СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «землетрясение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ УРОКА «ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ»

Задачи:

Обучающие:

Дать детям представление о таком явлении природы как землетрясение;

Познакомить с правилами безопасного поведения в чрезвычайной ситуации;

Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природными явлениями;

Ввести в словарь детей новые понятия: экстремальные ситуации, сейсмические волны, сейсмологи, сейсмограф, земная кора.

Развивающие:

Развивать аналитическое мышление в процессе исследовательской деятельности.

Воспитательные:

Оказать детям психологическую поддержку в преодолении страха.

Материалы и оборудование:

Рисунок – схема «Земля в разрезе», салфетки, тазик с водой, камушек, прибор – сейсмограф, схематические рисунки о правилах безопасности во время землетрясения, иллюстрации со схематическим изображением комнаты для каждого для каждого ребенка, фигурки человечков, красные кружки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

- Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами об опасных ситуациях, с которыми мы можем столкнуться в жизни. Назовите, какие опасные ситуации вы знаете?

(пожар, наводнение, авария, взрыв, нападение преступников)

- Правильно. Это всё опасные ситуации, их ещё называют экстремальными. Экстремальные ситуации всегда угрожают здоровью и жизни людей и наносят вред природе. Послушайте небольшой рассказ.

- Земля вздрогнула: её первая судорога длилась почти десять секунд. Треск и скрип оконных рам, звон стёкол, грохот падающих лестниц, разбудили спящих. Как бумажный разрывался потолок. В темноте всё качалось и падало. Земля глухо гудела.

- Ребята, вы послушали мой рассказ. Как вы думаете, о каком явлении природы в нём говорится?

- Правильно, о землетрясении. А вы знаете, что такое землетрясение?

- Давайте с вами вместе разберёмся, что такое землетрясение и отчего оно происходит. Посмотрите на этот рисунок. Наша планета состоит из ядра, мантии и земной коры. Земная кора – это самая верхняя оболочка Земли. Ниже земной коры находится мантия. В ней много растворов, газов, расплавов. Земная кора представляет собой не сплошную корку, наподобие яичной скорлупы, а состоит из огромных плит. Температура в мантии очень высокая, поэтому иногда происходит взрыв и плиты земной коры начинают двигаться. Эти сильные толчки, удары внутри и вызывают сотрясение земли – землетрясение. Место, где зарождается землетрясение, называется очагом землетрясения. Толчки в этом месте самые сильные. От очага землетрясения, как от камня, брошенного в воду, во все стороны бегут волны. Эти волны называют сейсмическими.

Опыт с водой.

- Чтобы вам было понятно, как происходят сейсмические волны, мы проделаем опыт с водой. Представьте, что камушек это взрыв внутри Земли, от того места, куда мы бросили камушек, расходятся волны. Ближе к камушку волны маленькие, но очень сильные, дальше ослабевают.

Опыт с салфетками.

-Когда происходят волны, как вы думаете, что происходит с корой Земли?

- Проделаем ещё один опыт. Перед вами лежат салфетки. Представьте, что это земная кора и на неё с двух сторон воздействуют силы землетрясения. Положите руки по краям салфетки. Сдвигайте ладони вместе с салфеткой к середине. Что происходит?

- На поверхности видны складки. Вот так и земная кора меняет свою форму. Представьте, что на этой салфетке стояли бы дома, машины, линии электропередач. Что произошло бы с ними?

- К сожалению, люди пока не научились бороться с этим явлением природы, не могут его предотвратить. Но предсказать, предупредить о надвигающейся опасности могут. С этой целью за нашей планетой днём и ночью ведутся наблюдения. Таких учёных называют сейсмологи. А помогают учёным – сейсмологам специальные приборы – сейсмографы. Они принимают и записывают все колебания в земной коре. Я вам приготовила такой прибор – сейсмограф, чтобы показать вам, как он работает.

Показ прибора – сейсмографа.

- Когда Земля находится в состоянии покоя, прибор рисует ровную линию. Но как только происходят толчки, колебания в земной коре, прибор тут же начинает их записывать.

Но не всегда удаётся предсказать время и силу будущего землетрясения и тогда, если землетрясение сильное погибает много людей. Но этого можно избежать, если знать, как правильно себя вести во время землетрясения.

- Вы можете рассказать о правилах безопасного поведения на улице?

Работа с иллюстрациями. Моделирование правил поведения на улице во время землетрясения.

Не поддаваться панике и отойти на открытое место.

Передвигаться по открытому пространству, дальше от зданий, деревьев, оборванных проводов.

Защититься от падающих обломков, стёкол, тяжёлых предметов.

Нельзя заходить в дома, продолжать движение в транспорте.

Но ведь вы можете во время землетрясения находиться не только на улице, но и в помещении. Как поступать в таких случаях, мы сейчас выясним.

Работа за столами.

- У вас у каждого на столе рисунок квартиры. Необходимо человечков расставить в безопасные места, а красными кружочками отметить места в квартире, где вы считаете опасно находиться во время землетрясения.

Самостоятельная деятельность детей. Анализ работы.

В группу влетает Карлсон.

- Здравствуйте, ребята. Что я пережил недавно. Просто ужас.

Воспитатель: - Карлсон, что тебя так напугало?

Карлсон: - Я пережил землетрясение. Я так испугался. Сначала я спрятался в шкафу, но его так затрясло.

Воспитатель: - Ребята, можно прятаться в шкафу или рядом с ним? Почему?

- Что же ты потом делал?

Карлсон: - Я сел у окна.

Воспитатель: Правильно ли поступил Карлсон? Объясните, почему?

Карлсон: - Я сел под книжную полку, чтобы на меня не упал потолок.

Воспитатель: - Карлсон, да ты совершено не знаешь как себя правильно вести во время землетрясения. А вот ребята у нас знают и ничего не боятся. Они очень хорошо знают правила безопасности во время землетрясения и могут тебя научить.

Карлсон: - Научите меня, ребята, пожалуйста.

Воспитатель: - Давайте прочитаем Карлсону стихи о правилах безопасности во время землетрясения.

1 ребенок: Бывают разрушительны природные явления

И самым разрушительным слывет землетрясение.

Всё описать не хватит слов, весь город перекошенный,

Тут обрушение домов и транспорт покорёженный.

2 ребенок: Внутри толчок тебя застал, и путь отрезан ежели,

Держись подальше от зеркал, от окон, печки, мебели.

В дверном проёме встать спеши, не паникуй, и не робей,

Утихнут только лишь толчки, беги из дома поскорей.

3 ребенок: Сарай, конюшню бы открыть, на волю живность отпустить.

А сам туда, в простор и ширь, на площадь, улицу, пустырь.

Подальше от больших домов, электролиний и столбов,

Где поле и равнина сплошь, лишь там спасение найдёшь.

Карлсон: - Теперь и я знаю как правильно вести себя во время землетрясения и не буду больше бояться. Спасибо вам, ребята, за то, что научили меня правилам безопасности. А сейчас мне пора возвращаться. До свидания.

Воспитатель: - Сегодня вы узнали много нового и полезного. Мне было очень интересно с вами общаться.

01.11.2018 18:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!