© 2020, Королева Светлана Викторовна 2079
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект урока по теме "В чем заключается счастье человека?» по произведению А.П.Гайдара «Горячий камень» составлен в форме технологической карты и включает в себя деятельность учителя и деятельность ученика, универсальные учебные действия. На уроке используются элементы технологии критического мышления. Технологическая карта составлена к учебнику Л.А Ефросининой («Начальная школа 21 века») Литературное чтение. 3 класс.(1,2 части).М.Вентана-Граф 2012 г
Тема: «В чем заключается счастье человека?» по произведению А.П.Гайдара «Горячий камень» (1-й урок)
Тип урока по ФГОС: урок открытия нового знания.
Цель урока: формировать представление о человеческом счастье на основе анализа произведения А.П.Гайдара «Горячий камень»
Задачи:
1.Образовательные
-создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя;
-формировать собственное суждение и высказывания по теме;
-раскрыть нравственный смысл произведения;
-обогащать словарный запас.
2.Развивающие
-развивать умения самостоятельно работать с книгой, со словарными статьями, научно-популярными статьями, свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений;
-развивать устную речь учащихся, умения слушать ;
-развивать образное и логическое мышление, умение анализировать, обобщать, сопоставлять;
-способствовать развитию творческих способностей детей.
3.Воспитательные
через образ старика, любящего свою родину и людей, воспитывать любовь к Родине, желание и умение совершать добрые поступки; общаться в паре, группе.
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия
– интерес к миру чувств и мыслей героев;
– основы эмоционального сопереживания прочитанному художественному произведению;
– начальные понятия (основы) об ответственности человека за судьбу Родины, о внимании, заботе клюдям.
Регулятивные универсальные учебные действия-
-принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
– оценивать результаты работы себя и своих одноклассников; – видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.
Познавательные универсальные учебные действия
–осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
–осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
- определять главную мысль произведения, сравнивать произведения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
– участвовать в учебном диалоге;
– принимать участие в коллективном выполнении заданий.
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная,парная, групповая
Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация,; учебник; словари, сборники пословиц и поговорок.
Структура и содержание урока.
№п/п |
Этапы урока |
Содержание урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
|||||||||||||||||||
1. |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. |
( У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Повернитесь, улыбнитесь гостям, друг другу. И с таким прекрасным настроением позвольте мне начать урок) - Три вещи никогда не возвращаются назад: время, слово и возможность. Следите за временем, выбирайте слова и не упускайте возможности. - Вы пришли сегодня с определенными мыслями, желаниями. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? -Я надеюсь, что ваши ожидания оправдаются, а вы в свою очередь также постараетесь, чтобы они осуществились. Только вместе и сообща мы достигнем большого результата. |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Предлагает сделать прогноз на предстоящий урок. |
Проверяют свои рабочие места, наличие учебных принадлежностей к уроку. Приветствуют друг друга и гостей урока. Высказывают свои ожидания по поводу предстоящего урока. |
Л:Проявлять устойчивый интерес к общению Р:Прогнозирова ние- предвосхищение результата и уровня его освоения. |
|||||||||||||||||||
2. |
Актуализация знаний учащихся и пробное учебное действие. |
-Ребята, как вы думаете, что для человека дороже всего на свете? - Посмотрите отрывок из мультфильма «Что такое счастье». Такое обычное и привычное для нас слово «счастье». А что оно обозначает? Откуда оно пришло? Давайте проведем микроисследование на эту тему. -Первая группа найдет толкование слова в словаре, вторая- найдет информацию о происхождении слова в этимологическом словаре, третья- на интерактивной доске распределит слова в две группы в зависимости от значения, четвертая- подберет фразеологизмы и фразеологические обороты с этим словом, пятая- найдет пословицы и поговорки по теме, шестая- опросит присутствующих «Что для вас является счастьем?» -Подведем итог вашей работе. Толковый словарь говорит, что счастье – это…., слово «счастье» произошло от…., у этого слова есть синонимы…., антонимы…., с этим словом есть такие фразеологизмы и крылатые выражения…., народ отобразил понятие счастья в пословицах и поговорках…., а присутствующие гости на уроке думают, что счастье – это…. У каждого человека свое понимание счастья и ваше исследование это подтвердило. |
