СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 16»
КОНСПЕКТ
Непосредственно образовательной деятельности
по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с нарушениями речи
Тема: Фрукты. Ягоды
Выполнила:
учитель-логопед Олейниченко
Наталья Алексеевна
Курск, 2014
Цель: образование относительных прилагательных от существительных.
Задачи:
Образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Воспитательные:
План:
I. Организационный момент.
1. Приветствие «Солнышко»
II. Основная часть.
Динамическая пауза. Музыкальная зарядка «Встали зайцы по порядку»
III. Итог занятия.
Оборудование: сюжетные картинки: «В гостях у белочки», на которой изображен алгоритм приготовления варенья; «Малыш и Карлсон», «Магазин»; картинки с изображением: баночек с вареньем (клубничное, вишнёвое, апельсиновое, малиновое, смородиновое, мандариновое, абрикосовое, лимонное), коробочек с соком (фруктовый, малиновый, ананасовый, яблочный, сливовый, банановый, лимонный, абрикосовый, грушевый, вишнёвый, клубничный, персиковый, апельсиновый, виноградный, арбузный); карточки для игры «Малыш и Карлсон», на которых изображены фрукт или ягода, стакан с соком, конфета, банки с вареньем; картинки: Незнайка, солнышко (большое и маленькие на каждого ребёнка), МР3 запись музыкальной зарядки «Встали зайцы по порядку», презентация Microsoft Office Power Point на тему: «Фрукты. Ягоды», ноутбук.
Предварительная работа: рассматривание фруктов и ягод, подбор определений; отгадывание загадок, проведение игры «Как Незнайка варенье варил» (знакомство со способом приготовления варенья); проведение сюжетно-ролевой игры «Магазин»; разучивание музыкальной зарядки «Встали зайцы по порядку», проведение артикуляционной гимнастики.
Виды деятельности: речевая, игровая, коммуникативная, двигательная.
Содержание образовательной деятельности
Приветствие «Солнышко» (создание эмоционально-положительного фона)
Учитель-логопед.Каждое утро просыпается солнышко и радует нас своим появлением. Давайте возьмемся за руки и сделаем «солнышко». Наши руки будут его лучами: руки вверх поднимаем, пальцы расставляем в стороны. У солнца много лучей, которые своим светом радуют всех, а теплом согревают все вокруг: руки опускаем по сторонам и снова беремся за них.
Обычно, видя солнце, люди невольно улыбаются ему. Вот уже улыбки засияли и на ваших лицах. Улыбнитесь себе! Улыбнитесь всем и всему, что окружает нас. Чем чаще вы будете улыбаться, тем светлее, чище, радостнее и приятнее будет всем, кто находится рядом с вами.
Учитель-логопед. Ребята, а сейчас давайте вспомним названия фруктов и ягод, которые мы с вами изучили. На своё место сядет тот, кто назовёт фрукт или ягоду.
Дети называют по одному фрукту или ягоде и садятся на свои места.
Учитель-логопед. Сегодня утром я получила письмо, но не простое, а электронное. Чтобы его открыть и узнать от кого оно, мы должны с вами отгадать загадки. Вы согласны?
Дидактическая игра «Отгадай загадку»
Для проведения игры используется презентация MicrosoftOfficePowerPoint на тему: «Фрукты. Ягоды» и ноутбук. На экране появляется текст загадки, учитель-логопед её зачитывает и после отгадывания появляется изображение фрукта или ягоды. После отгадывания всех загадок на экране появляется изображение белочки и приглашение на чаепитие.
Круглое, румяное, Этот фрукт на вкус хорош
Я расту на ветке; И на лампочку похож.
Любят меня взрослые (Груша)
И маленькие детки. Он почти как апельсин,
(Яблоко) С толстой кожей, сочный,
С оранжевой кожей, Недостаток лишь один -
На мячик похожий, Кислый очень, очень.
Но в центре не пусто, (Лимон)
А сочно и вкусно. Отгадать не очень просто
(Апельсин) Вот такой я фруктик знаю
Сладок он, но толстокож, Речь идёт не о кокосе,
И чуть-чуть на серп похож. Не о груше, не о сливе.
(Банан) Птица есть ещё такая
Называют также…. Киви.
Вкусны – оближешь пальчики Пушистый фрукт на ветке рос,
Оранжевые мячики. Сладкий, сочный…. Абрикос.
Но только в них я не играю,
Я неизменно их съедаю. Вот оранжевая дама
(Мандарины) Своенравна и упряма.
Плод этот сладкий, Аромат нас свёл с ума
И круглый, и гладкий, Это рыжая… Хурма.
Внутри душистый, Синий мундир,
Снаружи пушистый, Тёплая подкладка.
А серёдка плода – А в середине сладко.
Словно камень тверда.(Слива)
(Персик)
Один мы знаем Что за фрукт -
Удивительнейший фрукт. Шкатулочка с секретом.
Апельсин напоминает. Семена – стекляшки на ветке
Называется… Грейпфрут. Все прозрачные, все розового цвета.
Потрясёшь, как странно, не звенят.
(Гранат)
Учитель-логопед. Молодцы, вы замечательно справились с заданием. И посмотрите, белочка нас приглашает на чай с вареньем. Белочка известная кулинарка и особенно вкусным у неё получается варенье. Но прежде чем отправиться к ней в гости давайте вспомним, как правильно варить варенье.
Дети. Мы должны собрать фрукты или ягоды. Вымыть их и положить в миску. Засыпать их сахаром. Поставить на плиту, зажечь огонь и варить до готовности. Затем снимаем с плиты и разливаем по баночкам. Варенье готово.
