© 2025, Кирьян Екатерина Николаевна 84
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект урока русского языка
Тема: Раздельное написание предлогов с именами существительными.
УМК: "Школа России" (Канакина В.П., Горецкий В.Г.)
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель урока: Сформировать умение раздельного написания предлогов с именами существительными, используя правило проверки предлогов.
Задачи урока:
⦁ Образовательные:
⦁ Познакомить с понятием "предлог" как служебной частью речи.
⦁ Отработать умение находить предлоги в предложении и отличать их от приставок.
⦁ Научить применять правило раздельного написания предлогов с именами существительными, используя "слово-помощник" или вопрос.
⦁ Закрепить умение правильно списывать слова и предложения, соблюдая орфографические нормы.
⦁ Развивающие:
⦁ Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.
⦁ Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
⦁ Развивать навыки работы с интерактивным оборудованием.
⦁ Развивать связную речь через формулирование ответов и рассуждений.
⦁ Воспитательные:
⦁ Воспитывать аккуратность при письме.
⦁ Формировать познавательный интерес к русскому языку.
⦁ Воспитывать умение работать в паре, группе, коллективе.
Планируемые результаты (УУД):
⦁ Предметные:
⦁ Определять предлог в предложении.
⦁ Различать предлоги и приставки.
⦁ Правильно писать предлоги с именами существительными (раздельно).
⦁ Использовать правило проверки предлогов.
⦁ Метапредметные:
⦁ Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; моделировать правило; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
⦁ Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; планировать свои действия; осуществлять самоконтроль и самооценку; вносить необходимые коррективы в свои действия.
⦁ Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
⦁ Личностные:
⦁ Проявлять интерес к изучению русского языка.
⦁ Осознавать значение правильной речи и письма.
⦁ Формировать положительное отношение к учебной деятельности.
Оборудование:
⦁ Интерактивная доска (или проектор с экраном).
⦁ Компьютеры/ноутбуки/планшеты (по количеству учащихся или по 2 на парту).
⦁ Карточки со словами (для групповой работы).
⦁ Учебник русского языка (Канакина В.П., Горецкий В.Г., 2 класс, часть 1).
⦁ Презентация к уроку (слайды с заданиями, примерами).
⦁ Доступ к онлайн-ресурсам (LearningApps.org, Uchi.ru или аналоги).
Ход урока:
I. Организационный момент (2 мин.)
⦁ Учитель: "Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку. Улыбнитесь друг другу. С хорошим настроением мы отправимся в страну Знаний. Сегодня нас ждет увлекательное путешествие и новые открытия."
⦁ Интерактив: На интерактивной доске появляются смайлики: веселый, задумчивый, грустный. Предложить детям выбрать смайлик, соответствующий их настроению в начале урока.
II. Актуализация опорных знаний. Минутка чистописания (5 мин.)
⦁ Учитель: "Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату и "Классная работа".
⦁ Минутка чистописания: На интерактивной доске появляется элемент буквы "п" или "пр" (предлог). Учитель предлагает прописать его.
⦁ Учитель: "Вспомним, какие части речи мы уже знаем?" (Имя существительное, имя прилагательное, глагол). "Что такое имя существительное?" (Обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?).
⦁ Интерактив: На доске появляются слова: школа, учится, красная, ученик, бежит, умный.
⦁ Задание: "Распределите слова на две группы: "Имена существительные" и "Другие части речи". Перетащите слова в нужные колонки на интерактивной доске." (Работают 2-3 ученика у доски по очереди, остальные проверяют).
III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи (7 мин.)
⦁ Учитель: "Посмотрите на доску. Прочитайте предложения."
⦁ Слайд:
⦁ настоле лежит книга.
⦁ Мальчик побежал по дорожке.
⦁ Яблоки лежат в корзине.
⦁ Учитель: "Что заметили? Какое слово написано непривычно? (На столе, по дорожке)."
⦁ Учитель: "Почему некоторые маленькие слова написаны слитно, а некоторые - раздельно?"
⦁ Учитель: "Давайте попробуем между маленьким словом и именем существительным вставить другое слово или задать вопрос."
⦁ (На интерактивной доске, учитель демонстрирует):
⦁ на столе -> на (большом) столе, на (чём?) столе. (Можно вставить слово/вопрос - пишем РАЗДЕЛЬНО).
⦁ побежал -> по (быстро) бежал? Нет. по (что?) бежал? Нет. (Нельзя вставить слово/вопрос - это ПРИСТАВКА, пишем СЛИТНО).
⦁ Учитель: "Маленькие слова, которые дружат с именами существительными, называются предлогами. Они служат для связи слов в предложении."
⦁ Учитель: "Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Какова тема нашего урока?"
⦁ Дети формулируют: "Учиться писать предлоги с существительными", "Узнаем, что такое предлоги и как их писать".
