СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Волшебные превращения воды» Подготовительная к школе группа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программные задачи: воспитывать интерес к исследовательской деятельности, уточнить и расширить знания детей о воде, познакомить со свойствами воды (не имеет запаха, не имеет формы, не имеет вкуса, воду надо очищать), дать элементарное представление о процессе фильтрации, развивать навыки проведения лабораторных опытов, прививать бережное отношение к воде.

Предварительная работа: беседа о воде и ее роли в жизни человека, рассматривание иллюстраций на тему: «Вода», дидактическая игра «Какая бывает вода», отгадывание загадок о воде, свободное экспериментирование, лепка «Морж», рисование «Золотая рыбка», аппликация «Аквариум», наблюдение за водой на прогулке, разучивание слов юных экспериментаторов, разучивание слов физкультминутки.

Материал и оборудование: презентация «Где в природе есть вода?», «Кому нужна вода?», «Зачем человеку вода?», «Вода, вода кругом вода», компьютер; магнитофон с аудиозаписью песни «Волшебник – недоучка» и шумом воды; глобус, схемы свойств воды, игрушки – сюрпризы, поднос с предметами (кувшин с водой, резиновая перчатка, стакан пластмассовый, пластмассовая бутылка, блюдце, кружка железная, пластмассовая банка), 2 емкости с водой, губка паралоновая, соль, речной песок, салфетка.

- на каждого ребенка: поднос маленький, салфетка, 1 стакан с водой, 1 стакан сока, 1 пустой стакан, стаканчик с грязной водой, воронка, кусочек марли, вата, салфетка бумажная, соломинки для коктейля-2 штуки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Доброе утро! Вам говорю!

Доброе утро! Я вас всех люблю!

Желаю вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться!

Ребята, я вам предлагаю поиграть в ученых и исследователей. Вы согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: А вы знаете, кто такие ученые-исследователи?

Дети: Кто что-то исследует.

Воспитатель: Я предлагаю проговорить слова юных ученых-исследователей:

-А у нас в саду дела – эксперименты снова,

Сам волшебник никогда не творил такого!

То растопим снег и лед, то смешаем краски,

Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке.

То ли еще будет, то ли еще будет,

То ли еще будет, ой – ой – ой!

– Давайте все друг другу улыбнёмся. Мне кажется, что в нашей группе стало даже светлее. Пусть это светлое, радостное настроение на весь день останется с вами.

Мы сегодня поиграем

В необычную игру

Я загадку загадаю –

Слово в ней недоскажу.

Быстро отвечайте,

Слово угадайте!

Послушайте загадку:

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без …. (воды)

Воспитатель: Верно, и сегодня мы поговорим о воде. Ребята, посмотрите на глобус. Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (вода). Верно! Как вы думаете, а на земле много воды? (да). Кажется, что воды на земле много. Вон сколько голубой и синей краски на глобусе. Скажите, где в природе есть вода? Слайд №1 «Где в природе есть вода?». А кому нужна вода? Слайд №2 «Кому нужна вода».

Воспитатель: Верно! Вода нужна всем диким и домашним животным, птицам, рыбам, растениям, в промышленности (фабрикам, заводам), в медицине, в производстве продуктов питания, человеку. Человек без воды жить не может. А зачем человеку вода?

Слайд №3 «Зачем человеку вода». Он пьет, готовит пищу, умывается, стирает, убирает свое жилище. Людям требуется много воды. Мы видим, что без воды жизнь на земле была бы невозможна. Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы более подробно ознакомимся с ее свойствами. Как вы думаете, какую форму имеет вода? (разную, круглую). Сейчас проверим.

Опыт №1: Саша возьми стакан, Аделина возьми банку, Дима – перчатку, Артем – бутылочку. Я налью воду в ваши сосуды. Какой формы вода? (как стакан, как бутылочка и т. д.). Верно! Она приняла разные формы. Почему? (она жидкая и текучая). Вывод: у воды нет формы, она принимает форму того предмета, в который ее наливают. Вывешиваю схему: вода не имеет формы.

Воспитатель: Подойдите к своим столам. Предлагаю вспомнить правила работы с водой:

1.Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело (закатываем рукава до локтя).

2.Пролил воду - не беда

Тряпка под рукой всегда (все видят тряпочку).

3. Фартук – друг: он нам помог,

И никто здесь не промок (надеваем фартуки и завязываем). Садимся.

Опыт №2: Перед вами 3 стакана. Один с кипяченой водой, другой с соком, а третий пустой. Опустите в стакан с кипяченой водой и в стакан с соком по ложечке. В каком стакане ложечку видно, а в каком нет? (В стакане, где вода ложечку видно, а где сок – нет) Почему? (Потому, что вода прозрачная, а сок – нет). Вот мы с вами и установили, что вода прозрачная.

Вывод: Чистая вода – прозрачна (прикрепить на доске символ, обозначающий, что вода прозрачная).

Опыт №3: Возьмите соломинку и попробуйте воду из стакана. Имеет ли она вкус? (нет). А теперь попробуйте сок. Имеет ли он вкус? (да, он сладкий). Вывод: вода не имеет вкуса. Вывешиваю схему: вода не имеет вкуса.

Опыт №4: Возьмите стакан с водой и понюхайте воду. Чем она пахнет? (ничем). Понюхайте сок, чем он пахнет? (Апельсином, потому что это апельсиновый сок.)

Вывод: вода не имеет запаха, но иногда вода из водопроводного крана может иметь запах, потому, что ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасна для нашего здоровья. Вывешиваю схему: вода не имеет запаха.

