СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Композиционные основы произведений изобразительного искусства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать однозначный, сжатый и всеобъемлющий ответ на вопрос, что такое композиция, чрезвычайно сложно. Срок латинского происхождения composition - произведение, творчество, сочетание, размещение и тому подобное - имеют в настоящее время многие значения. Да, в искусствоведении под композицией понимают, во-первых, творческий процесс (компоновка), независимо от вида и жанра искусства; во-вторых, результат творческого труда - произведение искусства; в-третьих, науку, теорию творчества; в-четвертых, дидактичный предмет для студентов художественных учебных заведений.

Всякая наука имеет свой предмет исследования. Имеет его и композиция декоративно-прикладного искусства. Ударение декоративно-прикладного искусства не случайно, потому что даже хорошо отработанная композиция архитектуры или изобразительного искусства не развяжет всех основных вопросов нашего предмета. Невзирая на близкое родство этих видов искусства, каждый в частности, по-своему уточняет, углубляет понятие композиции согласно его "строительному материалу", техническим средствам, идейно-эстетическим принципам и функциональному назначению произведений.

Проработке теории композиции в архитектуре и изобразительном искусстве уделяли внимание многие исследователи, тогда как композиционные закономерности декоративно-прикладного искусства до этого времени остаются почти не выясненными. Такое состояние возникло вследствие формального "перенесения" законов изобразительного искусства на декоративное, а в дальнейшем и на декоративно-прикладные виды творчества, хоть у них почти отсутствующая изобразительность. Є.В. Шорохов, например, утверждает, что. композиционные законы изобразительного искусства действуют и в декоративно-прикладном", - а дальше будто опровергает себя, - "которые обычно, имеют свою специфику и особенности композиции, которая выплывает из нее". Если специфика разная, то могут ли быть в них одинаковые закономерности? Здесь скрывается неточность рассуждения, потому что специфика, а правильнее, природа возникновения, с нагромождением расхождений и исключают действие одинаковых закономерностей. То есть чем больше их принципиальное отличие, тем меньше шансов в выявлении общих закономерностей, и наоборот.

Считается, что суровых правил и законов композиции не существует, что композиция - что-то индивидуальное и зависит от интуиции, естественных данных художника. Однако в течение многих веков были найдены для достижения гармонии и определения разнообразных зависимостей и средств проявления выразительной композиции такие категории, как ритм, симметрия, асимметрия, динамика, статика, пропорции, контраст, нюанс и тому подобное. Все это составляет основной скелет каждой художественной композиции, а правильное и соответствующее личному восприятию художника использования этих средств накладывает творческий отпечаток на композицию и помогает сделать произведение высшего эстетического уровня.

При пользовании приемами и средствами композиции не существует никаких устоявшихся и готовых рецептов и обязательных правил. Знание законов композиции само по себе не может заменить живого творчества художника. Впрочем, изучение этих средств существенно влияет на профессиональную подготовку и плодотворную работу. Главное задание заключается в том, чтобы соединить два метода - логического и чувственного.

Категория: ИЗО
02.02.2019 21:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!