⦁ Тема урока на доске: "Раздельное написание предлогов с именами существительными."
⦁ Учитель: "Наша задача сегодня: научиться различать предлоги и приставки и правильно писать предлоги с существительными."
IV. Открытие нового знания (10 мин.)
⦁ Работа с учебником (с. 87, упр. 152 или аналогичное):
⦁ Учитель: "Откройте учебники на странице 87. Прочитайте правило."
⦁ Анализ правила: "Что важно запомнить? (Предлоги – это отдельные слова, между предлогом и существительным можно вставить вопрос или другое слово)."
⦁ Закрепление правила (интерактивная игра LearningApps.org или Wordwall.net):
⦁ Интерактив (работа в парах на планшетах/ноутбуках): Учитель заранее создает игру типа "Сортировка по категориям" или "Найди пару" на LearningApps.org.
⦁ Категории: "Предлог (пиши раздельно)" и "Приставка (пиши слитно)".
⦁ Примеры для сортировки: пошёл, по дороге; пришёл, при школе; нарисовал, на доске; залетел, за тучу; сбежал, с горы; подбежал, под деревом.
⦁ Задание: "Распределите слова по колонкам. Если затрудняетесь, попробуйте между маленьким словом и основным вставить слово или вопрос."
⦁ Взаимопроверка: По окончании выполнения, платформа показывает правильность ответов. Обсуждение ошибок.
V. Первичное закрепление (10 мин.)
⦁ Работа с учебником (упр. 153 или аналогичное):
⦁ Учитель: "Выполним упражнение 153. Прочитайте задание. Нужно вставить пропущенные предлоги и правильно записать предложения."
⦁ Интерактив (на интерактивной доске): Учитель выводит на доску предложения из упражнения с пропущенными предлогами.
⦁ Например: Летом мы отдыхали (.) деревне. Кошка сидит (.) крыше. Ребята идут (.) школу.
⦁ Задание: "Один ученик выходит к доске, перетаскивает нужный предлог из списка (в, на, к) в пропуск и записывает предложение, соблюдая правило. Остальные записывают в тетради."
⦁ Физкультминутка (2 мин.): "Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше." (Имитация движений).
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (8 мин.)
⦁ Интерактив (индивидуальная работа на планшетах/компьютерах):
⦁ Учитель: "Теперь выполним самостоятельную работу. Зайдите на платформу Uchi.ru (или аналогичная, где есть задания по теме) по ссылке/коду, который я вам сейчас дам. Выберите задание "Предлоги и приставки"."
⦁ Задание: "Вам будут предложены предложения. Ваша задача – правильно разделить слова с предлогами пробелом или соединить слова с приставками."
⦁ Самопроверка: Система автоматически проверяет ответы. Учитель контролирует процесс и может посмотреть статистику выполнения.
VII. Включение нового знания в систему знаний. Повторение (5 мин.)
⦁ Интерактив (творческое задание):
⦁ Учитель: "На интерактивной доске появляется картинка (например, лес, река, деревня)."
⦁ Задание: "Составьте 2-3 предложения по картинке, используя предлоги. Запишите предложения в тетрадь, подчеркните предлоги и существительные, к которым они относятся."
⦁ Учитель: "Один-два человека могут выйти к доске и записать свои предложения, объясняя правильность написания предлогов."
VIII. Рефлексия деятельности (3 мин.)
⦁ Учитель: "Наш урок подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали?"
⦁ Учитель: "Что такое предлог?"
⦁ Учитель: "Как проверить, предлог это или приставка?" (Вставить слово или задать вопрос).
⦁ Интерактив: На интерактивной доске – "Дерево знаний" (или светофор).
⦁ Зеленый лист/свет: "Я всё понял(а), могу объяснить другому."
⦁ Желтый лист/свет: "Я понял(а) почти всё, но мне ещё нужна небольшая помощь."
⦁ Красный лист/свет: "Мне было трудно, я не всё понял(а)."
⦁ Задание: "Возьмите стикер (или используйте функцию перетаскивания на доске) и прикрепите его к соответствующему цвету на нашем дереве/светофоре."
⦁ Учитель: "Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали."
IX. Домашнее задание (2 мин.)
⦁ Учитель: "Откройте дневники, запишите домашнее задание."
⦁ Задание: Учебник, с. 88, упр. 154 (или аналогичное).
⦁ Дополнительно (по желанию): Найти в детских книжках 3 предложения с предлогами, выписать их в тетрадь, предлоги подчеркнуть.
⦁ Интерактив (по желанию): Пройти еще одно задание на платформе Uchi.ru по теме "Предлоги" (указать конкретное задание).
© 2025, Кирьян Екатерина Николаевна 84