СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.
Задачи:
- Расширить знания детей о дымковской игрушке: продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, элементами росписи, цветовой гаммой;
- Учить украшать силуэты дымковских игрушек. Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, полоски, волнистые линии, точки),
- Развивать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству; приобщать к национальным – культурным традициям, расширяя и углубляя знания о народных игрушках.
- Развивать воображение.
- Воспитывать интерес к народной игрушке, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;
Предварительная работа:
просмотр презентации «Дымковская игрушка», разгадывание загадок о матрешке, рассматривание дымковской игрушки, игры с матрёшками.
Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.
Словарная работа: Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи.
Материалы и оборудование:
• дымковские игрушки;
• иллюстрации с изображением дымковских игрушек;
• трафареты барышень, гуашь, кисточки, ватные палочки, краски и кисточки, салфеточки (по количеству детей);
Содержание организованной образовательной деятельности
I. Организационный момент.
Психологический настрой
(установление эмоционального контакта)
Дети становятся в круг
Воспитатель:
Глаза закрываем и представляем,
Здесь и сейчас себя представляем.
Что было вчера, мы забываем
Думаем только о том, что сейчас.
Хороший, красивый каждый из вас,
Вы самые лучшее, что есть на свете.
Глаза открываем
Здравствуйте дети!
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями.
Приветствие в стихах «Здравствуй»
Дети: Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
II. Основная часть
Воспитатель: Ой смотрите, что это за девочка к нам пришла, плачет и одета не так как мы. Давайте спросим что у нее случилось и почему она грустит.
Девочка Аленка (переодетый младший воспитатель, в народном сарафане и красивом платке с узорами) отвечает: я Аленка, я потеряла свою любимую игрушку и без нее мне грустно.
Воспитатель: ребята а давайте подарим девочке Аленке свои игрушки.
Девочка Аленка: спасибо большое, вы очень добры, но мне нужна моя игрушка, помогите мне ее найти. Мою любимую игрушку зовут барыня.
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. Послушайте рассказ о том, как появились дымковские игрушки.
Живу я в одном селе. Когда на улице холодно и зимний мороз сковывает землю, в домах затапливаливают печи, дым окутывает крыши, да, так, что ничего не видно, один дым. Вот и назвали мое село Дымково.
Трудятся взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеят хлеб, готовят еду, пасут домашних животных: коров, овец. А дети играют на лугу, пеют песни. Нет у нас таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками.
Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.
А давайте поиграем в игру «Вставь словечко»
Словесная игра:
«.Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое … („Дымково") назвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-… (сказки),
И лепили там из … (глины)
Все игрушки не простые,
А волшебно-… (расписные),
Белоснежны, как березки
(Кружочки, клеточки, полоски —) воспитатель показывает
Простой, казалось бы узор, соответствующие узоры,
Но отвести не в силах взор». а так же изображения
Из глины … (козлик) в яблоках, животных и людей
Собою хорош, очень пригож. на иллюстрациях
А вот … (олень) на стройных ногах,
Вся краса у оленя в … (рогах).
А вот дымковские … (барыни):
У них руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С ними издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Динамическая пауза - игра «Что вышло?»
Подними ладошки выше и сложи над головой.
Что же вышло?
Вышла крыша, а под крышей – мы с тобой.
Подними ладошки выше, а потом согни дугой.
Кто же вышел?
Вышли гуси – вот один, а вот другой.
Подними ладошки выше и сложи перед собой.
Что же вышло?
Вышел мостик, мостик крепкий и прямой.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Сюрпризный момент
Звучит мелодия Королевы-кисточки. Ребята, а теперь Королева-кисточка приглашает вас подойти к столам и нарисовать для Аленки ее игрушку - барышню.
Игра с Королевой-кисточкой «Назови узор и цвет»
Королева-кисточка напоминает нам, что дымковские игрушки всегда бывают только белыми. А мастера расписывали свои игрушки яркими красками и предлагает назвать цвета, которыми пользовались дымковские мастера (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, черный, голубой). Воспитатель: Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки? (Ответы детей) Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (Ответы детей: яркие, нарядные, веселые, праздничные).
Ребята, Королева-кисточка спрашивает, какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (Ответы детей: прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)
А что обозначают элементы росписи (круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода, елочка – символ здоровья), а затем найти и показать эти элементы на изображениях игрушек.
У дымковской игрушки есть свои цвета есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.
Загадка Королевы-кисточки:
Королева- кисточка предлагает вам попробовать самим стать народными умельцами. А сначала угадайте загадку:
Девица в венце,
Румянец на лице,
Собой хороша,
Стоит не дыша. (барышня)
Давайте изобразим, как ходит барышня
Имитационное упражнение
Ой, люли, ой, люли,
Барыни на луг пошли (идут на месте)
Покружились и цветочки собирать пошли. (выполняют пружинку и собирают цветы в корзинку).
Королева-кисточка приготовила для вас барышень, только они еще не расписаны. Давайте и мы попробуем расписать их. (Дети подходят к столам, заранее подготовленным к рисованию, занимают места). Давайте вспомним, как будем расписывать ее. Какие части мы закрашиваем полностью? (волосы). А узор где расположим? (вдоль туловища, юбки).
А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую барышню, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза разомнем пальчики и приступим к рисованию.
Пальчиковая гимнастика:
Прежде, чем рисовать.
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки.
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера.
За работу всем пора.
© 2023, Головкова Елизавета Андреевна 90