нации, развить идею государственности, обращенную к человеку.

Процесс воспитания патриотизма должен быть организован и осуществлен с учетом возрастных, психологических особенностей детей, в контексте современной социальной ситуации. Гражданско-патриотическое воспитание как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины, является одним из приоритетных направлений работы современной школы, каждого учителя в частности.

Раскрытие особенностей и потенциала урока английского языка возможно и нужно использовать при решении задач гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Так как:

– В школе иностранный язык сейчас занимает достойное место, наравне с такими предметами, как русский язык и математика, что накладывает определенную ответственность на учителей.

– Целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие у обучающихся коммуникативной компетенции в различных видах речевой деятельности, формирование внутренней готовности и способности к речевому общению, приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур, что способствует формированию норм патриотических и межнациональных отношений.

– Английский язык направлен на формирование “языковой личности” обучающегося как “глубоко национального феномена”, основные элементы которой отражают картину мира. Таким образом, овладение способностью к межкультурной коммуникации позволит не только поглощать, но и отдавать, обмениваться бесценным историческим и культурным опытом поколений и национальностей, стран и общностей. Вот на что должен быть способен патриот, владея иностранным языком, – нести культурное и историческое наследие своей страны.

2. Особенности воспитания гражданственности в современных условиях.

Наиболее эффективным в реализации задач гражданско-патриотического воспитания определен метод проектов как способ достижения дидактической и воспитательной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, в процессе проведения которого решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры нашей страны и страны изучаемого языка и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

Так же определены эффективные формы воспитания патриотизма применительно к уроку английского языка, среди которых знакомство с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении Родине, своему народу, с материалами о героическом прошлом страны, о его мужестве; приобретение и расширение знаний о родном; мини- экскурсии, для приобщения детей к изучению жизни русского народа и других народов, формирования у них потребности в овладении культурой межнациональных отношений; компьютерные презентации.

На уроках английского языка наиболее эффективны компьютерные презентации, так как позволяют интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне.

3. Опыт по гражданско-патриотическому воспитанию в обучении иностранному языку.

Наша школа находится в регионе, богатом своими традициями. И хочется, чтобы ученики знали его историю. Например, проект “Heroes with us”. Ученики могут собрать материал об истории улиц, носящих имена героев, о людях, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.

Традиционно в феврале в школе проходит декада английского языка. Для ребят начальной школы можно организовать праздник “We like Russian and English fairy-tales”, ученикам 5-9 классов под силу поучаствовать в работе над проектом “Welcome to Russia”. Познавательным аспектом этой работы является увеличение объема знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Москвы, Санкт-Петербурга. Для учеников 10-11 классов можно провести круглые столы, например, “British and Russian relationships”. Все это способствует формированию разносторонней, развитой, поликультурной личности, которая обязательно будет с гордостью говорить “I am from Russia”. Можно привести примеры традиционных мероприятий, проводимых в рамках гражданско - патриотического воспитания учащихся:

– сбор материала об участниках войн, о героях труда, об истории школы; – проведение конкурсов, выставок рисунков; – проведение экскурсий; – конкурсы стихов; – конкурс плакатов, рисунков по экологии “Наша зеленая планета”.

Краеведческая деятельность - важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника. Например, при изучении темы “Экология” можно обсудить вопросы экологии родного края.

Я считаю, гражданско-патриотическое воспитание должно быть частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям методики преподавания иностранного языка.

Проведенный анализ современного состояния программ и учебно-методического обеспечения предмета “иностранные языки” показал недостаточную разработанность в теоретическом и практическом плане проблемы воспитания гражданственности средствами данного учебного предмета. Современный урок представляет собой сплав традиционных уроков с образовательными технологиями. Я считаю, что настал момент, когда каждый учитель должен пересмотреть свой подход к преподаванию предмета, разработать дидактические материалы о своём регионе и с успехом применять их на уроках.

20.11.2022 21:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!