СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с нарушениями речи Тема: Фрукты. Ягоды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 16»

КОНСПЕКТ

Непосредственно образовательной деятельности

по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с нарушениями речи

Тема: Фрукты. Ягоды

Выполнила:

учитель-логопед Олейниченко

Наталья Алексеевна

Курск, 2014

Цель: образование относительных прилагательных от существительных.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять и активизировать знания детей по теме «Фрукты. Ягоды».
  • Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.
  • Учить изменять относительные прилагательные по родам и падежам.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать связную речь.
  • Развивать артикуляционную, мелкую моторику, координацию речи с движением.
  • Развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные:

  • Закрепить правила поведения в магазине.
  • Воспитывать усидчивость, самостоятельность, инициативность.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.

План:

I. Организационный момент.

1. Приветствие «Солнышко»

II. Основная часть.

  1. Дидактическая игра «Отгадай загадку»
  2. Дидактическая игра «В гостях у белочки»
  3. Артикуляционная гимнастика.
  4. Дидактическая игра «Малыш и Карлсон»

Динамическая пауза. Музыкальная зарядка «Встали зайцы по порядку»

  1. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
  2. Дидактическая игра «Поправь Незнайку»

III. Итог занятия.

Оборудование: сюжетные картинки: «В гостях у белочки», на которой изображен алгоритм приготовления варенья; «Малыш и Карлсон», «Магазин»; картинки с изображением: баночек с вареньем (клубничное, вишнёвое, апельсиновое, малиновое, смородиновое, мандариновое, абрикосовое, лимонное), коробочек с соком (фруктовый, малиновый, ананасовый, яблочный, сливовый, банановый, лимонный, абрикосовый, грушевый, вишнёвый, клубничный, персиковый, апельсиновый, виноградный, арбузный); карточки для игры «Малыш и Карлсон», на которых изображены фрукт или ягода, стакан с соком, конфета, банки с вареньем; картинки: Незнайка, солнышко (большое и маленькие на каждого ребёнка), МР3 запись музыкальной зарядки «Встали зайцы по порядку», презентация Microsoft Office Power Point на тему: «Фрукты. Ягоды», ноутбук.

Предварительная работа: рассматривание фруктов и ягод, подбор определений; отгадывание загадок, проведение игры «Как Незнайка варенье варил» (знакомство со способом приготовления варенья); проведение сюжетно-ролевой игры «Магазин»; разучивание музыкальной зарядки «Встали зайцы по порядку», проведение артикуляционной гимнастики.

Виды деятельности: речевая, игровая, коммуникативная, двигательная.

Содержание образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

Приветствие «Солнышко» (создание эмоционально-положительного фона)

Учитель-логопед.Каждое утро просыпается солнышко и ра­дует нас своим появлением. Давайте возьмемся за руки и сделаем «солнышко». Наши руки будут его лучами: руки вверх поднимаем, пальцы рас­ставляем в стороны. У солнца много лучей, которые своим светом радуют всех, а теплом согревают все вокруг: руки опускаем по сторонам и снова беремся за них.

Обычно, видя солнце, люди невольно улыбаются ему. Вот уже улыбки засияли и на ва­ших лицах. Улыбнитесь себе! Улыбнитесь всем и всему, что окружает нас. Чем чаще вы будете улыбаться, тем светлее, чище, радостнее и приятнее будет всем, кто находится ря­дом с вами.

Учитель-логопед. Ребята, а сейчас давайте вспомним названия фруктов и ягод, которые мы с вами изучили. На своё место сядет тот, кто назовёт фрукт или ягоду.

Дети называют по одному фрукту или ягоде и садятся на свои места.

  1. Основная часть.

Учитель-логопед. Сегодня утром я получила письмо, но не простое, а электронное. Чтобы его открыть и узнать от кого оно, мы должны с вами отгадать загадки. Вы согласны?

