СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по окружающему миру

Тема урока: Превращения и круговорот вода

Класс: 3

Цели урока: познакомить с круговоротом воды

Планируемые результаты

Личностные: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Метапредметные:

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы в иллюстрации, умение ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять степень успешности выполнения своей работы, умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную, умение соотносить свои действия с действиями учителя.

Предметные умения: учащиеся научатся увязывать круговорот воды с ее свойствами, моделировать круговорот воды, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов ин вопросы, доказывать предположения, делать выводы, готовить устные сообщения.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь «Окружающий мир» УМК «Школа России», карточки с заданиями; две тарелки, лед.

Этапы урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Проверьте все ли у вас готово к уроку? Садитесь!

(К).Сотрудничество с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)

1) Впиши слова, характеризующие свойства воды.

Вода. (прозрачна),. (бесцветна),. (не имеет запаха),. (текуча), вода-. (растворитель), при нагревании. (расширяется), при охлаждении. (сжимается).

2) Прочитай предложения. Вместо точек впиши пропущенные слова

Вода. (расширяется) при нагревании и. (сжимается) при охлаждении В воде растворяются некоторые вещества, поэтому вода — хороший (растворитель). Воду можно очистить с помощью.(фильтра).

2. Фронтальный опрос

Какие свойства имеет вода?

- Какова роль воды в жизни организмов?

- Как можно очистить загрязненную воду? (Сначала пропустить воду через бумажный или многослойный тканевый фильтр, затем прокипятить или добавить несколько кристаллов марганцовки.)

(П).Ориентироваться в своей системе знаний

(К).Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

3. Самоопределение к деятельности

— Как вы думаете, изменяется ли количество воды на планете? (Ответы учеников.)

Этому вопросу мы посвятим наш урок.

(Р).Обнаруживать и формулировать учебную проблему

4.Открытие новых знаний

1. Беседа

Три состояния воды

— Отгадайте загадки.

Пушистый ковер - не руками ткан, не шелком шит,

При солнце, при месяце серебром горит. (Снег.)

Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней.)

• Как-то раз средь бела дня

Обманул шалун меня:

Спрятал поле, луг, стога,

Речку, лес и берега.

Показалось мне вначале,

Что они гурьбой сбежали.

Лишь седой шутник исчез —

Объявились луг и лес,

Обнаружились стога,

Поле, речка, берега.

Прояснились небеса,

Вновь видна земли краса.

Это ли не чудеса?! (Туман.)

Вышла туча на прогулку

И взяла с собой шкатулку.

Туча бегала, резвилась,

И шкатулочка открылась,

И рассыпался вниз — ох! —

Круглый ледяной горох. (Град.)

Когда с утра идешь по ней,

Твой след становится темней.

В нее ты попадаешь в плен,

И брюки мокнут до колен.

Здесь на лугу звенит коса —

Торопится, пока. (роса).

- Что объединяет эти явления? (Это все вода. Вода в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.)

- Приведите примеры воды в природе, находящейся в твердом состоянии. (Лед, град, снег, сосульки.)

(Учащиеся рассказывают о снеге, снежинках, граде, сугробе.)

- При какой температуре воздуха вода из жидкого состояния переходит в твердое? (При температуре О °С.)

- Приведите примеры воды в природе, находящейся в газообразном состоянии. (Пар.)

Мы протерли мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска стала сухой. Вода испарилась, то есть прекратилась в пар — прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар — это вода в газообразном состоянии.

В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озер, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар.

- Прочитайте текст в учебнике на с. 55.

- В каких трех состояниях вода находится в природе? (Жидком, твердом, газообразном.)

- Расскажите, как образуется снег. (Вода превращается в лед. Крошечные льдинки высоко в облаках увеличиваются и превращаются в снежинки.)

(Заранее подготовленные ученики выступают с устными сочинениями на темы «Снег - что это такое?», «О чем может рассказать сугроб».)

- Что значит «вода испаряется»? (Превращается в пар.) (Заранее подготовленный ученик выступает с устным сообщением на тему «О чем трещит костер».)

2. Практическая работа

Круговорот воды

Понаблюдаем, что происходит с водой при нагревании.

(Учитель над тарелкой с водой закрепляет тарелку со льдом и нагревает воду до кипения.)

Что мы видим под верхней тарелкой? (Тарелка запотела.) Что происходит через некоторое время?(Появились капельки.)

(Капельки становятся все более крупными и больше не могут удерживаться на дне, падают обратно, в нижнюю тарелку.)

Как капли появились на дне тарелки? (Они испарились с поверхности воды.)

Какую работу в этом процессе выполняет лед? (Охлаждает пар. Пар превращается в капельки воды.)Как происходит движение капель? (По кругу.)

Получился круговорот воды.

(Учитель на доске записывает: круговорот.)

Итак, вода в виде пара поднимается вверх, остывает, пар превращается в капельки воды, они снова падают вниз. Таким образом, вода совершила круговорот.

— Количество воды изменилось? (Нет, так как происходит круговорот.)

— Прочитайте текст в учебнике на с. 57.

— Как образуются облака? (Пар поднимается от земли, охлаждается и образует множество водяных капелек или крошечных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуются облака.)

— Почему идет дождь? (Пар в облаках охлаждается, превращается в воду, капли падают на землю в виде дождя.)

— Изменяется ли количество воды в природе? (Не изменяется.) (Заранее подготовленный ученик выступает с устным сообщением на тему «Осадки».)

(К).Умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать

(К).Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым

изменить свою точку зрения

(П).Находить ответы на вопросы в иллюстрации

(П).Умение ориентироваться в учебнике

(П). Умение ориентироваться в своей системе знаний

5. Физкультминутка

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо.

Получается на славу.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай — и на бочок.

Руки вверх поднимай

И тихонько опускай.

(Р).Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.

(Р). Умение соотносить свои действия с действиями учителя;

6. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

1 (с. 23).

— Прочитайте задание. Назовите три состояния воды.

— Прочитайте приведенные примеры. Напишите, какое это состояние воды.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

2 (с. 23).

— Прочитайте задание. Что происходит с частицами воды при испарении? (При переходе воды в пар расстояние между частицами увеличивается.)

— Изобразите это с помощью схематического рисунка.

3(с.24).

— Прочитайте задание. Угадайте, во что превратилась вод (Пар, лед, дождь, облако, капля, снежинка, туман, туча.)

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

4 (с. 24).

- Прочитайте задание. Нарисуйте схему круговорота воды в природе.

Подведение итогов:

- Расскажите, используя опорные слова, о круговороте воды. (Учитель записывает на доске.)

Испарение. Образование облаков. Выпадение осадков. Просачивание воды в землю. Стекание в водоемы.

- Итак, вода находится в природе в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю.

(К).Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

(К).Умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать

(П).Находить ответы на вопросы в иллюстрации

(К).Сотрудничество с учителем и сверстниками

7.Рефлексия деятельности

- Изменяется ли количество воды на планете?

- О каких трех состояниях воды вы узнали?

- Что вам показалось наиболее интересным?

Если вы довольны своей работой на уроке покажите 5 пальчиков, если довольны, но допускали ошибки 4 пальчика, если не довольны 3 пальчика.

(Р).Определять степень успешности выполнения своей работы

8.Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 55-58, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 58.

2. Рабочая тетрадь: № 1,5 (с. 33-34).

(К).Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

25.02.2019 07:56


Рекомендуем курсы ПК и ПП