Учитель-логопед. Молодцы, вы всё правильно запомнили и летом маме сможете помочь.
Дидактическая игра «В гостях у белочки» (образование относительных прилагательных от существительных)
На доске вывешивается сюжетная картинка и картинки с изображением баночек с вареньем.
А теперь давайте посмотрим, какие фрукты и ягоды собрала белочка и какое варенье она из них сварила.
Дети: Белочка собрала малину и сварила малиновое варенье.
Белочка собрала клубнику и сварила клубничное варенье…
Аналогично дети образуют прилагательные от существительных вишня, апельсин, смородина, абрикос, лимон и отвечают полными предложениями.
Учитель-логопед.Ребята, вкусное варенье получилось у белочки? А давайте покажем.
Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики, подготовка артикуляционного аппарата к постановке шипящих звуков)
Упражнение «Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизать губу, делая движения сверху вниз.
Упражнение «Чашечка» - улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки, удерживать 5 секунд.
Упражнение «Ступеньки» (чередование «чашечка» на верхней губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка» вверху за зубами) – улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.
Учитель-логопед. Ребята, назовите мультипликационного героя, который очень любит варенье, конфеты, а также живёт на крыше.
Дети. Карлсон.
Дидактическая игра «Малыш и Карлсон» (изменение относительных прилагательных по родам и падежам)
На доске вывешивается сюжетная картинка «Малыш и Карлсон».
Учитель-логопед. К Малышу в гости прилетел известный сластёна и лакомка Карлсон. Чем же его угостит Малыш?
Дети достают карточки и называют сначала изображенный фрукт (ягоду). Это актуализирует знания детей по теме. Далее они проговаривают, как называется сок из изображенного фрукта (ягоды), конфета (или начинка пирога) с этим вкусом, варенье (или мороженое). Это позволяет изменить образованное относительное прилагательное по родам.
Например, карточка с изображением яблока: сок из яблока (какой?) – яблочный, конфета (какая?) – яблочная, варенье (какое?) – яблочное.
Затем дети отвечают на вопросы полными предложениями (употребление относительных прилагательных в винительном и творительном падежах)
Учитель-логопед. Чем Малыш угостит Карсона?
Дети. Малыш угостит Карлсона апельсиновым вареньем, апельсиновым соком и апельсиновой конфетой.
Учитель-логопед. Что Малыш предложит Карлсону?
Дети. Малыш предложит Карлсону банановое варенье, банановый сок и банановую конфету.
Музыкальная зарядка «Встали зайцы по порядку»
Учитель-логопед. Молодцы, попрыгали и вам, наверно, захотелось пить. А что лучше всего утоляет жажду?
Дети. Сок.
Учитель-логопед. А из чего делают сок?
Дети. Из фруктов, ягод и овощей.
Учитель-логопед. Если сок сделали из фруктов, то он какой?
Дети. Фруктовый.
Учитель-логопед. А если сок сделали из ягод, то он…
Дети. Ягодный.
Учитель-логопед. А если из овощей?
Дети. Овощной.
Учитель-логопед. А где мы покупаем сок?
Дети. В магазине.
Учитель-логопед. Я предлагаю отправиться в магазин за соком, но сначала давайте повторим, как надо вести себя в магазине.
Дети отвечают.
Сюжетно-ролевая игра «В магазине» (закрепление полученных знаний)
На доске вывешивается сюжетная картинка «В магазине» и картинки с изображением коробочек с соком (фруктовый, малиновый, ананасовый, яблочный, грушевый, лимонный, абрикосовый, персиковый, виноградный, сливовый, апельсиновый, арбузный).
Учитель-логопед сначала сам выступает в роли продавца, а дети - в роли покупателей. Затем он предлагает кому-нибудь из детей быть в роли продавца.
Примерный диалог:
Покупатель: Здравствуйте, дайте мне, пожалуйста, персиковый сок.
Продавец: Здравствуйте. Возьмите, пожалуйста, персиковый сок. Пейте на здоровье.
Покупатель: Спасибо. До свидания.
Учитель-логопед. Ребята, к нам за помощью обратился ещё один герой из мультфильма.
На доске вывешивается картинка с изображением Незнайки.
Учитель-логопед.Незнайка решил написать рассказ о фруктах и ягодах, но в некоторых предложениях он допустил ошибки. Поможем ему? Тогда внимательно послушайте предложения и исправьте ошибки.
Учитель-логопед читает предложения, дети исправляют ошибки и проговаривают исправленные предложения, чётко проговаривая окончания в прилагательных.
Учитель-логопед. Мама выжимаетабрикосовое сок.
Дети. Мама выжимает абрикосовый сок.
Учитель-логопед. Дедушка варит виноградный варенье.
Дети. Дедушка варит виноградное варенье.
Учитель-логопед. Петя готовит банановый пюре.
Дети. Петя готовит банановое пюре.
Учитель-логопед. Повар варит грушевое компот.
Дети. Повар варит грушевый компот.
Учитель-логопед. Молодцы, ребята! Вы замечательно справились с этим заданием. Незнайка вам очень благодарен и побежал дальше писать свой рассказ.
Учитель-логопед. А наше занятие подошло к концу. Мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали, какими вы были внимательными, отзывчивыми. Мы сегодня с вами хорошо поработали. Скажите, а вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось больше всего?
Дети отвечают.
Учитель-логопед.Я хочу вам подарить по маленькому солнышку, которое вы можете повесить у себя дома.
© 2018, Олейниченко Наталья Алексеевна 565