СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель: сформировать у детей представление о народном празднике Вербное воскресенье, разучить с ними народные игры и песни. Познакомить с приметами, связанными с данным праздником, с народной куклой - «Вербницей».
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная.
Средство реализации: репродукция картины С.А. Хабарова «Вербное воскресенье», ветки вербы.
Ход занятия.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой за окном хороший солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Ребята, совсем скоро наступит праздник светлой Пасхи. На Руси к нему готовились заранее, прибирались дома, устраивали большую стирку, наводили порядок во дворах. Особенно почитали на Руси праздник, который отмечался в последнее воскресенье перед Пасхой — Вербное воскресенье. Накануне праздника ходили ломать вербу. Это необычное дерево зацветает первым. На нем появляются пушистые белые почки. Дети, на что они похожи? (рассматривание веток вербы).
Рассматривание веток вербы. Демонстрация репродукции картины С.А. Хабарова «Вербное воскресенье»
Ранним утром люди ходили на церковную службу. Считалось, что освященные веточки вербы, обладали волшебными свойствами: могли спасти дом от пожара, уберечь домочадцев от ссор, дарить силу и здоровье. В Вербное Воскресенье, придя из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские женщины хлестали ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез! Не я бью, верба бьет». Как вы думаете, для чего это делали? Правильно, чтобы дети были здоровыми и не болели. Также вербой хлестали скотину «для лучшего приплода» и выгоняли в поле в первый раз также веточкой с Вербного воскресенья.
Вместе с весной к нам в гости пришла кукла «Вербница». Издревле такие куколки готовились своими руками перед великим праздником Пасхой. Лицо и руки Вербницы делаются из красной ткани, символизирующей Пасху и Возрождение. В правой руке куколка держала веточку вербы, а в левой – узелок с дарами (конфетка, маленький пирожок). Такую куклу дарили на Пасху с пожеланием здоровья, счастья. Такая кукла считается подарком и может заменять собой пасхальное яйцо.
Воспитатель исполняет русскую народную хороводную песню «Верба, вербочка».
Вербочка кудрявая!
Не расти, верба, во ржи.
Расти, верба, на межи.
Ветром вербу не берет,
Соловейка гнезд не вьет.
Соловейка — Поленька,
Соловушка — Оленька.
Поля спросит: «Чей сокол?»
Оля скажет: «Мой сокол.
Удивительный какой:
Удивил меня собой,
Удивил меня собой,
Своей милой красотой.
Как сойдемся — поздороваемся,
Разойдемся, распростимся
И поклонимся.
Воспитатель. Дети, как вы уже знаете, в старину люди верили в приметы. Так, считалось, что если на Вербное воскресенье мороз, то будет богатый урожай. Если на рассвете в этот день поют птицы -год будет удачным. Дождь в Вербное воскресенье - к промозглому лету, а солнце - к сухому и жаркому.
В этот день, закликали весну. Давайте и мы ее зазовем!
Совместно с детьми исполняется весенняя закличка «Весная красная», воспитатель показывает движения, дети повторяют.
Весна, весна красная (ладошки рупором),
Приди весна с радостью (поклон),
С великой милостью,
Со льном высоким (руки вверх),
С корнем глубоким (руки вниз, присели)
С колосом сильным (Руки вверх),
С хлебом обильным (каравай показывают руками).
Воспитатель хвалит детей и предлагает поиграть в игру «Займи место».
Один участник назначается водящим, ему дают веточку вербы. Остальные образуют круг, взявшись за руки. Водящий ходит за кругом, приговаривая:
С вербой, с вербой
Иду за тобой.
Коснусь вербой,
Беги за мной.
Хоп!
После этого водящий слегка касается спины одного из игроков, круг останавливается, а тот, которого коснулись, убегает со своего места по кругу - к водящему. Тот, кто обежал круг быстрее, занимает освободившееся место, а другой игрок становится водящим.
Воспитатель предлагает детям занять свои места и задает вопросы по пройденному материалу:
Воспитатель. Молодцы, мы сегодня с вами отлично поработали! Вы были внимательными и сообразительными, благодарю всех за занятие.
© 2025, Катакова Марина Юрьевна 132