Физкультминутка «Вода»:

Ах, вода, вода, вода (волна рукой)

Будем чистыми всегда! (круговые движения по щекам)

Брызни – вправо, брызни – влево! (салют вправо-влево)

Мокрым стало наше тело! (провести руками с головы до ног)

Полотенчиком пушистым (поглаживание по внешней стороне руки)

Вытрем ручки очень быстро (растирание ладоней).

Воспитатель: «Мы немного отдохнули и теперь можем приступить к работе. Опыт №5: Посмотрите, я наклоняю стакан с водой. Что происходит с водой? (Она переливается в другой стакан.) Возьмите пустой стакан и проделайте тоже самое. Что произошло? (Вода перелилась.) Что можно сказать про воду, это жидкое, твёрдое или сыпучее вещество? (Жидкое) Верно, вода — это жидкость. Что она может делать? (Течь, литься, переливаться.) Вывод: Вода – жидкость. Она течёт, льётся, переливается (прикрепить символ).

А ещё вода может шуметь и даже петь. Хотите послушать звуки воды.

Слайд № 4 «Определи, что за звук?»

(журчит родник, шум волн, капель с крыши, шум дождя, бежит ручей, течет река).

Воспитатель: Молодцы! А теперь я хочу рассказать вам сказку «Как ослики

переплывали речку».

Как-то раз, два ослика возвращались домой с рынка. Один нес тяжелый мешок с солью, а другой – легкие губки из поролона. По дороге им нужно было переплыть речку. Вошли ослики в воду и поплыли. Одному было легко, и он быстро переплыл речку, а другому пришлось приложить немало усилий, чтобы не утонуть. Но когда они пришли домой, оказалось, что только один ослик донес свою ношу.

Вопросы к детям:

- Кому из осликов легко было переплыть речку и почему?

- Почему ослику, который нес поролоновые губки, плыть было тяжелее?

- Кто из осликов принес свою ношу домой?

Чтобы проверить наши ответы, давайте поставим опыт.

Опыт №6:

Воспитатель: Вы утверждаете, что соль в воде растворилась, и ослик привез пустой мешок. Возьми Маша ложку соли и опусти ее в стакан с водой. А теперь перемешай. Что происходит? (Ответы детей.) Правильно, соль растворяется в воде (прикрепить символ).

Опыт №7:

Воспитатель: А сейчас Артем возьмет кусочек поролона, и опустит его в воду. Что с ним происходит? (Он впитывает воду и становится тяжелым, но не тонет.) Вот почему ослику пришлось приложить немало усилий, чтобы спастись (прикрепить символ).

Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои»

Вот помощники мои, их как хочешь, поверни

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять

Не сидится им опять.

Поработают немножко,

Мы дадим им отдохнуть.

Постучали, повертели,

И работать захотели!

Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Давайте проверим. Я положу в воду речной песок и размешаю. Что произошло? Растворился песок? Какая стала вода? (он не растворился в воде, а вода стала грязной) Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем (прикрепить символ.).

Воспитатель: Давайте попробуем грязную воду очистить. С помощью чего мы можем это сделать? (с помощью фильтра). Самый простой фильтр мы можем сделать сами из того, что лежит на подносе. Сделайте фильтр. Почему вы не взяли бумажную салфетку? (она размокнет и не очистит воду). Возьмите стаканчик с грязной водой и вылейте в стакан с фильтром. Что мы видим? (вода очищается, грязь остается на фильтре). Можно пить такую воду? (нет, она с микробами). А какую воду можно пить? (только кипяченую). Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Вывод: с помощью фильтра очистили воду (прикрепить символ).

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Вода, вода, кругом вода». Слайд № 5. Воспитатель загадывает загадки:

1-Скачет белая лошадка по небу куда-то,

С ветерком столкнулась – в кораблик обернулась (облако).

2-Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет (туча дождевая).

3-Что за столбик ледяной с крыши свесился весной?

И растет, и тает, плачет и сверкает (сосулька).

4-То спокойная, то шумливая и широкая, и красивая.

Любят плавать в ней и нырять, огороды, сады поливать (река).

5-Что за звездочки сквозные на пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке (снежинка).

6-Алена – царевна по городу ходила, ключи обронила,

Месяц видел, солнце взяло (роса).

7-Крупно, дробно зачастил, всю землю напоил (дождь).

8-Раскинулся золотой мост на семь сел, на семь верст (радуга).

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Ребята, всем нужна вода, ее нужно беречь. А чтобы ее хватило на всех и взрослые, и дети должны знать правила (слайд №6): закрывать кран с водой, не пускать воду сильной струей, не тратить воду зря, набирать столько воды, сколько необходимо, не засорять природные водоемы.

А сейчас следующий эксперимент: вы будете поднимать карточку-капельку с символом (грустная капелька - что-то не получалось, было трудно, веселая капелька - справились со всеми заданиями). Положите перед собой карточки. А теперь немного подумайте и поднимите какую-то одну из двух карточек. А теперь, ребята, кто справился со всеми заданиями, поднимите веселую капельку, а кому было трудно, что-то не понятно – поднимите грустную капельку, а я узнаю, какое у вас настроение от проделанной работы.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы все сегодня активно работали, на память о нашем занятии я хочу вам подарить необычные игрушки. Если их положить в воду, они начинают расти! Дома вы проведете эксперимент и увидите, что произойдет!

10.02.2023 22:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!