Дидактическая игра «Отгадай загадку»

Для проведения игры используется презентация MicrosoftOfficePowerPoint на тему: «Фрукты. Ягоды» и ноутбук. На экране появляется текст загадки, учитель-логопед её зачитывает и после отгадывания появляется изображение фрукта или ягоды. После отгадывания всех загадок на экране появляется изображение белочки и приглашение на чаепитие.

Круглое, румяное, Этот фрукт на вкус хорош

Я расту на ветке; И на лампочку похож.

Любят меня взрослые (Груша)

И маленькие детки. Он почти как апельсин,

(Яблоко) С толстой кожей, сочный,

С оранжевой кожей, Недостаток лишь один -

На мячик похожий, Кислый очень, очень.

Но в центре не пусто, (Лимон)

А сочно и вкусно. Отгадать не очень просто

(Апельсин) Вот такой я фруктик знаю

Сладок он, но толстокож, Речь идёт не о кокосе,

И чуть-чуть на серп похож. Не о груше, не о сливе.

(Банан) Птица есть ещё такая

Называют также…. Киви.

Вкусны – оближешь пальчики Пушистый фрукт на ветке рос,

Оранжевые мячики. Сладкий, сочный…. Абрикос.

Но только в них я не играю,

Я неизменно их съедаю. Вот оранжевая дама

(Мандарины) Своенравна и упряма.

Плод этот сладкий, Аромат нас свёл с ума

И круглый, и гладкий, Это рыжая… Хурма.

Внутри душистый, Синий мундир,

Снаружи пушистый, Тёплая подкладка.

А серёдка плода – А в середине сладко.

Словно камень тверда.(Слива)

(Персик)

Один мы знаем Что за фрукт -

Удивительнейший фрукт. Шкатулочка с секретом.

Апельсин напоминает. Семена – стекляшки на ветке

Называется… Грейпфрут. Все прозрачные, все розового цвета.

Потрясёшь, как странно, не звенят.

(Гранат)

Учитель-логопед. Молодцы, вы замечательно справились с заданием. И посмотрите, белочка нас приглашает на чай с вареньем. Белочка известная кулинарка и особенно вкусным у неё получается варенье. Но прежде чем отправиться к ней в гости давайте вспомним, как правильно варить варенье.

Дети. Мы должны собрать фрукты или ягоды. Вымыть их и положить в миску. Засыпать их сахаром. Поставить на плиту, зажечь огонь и варить до готовности. Затем снимаем с плиты и разливаем по баночкам. Варенье готово.

Учитель-логопед. Молодцы, вы всё правильно запомнили и летом маме сможете помочь.

Дидактическая игра «В гостях у белочки» (образование относительных прилагательных от существительных)

На доске вывешивается сюжетная картинка и картинки с изображением баночек с вареньем.

А теперь давайте посмотрим, какие фрукты и ягоды собрала белочка и какое варенье она из них сварила.

Дети: Белочка собрала малину и сварила малиновое варенье.

Белочка собрала клубнику и сварила клубничное варенье…

Аналогично дети образуют прилагательные от существительных вишня, апельсин, смородина, абрикос, лимон и отвечают полными предложениями.

Учитель-логопед.Ребята, вкусное варенье получилось у белочки? А давайте покажем.

Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики, подготовка артикуляционного аппарата к постановке шипящих звуков)

Упражнение «Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизать губу, делая движения сверху вниз.

Упражнение «Чашечка» - улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки, удерживать 5 секунд.

Упражнение «Ступеньки» (чередование «чашечка» на верхней губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка» вверху за зубами) – улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

Учитель-логопед. Ребята, назовите мультипликационного героя, который очень любит варенье, конфеты, а также живёт на крыше.

Дети. Карлсон.

Дидактическая игра «Малыш и Карлсон» (изменение относительных прилагательных по родам и падежам)

На доске вывешивается сюжетная картинка «Малыш и Карлсон».

Учитель-логопед. К Малышу в гости прилетел известный сластёна и лакомка Карлсон. Чем же его угостит Малыш?

