© 2020 306
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект родительского собрания в старшей группе
«Как начать ребенка к школе? Для чего необходима ориентировка на листе бумаги?»
Цель: Повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
1) Показать родителям значимость ориентировки на листе бумаги старших дошкольников.
2) Расширить представление родителей о формах деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений, ориентировки на листе бумаги.
3) Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.
4) Оказывать помощь родителям в овладении психолого- педагогическими знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, умением применять их в общении.
5) Привлекать родителей к сотрудничеству по подготовке ребёнка к школе.
Ход родительского собрания:
Уважаемы родители, каждый из вас хочет, чтобы его ребенок был успешным в школе. А это во многом зависит от того, на сколько хорошо ваш ребенок умеет ориентироваться в пространстве.
Формирование пространственных представлений является одним из важнейших условий полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного развития. К моменту поступления в школу дети уже должны свободно ориентироваться в пространстве, на плоскости и в составе слова (какой звук слышим первым - какую букву пишем, какой звук в конце слова, в середине слова т.д.). Если вы думаете, что еще рано думать о школе, ведь ваши дети только в старшей группе, но это не так. Если не развивать у ребенка пространственные представления уже сейчас, то в школьном возрасте он может столкнуть с рядом проблем, а именно возникнут трудности при изучении таких наук как математика, письмо.
Основными принципами формирования представлений и понятий о пространстве являются: постепенность, последовательность, использование в обучении наглядности в сочетании чувственного и логического, учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Анализ рисунков детей
Давайте посмотрим на рисунки ваших ребят. Они все разные, красочные, каждый проявлял свои творческие способности
Вы можете заметить, что у детей есть небольшие трудности в сопоставлении предметов в пространстве. Что именно вы заметили?
Верно, чем ближе предмет к нам, тем он должен быть больше, некоторые дети, наоборот, рисуют его меньше, не до конца понимая и ориентируясь в пространственных представлениях.
Как же помочь дошкольнику в пяти-шести лет продолжить развивать умение ориентироваться в пространстве, а именно на листе бумаги?
Вам известно, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому ребенок лучше запоминает и учится в игре.
Сейчас вы не на долго превратитесь в детей, и мы с вами немного поиграем. Так же, как и вы можете поиграть в эти игры со своими детьми.
Муха
На что направлена игра: игра поможет ребенку научиться ориентироваться в пространстве листа, закрепить понятия «лево-право», «верх-низ», развивает внимание.
Ребенку мы объясняем так:
«В центре поля сидит муха, которая пытается выбраться из клетки. На каждый ход она может пролететь только одну клеточку. Я буду говорить, куда муха полетела, а ты внимательно следи за ее передвижением. Как только она вылетит за границы клетки, сра-зу хлопай в ладоши, чтобы ее поймать. Если ты успеешь хлопнуть, пока я не сказала следующий ход, то «пойманную» муху сажаем тебе в мешок, а если мухе удастся тебя запутать и вылететь из клетки незаметно, то мы выпускаем ее в окно. Всего будет 5 мух. Каждый раз муха начинает свой полет из центра клетки. Если в конце игры мух в окне окажется больше — значит, муха оказалась проворнее тебя, если мух будет больше в твоем мешке — значит, соревнование с хитрой мухой выиграл ты. Начнем? Муха полетела вверх, вправо, вниз, вниз, вправо (хлопок), вниз.»
Взрослому:
Если ребенку сложно уследить за перемещением мухи только глазами, на первом этапе можно разрешить ему следить за мухой, по-могая себе пальчиком или передвигая пуговицу, которая помещается в клетку, в которой находится муха. Если ребенок хлопнул в нужный момент, муха рисуется в мешке, а если, потеряв муху, не хлопнул или хлопнул тогда, когда муха сидит в клетке, — муха рисуется в окошке.
В случае, если ребенку трудно удается игра, пометьте верх, низ, право, лево соответствующими буквами, чтобы несколько об¬легчить процесс.
По мере тренировки можно ускорять темп и удлинять марш-рут «полета» мухи, заставляя ребенка ориентироваться в простран-стве листа быстрее.
Существует и другой вариант игры, когда вы даете ребенку конфликтную инструкцию. Т. е. вы говорите, что муха стала очень непослушной и все делает наоборот. Когда ей говорят направо, она летит налево и т. д. Задача остается прежней — вовремя поймать муху, не дав ей вылететь за пределы поля.
