© 2024 91
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Изменение общественно-политической ситуации, развитие международных контактов во всех сферах, вовлеченность в эти контакты все большего числа россиян, международная интеграция привели к росту роли и значения умений и навыков реального иноязычного общения.
Формирование ключевых компетенций обучающихся является одной из важнейших задач, стоящих перед школой в связи с модернизацией отечественного образования. В связи с этим актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании.
Прежде всего, важно понимать разницу между «компетенцией» и «компетентностью».
«Компетентность» — это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной ситуации.
«Компетенция» — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении определенных задач.
Выделяется 3 основных вида компетенций:
Учебный предмет «Иностранный язык», в частности «Английский язык» можно считать компетентностным, поскольку основой его содержания является практическая деятельность, т.е. преобладает деятельностное содержание. Предмет «английский язык» обладает большим потенциалом для формирования ключевых компетенций.
Исследователи компетентностного подхода к обучению предлагают несколько классификаций ключевых компетенций. По одной из них (автор А.В. Хуторской), ключевыми образовательными компетенциями являются:
1. Ценностно-смысловая.
2. Общекультурная.
3. Учебно-познавательная.
4. Информационная.
5. Коммуникативная.
6. Социально-трудовая.
7. Личностного совершенствования.
Данная классификация составлена на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика.
1. Ценностно-смысловая компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Она демонстрирует, каковы его ценностные ориентиры, способен ли он понимать свою роль и предназначение в мире, может ли выбирать установки для своих решений и поступков, ответственно ли ученик относится к выбору решения. Ученики овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.
2. Общекультурная компетенция позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, выяснить культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека. Одновременно данная компетенция показывает, насколько ученик компетентен в бытовой и культурно-досуговой сфере (например, при организации свободного времени).
В плане изучения иностранных языков речь идёт о формировании социокультурной компетенции. Современные УМК по иностранным языкам направлены как раз на формирование социокультурной компетенции, которая рассматривается как:
- готовность и способность находить общее и специфическое в моделях развития изучаемого и родного языков,
- находить, сравнивать и обобщать культуроведческую информацию, получаемую из разных источников и на разных языках,
- строить речевое взаимодействие в соответствии с нормами, принятыми в той или иной культуре, с учетом речевой специфики.
3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда относятся знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Так, например, учащимся предлагается еще раз проверить собственную работу (грамматический тест, сочинение), уже проверенную учителем, но без исправленных ошибок. При выполнении учащимися работы над ошибками учитель подробно обсуждает с ними причины появления ошибок, предлагает выполнить еще ряд упражнений, направленных на лучшее усвоение материала. На следующем этапе они выполняют повторную работу с учетом всех предыдущих замечаний.
4. Информационная компетенция обеспечивает навыками деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Именно информационная компетенция в современном мире является залогом успешной реализации в различных сферах общения, в том числе и профессиональной. Данная компетенция предполагает умения:
- находить нужную информацию в различных источниках, как на бумажных, так и на электронных носителях на разных языках,
- отбирать необходимую информацию, выделяя главное и второстепенное,
- определять степень достоверности информации путем сравнения с информацией из других источников и ставить ее под сомнение,
- эффективно использовать полученную информацию.
5. Коммуникативная компетенция включает знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Дети овладевают данной компетенцией в ролевых играх, при написании анкет и писем.
6. Социально-трудовая компетенция направляет умение владения различными социальными ролями в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности. Основной способ развития данной компетенции – ролевая игра, в ходе которой ученики не просто практикуются в использовании языковых навыков, но и готовят себя к будущим социальным ролям.
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. В данном случае большую роль играет сам учитель, его стиль общения с людьми, его духовные ценности и приоритеты.
Более подробно следует остановиться на коммуникативной компетенции. Согласно Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 2004 года и целям, которые он определяет, изучение иностранных языков должно быть направлено на развитие коммуникативной компетенции.
Само понятие "коммуникативная компетенция" является многоплановым и включает в себя отдельные компетенции, к которым относятся следующие:
лингвистическая или языковая компетенция, подразумевающая умение пользоваться языковым материалом в процессе получения информации в ходе межкультурного общения.
социокультурная компетенция (включающая социолингвистическую), определяющая знание социокультурных особенностей страны изучаемого языка. т.е. знания о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, умения строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, умения адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты;
стратегическая или компенсаторная компетенция, связанная с умением обходится в общении имеющимися языковыми средствами.
учебно-познавательную компетенцию – подразумевающая дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать владение иностранным языком и использовать его для продолжения образования и самообразования.
Основным средством формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка выступают различные технологии, формы и методы.
Компетентностными методами являются такие, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование.
Например:
1) проблематизация содержания в контексте сегодняшней и завтрашней жизни учащихся,
2) организация внеурочной деятельности,
3) использование компетентностных методов и форм обучения:
а) метод проектов;
б) развитие критического мышления;
в) метод дебатов;
г) игровая технология (языковые, ролевые игры, драматизация);
д) кейс-стади;
е) проблемные дискуссии;
ж) парная и групповая работы;
з) языковой портфелъ;
и) использование аудио-визуальных средств, мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов.
Дискуссии, беседы, ролевые игры проблемной направленности, проектная деятельность – это те виды деятельности, которые побуждают учащихся к самостоятельным размышлениям в устной или письменной форме.
Коммуникативная компетенция является, с одной стороны, предметной компетенцией: иноязычная коммуникативная компетенция принадлежит предметной области «иностранный язык»; коммуникативная компетенция в родном языке принадлежит предметной области «русский язык». С другой стороны, это ключевая межпредметная компетенция, без которой невозможно непосредственное и опосредованное общение ни в одной области, невозможно хранение, передача и приращение научного и бытового знания. Вне коммуникативной компетенции невозможно существование человеческой цивилизации и самого человека как homo sapiens.
В завершение следует отметить, что в основе обучения иностранному языку в большей степени находятся не предметные компетенции (хотя они имеют отражение в государственных стандартах), а ключевые компетенции, как более универсальные. Именно они дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности и воспитания его личности.
Список использованной литературы
© 2024 91