СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетенции владения иностранным языком

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменение общественно-политической ситуации, развитие международных контактов во всех сферах, вовлеченность в эти контакты все большего числа россиян, международная интеграция привели к росту роли и значения умений и навыков реального иноязычного общения.

Формирование ключевых компетенций обучающихся является одной из важнейших задач, стоящих перед школой в связи с модернизацией отечественного образования. В связи с этим актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании.

Прежде всего, важно понимать разницу между «компетенцией» и «компетентностью».

«Компетентность» — это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной ситуации.

«Компетенция» — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении определенных задач.

Выделяется 3 основных вида компетенций:

  1. ключевые компетенции:
  2. общепредметные компетенции;
  3. предметные компетенции.

Учебный предмет «Иностранный язык», в частности «Английский язык» можно считать компетентностным, поскольку основой его содержания является практическая деятельность, т.е. преобладает деятельностное содержание. Предмет «английский язык» обладает большим потенциалом для формирования ключевых компетенций.

Исследователи компетентностного подхода к обучению предлагают несколько классификаций ключевых компетенций. По одной из них (автор А.В. Хуторской), ключевыми образовательными компетенциями являются:

1. Ценностно-смысловая.

2. Общекультурная.

3. Учебно-познавательная.

4. Информационная.

5. Коммуникативная.

6. Социально-трудовая.

7. Личностного совершенствования.

Данная классификация составлена на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика.

1. Ценностно-смысловая компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Она демонстрирует, каковы его ценностные ориентиры, способен ли он понимать свою роль и предназначение в мире, может ли выбирать установки для своих решений и поступков, ответственно ли ученик относится к выбору решения. Ученики овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.

2. Общекультурная компетенция позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, выяснить культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека. Одновременно данная компетенция показывает, насколько ученик компетентен в бытовой и культурно-досуговой сфере (например, при организации свободного времени).

В плане изучения иностранных языков речь идёт о формировании социокультурной компетенции. Современные УМК по иностранным языкам направлены как раз на формирование социокультурной компетенции, которая рассматривается как:

- готовность и способность находить общее и специфическое в моделях развития изучаемого и родного языков,

- находить, сравнивать и обобщать культуроведческую информацию, получаемую из разных источников и на разных языках,

- строить речевое взаимодействие в соответствии с нормами, принятыми в той или иной культуре, с учетом речевой специфики.

3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда относятся знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Так, например, учащимся предлагается еще раз проверить собственную работу (грамматический тест, сочинение), уже проверенную учителем, но без исправленных ошибок. При выполнении учащимися работы над ошибками учитель подробно обсуждает с ними причины появления ошибок, предлагает выполнить еще ряд упражнений, направленных на лучшее усвоение материала. На следующем этапе они выполняют повторную работу с учетом всех предыдущих замечаний.

4. Информационная компетенция обеспечивает навыками деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Именно информационная компетенция в современном мире является залогом успешной реализации в различных сферах общения, в том числе и профессиональной. Данная компетенция предполагает умения:

- находить нужную информацию в различных источниках, как на бумажных, так и на электронных носителях на разных языках,

- отбирать необходимую информацию, выделяя главное и второстепенное,

- определять степень достоверности информации путем сравнения с информацией из других источников и ставить ее под сомнение,

- эффективно использовать полученную информацию.

5. Коммуникативная компетенция включает знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Дети овладевают данной компетенцией в ролевых играх, при написании анкет и писем.

6. Социально-трудовая компетенция направляет умение владения различными социальными ролями в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности. Основной способ развития данной компетенции – ролевая игра, в ходе которой ученики не просто практикуются в использовании языковых навыков, но и готовят себя к будущим социальным ролям.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. В данном случае большую роль играет сам учитель, его стиль общения с людьми, его духовные ценности и приоритеты.

Более подробно следует остановиться на коммуникативной компетенции. Согласно Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 2004 года и целям, которые он определяет, изучение иностранных языков должно быть направлено на развитие коммуникативной компетенции.

Само понятие "коммуникативная компетенция" является многоплановым и включает в себя отдельные компетенции, к которым относятся следующие:

лингвистическая или языковая компетенция, подразумевающая умение пользоваться языковым материалом в процессе получения информации в ходе межкультурного общения.

социокультурная компетенция (включающая социолингвистическую), определяющая знание социокультурных особенностей страны изучаемого языка. т.е. знания о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, умения строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, умения адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты;

стратегическая или компенсаторная компетенция, связанная с умением обходится в общении имеющимися языковыми средствами.

учебно-познавательную компетенцию – подразумевающая дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать владение иностранным языком и использовать его для продолжения образования и самообразования.

Основным средством формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка выступают различные технологии, формы и методы.

Компетентностными методами являются такие, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование.

Например:

1) проблематизация содержания в контексте сегодняшней и завтрашней жизни учащихся,

2) организация внеурочной деятельности,

3) использование компетентностных методов и форм обучения:

а) метод проектов;

б) развитие критического мышления;

в) метод дебатов;

г) игровая технология (языковые, ролевые игры, драматизация);

д) кейс-стади;

е) проблемные дискуссии;

ж) парная и групповая работы;

з) языковой портфелъ;

и) использование аудио-визуальных средств, мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов.

Дискуссии, беседы, ролевые игры проблемной направленности, проектная деятельность – это те виды деятельности, которые побуждают учащихся к самостоятельным размышлениям в устной или письменной форме.

Коммуникативная компетенция является, с одной стороны, предметной компетенцией: иноязычная коммуникативная компетенция принадлежит предметной области «иностранный язык»; коммуникативная компетенция в родном языке принадлежит предметной области «русский язык». С другой стороны, это ключевая межпредметная компетенция, без которой невозможно непосредственное и опосредованное общение ни в одной области, невозможно хранение, передача и приращение научного и бытового знания. Вне коммуникативной компетенции невозможно существование человеческой цивилизации и самого человека как homo sapiens.

В завершение следует отметить, что в основе обучения иностранному языку в большей степени находятся не предметные компетенции (хотя они имеют отражение в государственных стандартах), а ключевые компетенции, как более универсальные. Именно они дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности и воспитания его личности.

Список использованной литературы

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам.//Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы./ Образование в документах и комментариях.– М.: АСТ. Астрель, 2004. С.93
  2. «Концепция модернизации российского образования до 2010 года». – М., 2002. С.10
  3. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М. : Дрофа, 2007. – (Образование в документах).
  4. Новые государственные стандарты по иностранному языку : 2-11 классы : Образование в документах и комментариях.– М. : АСТ ; Астрель, 2004. - С.93
  5. Сафонова, В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях/ В.В. Сафонова. – М., 2004.
  6. Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии : разработки уроков / авт. - сост. А.Г. Штарина. – Волгоград : Учитель, 2008.
  7. Ялалов, Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию / Ф. Г. Ялалов // Интернет-журнал "Эйдос" : 15 янв. 2007. Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm. 7.
27.11.2024 20:38


© 2024 91

Рекомендуем курсы ПК и ПП