Можно еще усложнить игру. Вы садитесь напротив ребенка так, чтобы страница с игрой была повернута к вам лицом. Теперь ребенок говорит маршрут мухи, а вы должны ее ловить. В данном варианте игра усложняется тем, что все стороны у вас с ребенком находятся, наоборот, а диктовать маршрут перемещения мухи он должен по отношению к вам.
Также вы можете усложнить игру, нарисовав поле, по которому перемещается муха, большего размера, например 4x4.
Еще более сложный вариант, когда ребенок следит за передвижениями мухи с закрытыми глазами, представляя у себя в голове ее маршрут. Можно начать следить за полетом мухи с поля размером 3x3, постепенно увеличив его размер.
Пчелка
На что направлена игра: на развитие внимания, ориентирование в пространстве листа, закрепление понятий «лево-право», «верх-низ», также данная игра поможет сформировать у ребенка образ буквы и образ слова.
Взрослому:
Эта игра аналогична игре «Муха» и будет интересна ребенку, если он уже умеет читать или только учится, но уже знает буквы.
Если ребенок сделал все правильно, то собирая буквы по предложенному нами маршруту, у него должно получиться слово «гном».
Слова, которые можно собрать на данном поле: РЕКА, КО-МАР, НОРКА, КРЕМ, НОГА, КРАН, ГОРКА, НОМЕР, МАРКА.
Вы можете сами нарисовать такое же поле, как на образце, и вставить туда любые другие буквы. В последующем можно увеличить размер поля, например сделать его размером 4x4.
Ребенку:
«Пчелка в отличие от мухи очень трудолюбива и летает не просто так, а собирая с цветов нектар, чтобы потом сделать из него мед. Если ты будешь следить за ее полетом и вместе с ней собирать с цветов буквы, то узнаешь, какое слово у нее
получилось. Давай попробуем. Итак, пчелка полетела вниз, влево, вверх, вверх — остановилась — запиши первую букву; летит снова: вправо, вверх, влево — остановилась; вниз, вправо, вверх, вверх — остановилась и забрала третью букву; теперь летит за последней: вправо, вверх, влево, влево, влево, вниз — остановилась. Какое слово у тебя получилось?»
Так же полезны упражнения в рисовании геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников, стороны которых должны содержать определенное количество клеток. Например, нарисовать строку квадратов, стороны которых равны двум клеткам, и строку квадратов со сторонами в четыре клетки. Предложите ребенку посчитать, сколько фигур в каждой строке, сколько фигур больше и почему.
Если ребенок достаточно уверенно проводит отрезки разной длины и в разных направлениях, можно переходить к «слуховым» диктантам на зарисовку животных, игрушек, предметов мебели и др.
Пример такого диктанта: Рисуй так,как я скажу: 4 клетки вверх, 3 вниз и т. д. Дети очень радуются, когда видят положительный результат. Не торопитесь переходить к более сложным рисункам. Важно, чтобы ребенок испытывал положительные эмоции от работы, и тогда интерес к таким упражнениям будет только расти.
И на этом же этапе дети перерисовывают самостоятельно по образцу такую же фигуру. Точка работы отмечается взрослым. По всем лексическим темам в нашей группе есть образцы рисунков по клеткам.
Предлагаю вам сейчас самим придумать рисунок по клеткам и провести графический диктант. (Родителям дается время на подготовку)
-Виктория Викторовна, проведете графический диктант?
-Видите это совсем не сложно, но очень полезно для ваших детей.
Ценность таких упражнений несомненна: закрепляются умения ориентироваться на плоскости, совершенствуются счетные навыки, вводится измерительная деятельность – одна клетка принимается за единицу измерения, уточняются знания о геометрических фигурах и их свойствах. Кроме того, у ребенка развивается целеустремленность, усидчивость, желание выполнить задание без ошибок, т. к. в противном случае не будет результата (рисунок не получится).
Наше собрание уже подходит к концу. На выходе из группы висит почтовый ящик, я предлагаю вам оценить нашу сегодняшнюю работу. Если вам понравилось родительское собрание, тема была вам понятно и у вас не осталось вопросов положите зеленый квадрат, если остались вопросы- жёлтый.
Спасибо за внимание, до скорых встреч!
© 2020 306