Дети достают карточки и называют сначала изображенный фрукт (ягоду). Это актуализирует знания детей по теме. Далее они проговаривают, как называется сок из изображенного фрукта (ягоды), конфета (или начинка пирога) с этим вкусом, варенье (или мороженое). Это позволяет изменить образованное относительное прилагательное по родам.

Например, карточка с изображением яблока: сок из яблока (какой?) – яблочный, конфета (какая?) – яблочная, варенье (какое?) – яблочное.

Затем дети отвечают на вопросы полными предложениями (употребление относительных прилагательных в винительном и творительном падежах)

Учитель-логопед. Чем Малыш угостит Карсона?

Дети. Малыш угостит Карлсона апельсиновым вареньем, апельсиновым соком и апельсиновой конфетой.

Учитель-логопед. Что Малыш предложит Карлсону?

Дети. Малыш предложит Карлсону банановое варенье, банановый сок и банановую конфету.

Музыкальная зарядка «Встали зайцы по порядку»

Учитель-логопед. Молодцы, попрыгали и вам, наверно, захотелось пить. А что лучше всего утоляет жажду?

Дети. Сок.

Учитель-логопед. А из чего делают сок?

Дети. Из фруктов, ягод и овощей.

Учитель-логопед. Если сок сделали из фруктов, то он какой?

Дети. Фруктовый.

Учитель-логопед. А если сок сделали из ягод, то он…

Дети. Ягодный.

Учитель-логопед. А если из овощей?

Дети. Овощной.

Учитель-логопед. А где мы покупаем сок?

Дети. В магазине.

Учитель-логопед. Я предлагаю отправиться в магазин за соком, но сначала давайте повторим, как надо вести себя в магазине.

Дети отвечают.

Сюжетно-ролевая игра «В магазине» (закрепление полученных знаний)

На доске вывешивается сюжетная картинка «В магазине» и картинки с изображением коробочек с соком (фруктовый, малиновый, ананасовый, яблочный, грушевый, лимонный, абрикосовый, персиковый, виноградный, сливовый, апельсиновый, арбузный).

Учитель-логопед сначала сам выступает в роли продавца, а дети - в роли покупателей. Затем он предлагает кому-нибудь из детей быть в роли продавца.

Примерный диалог:

Покупатель: Здравствуйте, дайте мне, пожалуйста, персиковый сок.

Продавец: Здравствуйте. Возьмите, пожалуйста, персиковый сок. Пейте на здоровье.

Покупатель: Спасибо. До свидания.

Учитель-логопед. Ребята, к нам за помощью обратился ещё один герой из мультфильма.

На доске вывешивается картинка с изображением Незнайки.

Учитель-логопед.Незнайка решил написать рассказ о фруктах и ягодах, но в некоторых предложениях он допустил ошибки. Поможем ему? Тогда внимательно послушайте предложения и исправьте ошибки.

Учитель-логопед читает предложения, дети исправляют ошибки и проговаривают исправленные предложения, чётко проговаривая окончания в прилагательных.

Учитель-логопед. Мама выжимаетабрикосовое сок.

Дети. Мама выжимает абрикосовый сок.

Учитель-логопед. Дедушка варит виноградный варенье.

Дети. Дедушка варит виноградное варенье.

Учитель-логопед. Петя готовит банановый пюре.

Дети. Петя готовит банановое пюре.

Учитель-логопед. Повар варит грушевое компот.

Дети. Повар варит грушевый компот.

Учитель-логопед. Молодцы, ребята! Вы замечательно справились с этим заданием. Незнайка вам очень благодарен и побежал дальше писать свой рассказ.

  1. Итог занятия.

Учитель-логопед. А наше занятие подошло к концу. Мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали, какими вы были внимательными, отзывчивыми. Мы сегодня с вами хорошо поработали. Скажите, а вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось больше всего?

Дети отвечают.

Учитель-логопед.Я хочу вам подарить по маленькому солнышку, которое вы можете повесить у себя дома.

02.01.2018 23:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!