Задает вопросы. Организует просмотр отрывка из мультфильма. Организует работу в группах по поиску и сбору информации о понятии «Счастье». Помогает группам в работе в зависимости от необходимости. Начинает фразу и предлагает детям окончить ее, используя собранный материал. |
Отвечают на вопросы. Работают в микрогруппах со справочной литературой, проводят опрос присутствующих. |
П:Понимать и воспринимать информацию. П: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. К: Учет разных мнений. П: Извлечение необходимой информации из текстов. Р: выполнение пробного учебного действия. К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью. П:Понимать и воспринимать информацию. |
|||||||||||||||||||
3 |
Формулирование темы и постановка цели урока. |
- Каким будет предмет нашего учебного разговора? (речь пойдет о счастье) - Эпиграфом к нашему уроку будут слова древнегреческого ученого Платона «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственноё счастье» -Как вы понимаете это высказывание? Что значит «стараться о счастье других»? |
Предлагает сформулировать тему урока и объяснить смысл эпиграфа. |
Формулируют тему урока, опираясь на собранный материал |
К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р: Целеполагание П:Самостоятель ное формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. |
|||||||||||||||||||
4 |
Выявление места и причины затруднений. |
-Можем ли мы сразу ответить на проблемный вопрос? (нет) -Что нужно сделать, чтобы найти точный, полный ответ на него? (проанализировать произведение А.П.Гайдара «Горячий камень», которое вы прочитали дома) |
Предлагает выявить место и причину затруднения. |
Осознают недостаточность знаний и невозможность немедленного решения проблемы. |
Р: Фиксирование индивидуального затруднения. Р: Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. К: Учет разных мнений. |
|||||||||||||||||||
5 |
Построение проекта выхода из затруднения и постановка учебных задач. |
- Давайте составим блок-схему, которая поможет нам последовательно найти путь к решению нашей проблемы и поможет сформулировать учебные задачи, которые мы должны будем решить. - На партах лежат опорные слова, составьте при помощи них блок-схему и, опираясь на эти слова, поставьте учебные задачи. («Название»- мы должны будем объяснить смысл названия; «Герои»- мы должны будем дать характеристику героям и объяснить их поступки; «Сюжет»- вспомним все события произведения; «Жанр»- мы должны будем определить жанр этого произведения; «Тема. Идея»- определить о чем рассказывается в произведении и его главную мысль) -Возьмите листы самооценки. Найдите строку «Умею ставить учебные задачи и формулировать учебную цель», оцените свои умения. У кого сегодня это получилось сделать хорошо? |
Предлагает составить на доске блок-схему по опорным словам и на ее основе сформулировать учебные задачи. Организует проведение этапа самооценки и промежуточной рефлексии. |
Составляют блок-схему анализа произведения и по опорным словам формулируют учебные задачи. Принимают учебные задачи. Оценивают свои умения по постановке учебных задач. |
Р: Планирование. П:Моделирование алгоритма поиска решения. П: Построение логической цепи рассуждения. К: Инициативное сотрудничество в поиске информации. Л:самооценивание Р:рефлексия. |
|||||||||||||||||||
6 |
Реализация построенного проекта. |
-Дома вы были в роли читателей. Проверим насколько вы были внимательны? -Главные герои этого произведения-…. -Старик хватил…. -Однажды Ивашка Кудряшкин… -О стыда он забрёл на… и нашёл… -На камне была надпись… -Дополните схему событий
- Возьмите листы самооценки. Найдите строку «Я знаю содержание произведения». Оцените свои умения. -Почему произведение называется «Горячий камень»? - Определите жанр произведения. - Что сказочного в этом произведении и что реального? Аркадий Гайдар "Горячий камень" называл и сказкой, и рассказом, он относился к произведению с определенной долей иронии. Но за доброй усмешкой автора в содержании творения и над самой формой сказки - ну подумайте, какая это волшебная печать: "два креста, три хвоста, дырка с палочкой и четыре запятые"! - поставлен простой и очень важный вопрос о том, как человеку требуется проживать свою жизнь. Ведь вернуться назад, чтобы исправить допущенные ошибки, никому не дано. - Возьмите листы самооценки. Найдите строку «Умею работать с текстом». Оцените свои умения. |
Предлагает проверить качество домашнего чтения. Предлагает ответить на «тонкие» вопросы к тексту, требующие однозначного ответа. Организует работу по составлению плана. Организует промежуточный этап самооценивания и рефлексии. Задает вопросы, требующие глубокого размышления. . Организует промежуточный этап самооценивания и рефлексии. |
Отвечают на вопросы, требующие однозначного ответа. Составляют план. Оценивают свое знание фактического материала текста. . Отвечают на вопросы по прочитанному текст Отвечают на проблемный вопрос. Аргументируют свои выводы. Оценивают умения по работе с текстом. |
Р: Контроль, осознание качества усвоения. П: Использование знаково-символических средств. П: Построение логической цепи рассуждения. Л:самооценивание Р:рефлексия. К: Инициативное сотрудничество в поиске информации К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью. К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: Сравнение и аналогия П: Понимать и воспринимать информацию. Л:самооценивание Р: рефлексия. |
|||||||||||||||||||
Физминутка |
||||||||||||||||||||||||
7 |
Самостоятельная работа и включение в систему знаний. |
- Сейчас вы выполните большое задание, которое мы разделим на всех. - Главные герои этого произведения- старик и Ивашка Кудряшкин. -Каким героем является старик (положительным или отрицательным)? Для того, чтобы подтвердить ваши высказывания, я предлагаю 1 и 2 группе выполнить задание «Проталинки». Вписать пропущенные слова Жил на селе ________старик. Был он _____, ____ корзины, ____валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб. 3и 4 группа найдёт в тексте, что очень важное в свое жизни сделал старик. 5 и 6 группа составит синквей по теме «Старик» -Что вы можете сказать об Ивашке? К какому герою вы его отнесёте? Одна группа готовит доказательства, используя текст, положительных качеств героя, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста - Возьмите листы самооценки. Найдите строку «Умею работать в группе». Оцените свои умения. - Ивашка считал старика несчастным человеком. а себя считал счастливым -Почему старик отказался разбить камень? -Как он сам оценил свою жизнь? ( «Прошла трудно, но ясно и честно») – зачитать -Какова главная мысль этого произведения? Люди по-разному понимают, что такое счастье. Но самое большое счастье выпадает на долю тех людей, которые живут вместе с народом, трудом стараются умножить красоту, богатство своей страны. |
Организует работу по характеристике главных героев Организует учебную дискуссию. Организует промежуточный этап самооценивания и рефлексии. Задает вопросы. Возвращает детей к основополагающему вопросу урока. . |
Работают в группах. Оценивают умения работать в составе группы. Отвечают на вопросы. Аргументируют свои выводы. Возвращаются к основополагающему вопросу урока. Попадают в ситуацию соответствия собственного вывода |
К:Сотрудничать в совместном решении проблемы, договариваться друг с другом. К:Участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения. П: поиск информации в тексте. К:учет разных мнений., координирование в сотрудничестве разных позиций. П: анализ, сравнение, обобщение, аналогия. Л:самооценивание Р:рефлексия П: установление причинно-следственных связей. К:Участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения. К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью. Л: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
|||||||||||||||||||
8 |
Общая рефлексия учебной деятельности. |
- Используя ваши листы самооценки поделитесь, что получилось сегодня лучше всего - Сбылись ли ваши ожидания от урока? - Кто ожидал чего-то другого? - Какой урок получили вы лично для себя? Д/З Взять интервью у родителей, соседей «Хотели ли вы начать жизнь сначала?» |
Организует этап рефлексии по листам самооценивания. . |
Оценивают свою работу. Аргументируют свои выводы. Сверяют прогноз на урок с действительностью. |
Л: самооценка на основе критерия успешности. Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. К: Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
© 2020, Королева Светлана Викторовна 2079